Виктор МАЛИНОВСКИЙ, член Конституционного совета, доктор юридических наук, "Казахстанская правда", 11 августа
Значимость для Казахстана действующей уже пятнадцать лет Конституции трудно переоценить. Она многогранна, имеет целый спектр составляющих, которые раскрывают роль Основного закона в жизни каждого гражданина, общества и государства. Соответственно и празднованию Дня Конституции мы придаем все большее значение. По инициативе Главы государства, начиная с прошлого года, свое почтение Основному закону на военном параде свидетельствуют Вооруженные силы страны. Это весьма символично и показательно! Конституция Республики Казахстан – особый документ. Его оценки пребывают в различных плоскостях и на разных уровнях. Велика его политическая роль. Ведь в нем провозглашаются и закрепляются основы общественного строя и государственности, понимание человека как высшей ценности, начала правовой системы и отношений собственности, статус языков. Ознакомление с преамбулой и первым разделом дают все основания для утверждений о гуманистическом и демократическом заделах закона законов амбициозной и уверенной в себе страны. При этом тот факт, что Конституция наделена особыми – учредительной, юридической, организационной, идеологической и международной – функциями, требует отношения к ней как к нормативно-правовому акту, имеющему прямое действие. Степень эффективности Конституции берет истоки в уровне качества ее проекта. С этой позиции успешными для страны представляются Декларация о государственном суверенитете (от 25 октября 1990 года) и Конституционный закон "О государственной независимости Республики Казахстан" (от 16 декабря 1991 года). Своего рода компромиссом между прошлым и будущим можно считать Конституцию 1993 года, содержащую не во всем корректные формулировки отдельных положений, которые вызвали неоднозначную реакцию населения и определенную настороженность инвесторов. Поэтому был закономерен итог – оперативная подготовка проекта новой Конституции страны, его обстоятельное обсуждение казахстанцами и принятие народом на референдуме. Такой предельно ответственный и мощнейший "конституционный блицкриг" является одной из заслуг (без преувеличения, эпохальных) Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Итоги республиканского референдума 30 августа 1995 года в очередной раз подтвердили поддержку действующего Главы государства подавляющим большинством казахстанцев. Сегодня, по прошествии пятнадцати лет, можно видеть, что именно новой Конституцией в Казахстане была открыта эра стабильности и роста. Эффективность Конституции обеспечивается посредством корректировки ее текста, которая проводится своевременно, строго предметно и максимально взвешенно. Избираемые для этого механизмы и процедуры способствуют концентрации внимания на важнейших востребованных обществом вопросах с последующей качественной отработкой профессионалами – юристами текстов норм Основного закона. Напомню, внесенные в Конституцию законом от 21 мая 2007 года изменения и дополнения были сформулированы по результатам нескольких лет широких и обстоятельных дискуссий. Причем еще до принятия данного закона, оперативно реагируя на отдельные предложения, Глава государства предпринял ряд конкретных действий по развитию гражданского общества. Уверен, каждому казахстанцу, любящему свой народ и думающему о его будущем, близки и понятны положения пункта 2 статьи 1 Конституции об общественном согласии и политической стабильности, об экономическом развитии на благо всего народа, о казахстанском патриотизме. А также о решении наиболее важных вопросов государственной и общественной жизни демократическими методами. Мы все прекрасно понимаем, чем для страны может обернуться забвение этих конституционных заповедей. То, что для нас особо важно, иногда вызывает раздражение со стороны зарубежных поклонников "свободной игры политических сил", представителей "чистой теории" и "непорочной политики". Тех, настойчивыми усилиями которых на карте мира порождены очаги напряженности, глубокие и нескончаемые межэтнические и межрелигиозные столкновения, кровь и слезы десятков и сотен тысяч ни в чем не повинных людей! С такими "добрыми советчиками" приходилось и приходится "скрещивать шпаги", в том числе и на весьма представительных международных симпозиумах. И очень важно, что предельно честная и ясная Конституция Казахстана на дальних подступах снимает вероятность перерастания в конфликты существующих в любом обществе противоречий. Целенаправленная деятельность государства по безусловному исполнению императивов пункта 3 статьи 20 и пункта 2 статьи 39 полностью исключает имеющие хождение в некоторых странах Запада весьма опасные явления. Имею в виду ставшее кое-где молодежной традицией "празднование" памятных дат погромами и поджогами, карикатурные глумления над чувствами верующих, дискуссии на темы о большей важности той или иной религии, о первичности свободы вероисповедания или свободы слова и другие. Сама постановка столь деликатных тем в плоскости противопоставления представляется абсурдной. И просто здорово, что благодаря председательству Казахстана в ОБСЕ именно наша конституционная идеология толерантности, транспарентности, традиций и доверия находит все большую поддержку в качестве стратегии будущего международного миропонимания. Очень объемной, многогранной и многотрудной представляется деятельность по трансформации конституционных ценностей. В этом, собственно, и проявляется преобразующая миссия Конституции. Здесь ее эффективность подтверждается масштабными победами и положительными результатами во многих сферах жизни общества. Нынешний Казахстан ни в какое сравнение не идет с пребывавшей в настоящем коллапсе страной пятнадцатилетней давности. Концентрация внимания общества на результативности положений и норм главного закона страны требует от специалистов-конституционалистов, теоретиков права, информатики и журналистов применения новейших IT-технологий, методик качественных и количественных измерений. С последующим определением научно обоснованных прогнозов. Вполне естественными для всех государств, в том числе и для развивающегося Казахстана, являются некоторые расхождения между декларациями Основного закона и существующей реальностью. Однако здесь никакой трагичности нет. Параллельно с "юридической" существует "живая" конституция. Между ними всегда наблюдаются определенные нестыковки: ведь жизнь намного богаче самого продуманного документа. Главное, чтобы это расхождение не оборачивалось превращением юридической конституции в фикцию. Казахстану это не грозит. На постепенное утверждение конституционализма работают весь государственный аппарат во главе с гарантом незыблемости Конституции – Президентом республики, а также ученые-правоведы и практики-юристы, ряд НПО и СМИ. Представляется важным определение факторов, стимулирующих проникновение конституционных идеалов во все уровни нашей действительности, включая конституционный менталитет "государевых людей" и "простых" граждан вне зависимости от их политических предпочтений. Одновременно необходимо четко видеть снижающие КПД прогрессивного конституционного воздействия, доставшиеся нам в наследство и рожденные современностью вызовы и риски внутреннего и международного свойства. И постоянно, день ото дня, скрупулезно и сугубо предметно работать над устранением последних. При этом особое внимание уделять обогащению конституционной идеологии, разъяснению и пропаганде казахстанских конституционных ценностей. Непременно помня о них и в ходе острых дискуссий по выяснению политических разногласий. Конституционный совет своими нормативными постановлениями ориентирует на правильное понимание норм Основного закона. Во взаимодействии с Советом по правовой политике при Главе государства он обеспечивает осуществление необходимых мер, заложенных в ежегодных Посланиях о состоянии конституционной законности. В развитие Конституции 1995 года успешно реализуется уже вторая президентская Концепция правовой политики на период до 2020 года, за счет чего планомерно и системно обновляется и совершенствуется законодательство. Успешный выход страны из мирового финансового кризиса еще больше приблизил наше государство к статусу социального. За всеми статьями Основного закона стоят постоянно наращиваемые усилия верховной власти, всего государства и общества, приносящие весомые плоды, выступающие главными критериями эффективности Конституции. Они есть альфа и омега казахстанского конституционного патриотизма. |