"Хабар", 25 августа
Нужны ли изменения в Основном законе страны, решали сегодня в Казахстанском институте стратегических исследований отечественные правоведы, политологи и другие эксперты. Накануне 15-летия казахстанской Конституции ученые попытались подвести итоги этого этапа и дать ему соответствующую оценку. Через два года в Казахстане пройдут президентские и парламентские выборы. Однако уже сейчас очевидно, что шансов сформировать многопартийный парламент мало. Согласно результатам социологического исследования, который провел независимый центр "Стратегия", 89% казахстанцев позитивно оценили деятельность Нурсултана Назарбаева. А за возглавляемый им "Нур Отан" готовы голосовать 72% опрошенных. Остальные восемь партий, отметили опрошенные, не имеют конкретной программы действий, в связи с чем, к примеру, за "Ак жол" свои голоса готовы отдать только 3% казахстанцев, а за Объединенную социал-демократическую партию – всего 2%. Поэтому некоторые эксперты предлагают зарезервировать определенное количество парламентских мандатов для представителей этих партий или снизить своеобразный "проходной балл". Булат Султанов, директор КИСИ при Президенте РК: - Казахстанские оппозиционные партии никак не могут договориться о совместных действиях и выработке совместной платформы. И я думаю, это не удивительно, потому что невозможно посадить за один стол национал-радикалов, западников, коммунистов, социал-демократов, патриотов и аграрников. Однако, и противников этой идеи немало. Они ссылаются на развитые западные страны, где постепенно наоборот повышают процентный порог для прохождения партий в парламент. Адиль Джунусов, зав. кафедрой политики и права КазГАУ им. Рыскулова: - Размер порога имеет важное влияние на парламентскую структурированность и политическую стабильность в целом. При очень низком барьере в парламент могут проходить множество мелких партий, в результате чего возникает множество фракций, и мы бы получили Верховную Раду Украины. Все вопросы тампедируются, фракции разделены, чтобы этого не получить был установлен 7% барьер. В конституционный закон "О выборах" изменения вносились 11 раз. И всегда они были продиктованы не войной стандартов, навязанной извне или оппозицией, а стремлением сделать выборный процесс максимально открытым и прозрачным, уверен профессор Адиль Джунусов. А вообще, главный документ страны следует рассматривать как общественный договор и баланс интересов личности, общества и государства, говорят эксперты. Айжан Жатканбаева, профессор КазНУ им. Аль-Фараби: - Осуществление такого рода баланса разносторонних интересов всех социальных групп и их практическая реализация есть не что иное, как обеспечение всеобщей безопасности. Само собой разумеется, что практическая реализация такого баланса должна поддерживаться всей системой государственного и общественных институтов. Конституция – не догма и не застывшая лава, поэтому будет совершенствоваться и дополняться еще не раз, уверены участники встречи. Но, как сказал Эйнштейн: "Если вы хотите быстрых изменений в каком-либо процессе, вам надо идти в булочники". А пока Основной закон нашей страны вполне отражает реалии времени. |