Екатерина Горбик, "Костанайские новости", 12 августа
Недавно весь Казахстан следил за историей алматинского второклассника Алихана Жуманова, который подал иск в 100 миллионов тенге на Минобрнауки. Пока учителя закатывали глаза от увиденных ошибок, ребенок поколения next смекнул и подсчитал, в какую сумму можно оценить "свои душевные муки и нравственные страдания от прочтения учебника по ПДД". Судя по сумме, намучился второклассник прилично. Минобрнауки теперь оправдывается, мол, издательство самовольно выпустило учебник. Знаете ли, это равносильно тому, как если бы ракеты выстрелили, а Минобороны воскликнуло: "Да вы что?!" А между тем такая ситуация с современными учебниками становится нормой. Достаточно вспомнить недавнюю историю с пособием "Введение в религиоведение", которое общественность обвиняла в том, что оно может сказаться на межрелигиозном согласии в стране. И опять же в министерстве кричали, что его издали без их согласия. Интересные вещи происходят – учебник не одобряют, но печатают, и он даже поступает в учебные заведения. А в министерстве ничего об этом не знают. Мистика – ничего не скажешь. Учебники-невидимки шагают по стране. Стивен Спиллберг обзавидовался бы! А между тем учебники – это часть мира, в котором мы живем. Получается, что эта часть нашего мира не самая лучшая – дилетанты, ошибки, постепенное вымирание специалистов. Недавно я беседовала с одним уважаемым педагогом, и он рассказал, что даже московские профессора дарят книги, выпущенные в центральных издательствах, со своими правками карандашом. Страшно подумать, каким вырастет поколение, обучавшееся на них. Например, ошибка в учебнике математики приведет к тому, что авиаконструктор неправильно рассчитает модель самолета. В итоге увеличится количество катастроф, а в момент гибели люди будут думать о несовершенстве этого мира (учитывая, что в учебнике "Познание мира" среди животных степей, занесенных в Красную книгу, значится ковыль...) Современные учебники специалисты обвиняют в опечатках, орфографических и пунктуационных ошибках, а также неточных формулировках. И самое грустное в том, что такие учебники, или, как их еще шутливо называют, ошибники, выпускают из года в год. В итоге это может не лучшим образом сказаться не только на качестве образования. Помню, когда я училась в школе, слово "ошибка" произносилось только в отношении учеников. Она могла быть в диктанте, контрольной работе по математике, химической формуле. За одиннадцать лет учебы мы ни разу не услышали об ошибках, допущенных в учебниках. Возможно, в советских учебниках, которые после перестройки все кинулись переписывать, их просто не было. А быть может, у учителей хватало такта их не озвучивать. Сегодня мы говорим о том, что нужно поднимать престиж профессии педагога. И тут же кричим о многочисленных ошибках, допущенных в учебниках. В итоге дети со спортивным интересом начинают выискивать ошибки. А ведь пишут школьные учебники не графоманы, а педагоги. Грустно получается, что отличники боятся получить четверку за год, а взрослые тети и дяди не боятся получить ее в аттестат своего профессионализма. |