NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 22:30 ast
20:30 msk

Как Смагул, так и скажу!
Заместитель национально-патриотического движения "Мемлекеттiк Тiл" Смагул Елубай – личность широко известная в узких кругах. Автор, как многие утверждают, знакового романа "Одинокая юрта в степи" стал, ровно неделю тому назад, очередным гостем дискуссионного клуба "АйтPARK", дабы поговорить на русском языке о проблемах казахов – настоящих и ненастоящих…
08.09.2010 / политика и общество

Ренат Байтов, www.dialog.kz, 7 августа

Заместитель национально-патриотического движения "Мемлекеттiк Тiл" ("Государственный язык") Смагул Елубай – личность широко известная в узких кругах. Автор, как многие утверждают, знакового романа "Одинокая юрта в степи" стал, ровно неделю тому назад, очередным гостем дискуссионного клуба "АйтPARK", дабы поговорить на русском языке о проблемах казахов – настоящих и ненастоящих. Разговор выдался жарким, а самое главное, оставил и поставил много вопросов, ответы на которые многие тщетно пытаются найти уже долгие годы.
Во-первых, хотелось бы сказать, что роман "Одинокая юрта в степи" не из той категории художественных произведений, который может вызвать однозначную реакцию даже у читающей части казахоязычного населения. Многие считают это произведение, посвященное голоду 1931-1933 годов, когда казахи потеряли более двух миллионов человек, действительно знаковым для казахской литературы и истории, другие утверждают, что при всех его достоинствах, роман вышел не в то время – быть ему знаковым, выйди он в печать лет 40 тому назад. А он вышел на исходе распада СССР. Потому, дескать, и личность Елубая не столь однозначна, как некоторым того хотелось бы.
Во-вторых, хотелось бы обозначить основную тему заседания – шала-казахи и нагыз-казахи глазами казахского национал-патриота. Тему, которая вот уже два десятка лет разъедает самые лучшие умы национальной интеллигенции, но, разъев один ум, тут же принимается за второй. Ну, и, в-третьих, хотелось бы пару слов сказать о самом Смагуле Елубае. Его коллега по писательскому цеху, знающий Смагула-ага два десятка лет, охарактеризовал его так: "Это один из самых интеллигентнейших казахов, которого я когда-либо видел. По крайней мере, сволочизма в нем ни капли нет. Не то что в некоторых". Последнее предложение было высказано в адрес, надо полагать, некоторых известных коллег и соратников писателя.
Перед началом заседания, писатель отметил, что никогда еще публично не выступал на русском языке, дабы взыскательная публика строго не судила. Эта как будто бы невзначай брошенная фраза имела, как оказалось в дальнейшем колоссальное значение. Многие из присутствующих в зале журналистов и просто заинтересованных людей испытывали двоякое чувство. С одной стороны, многие испытывают к писателю глубокое уважение, с другой, мягко говоря, не разделяют мнения национал-патриотов по поводу феномена шала-казахов. Здесь очень показателен пример Абдижамила Нурпеисова, который как-то в разговоре с автором материала отметил, что является литератором и в политические и экономические дела не лезет, пытаясь высказать свое мнение языком своих произведений. В этом смысле позиции Смагула Елубая и Мухтара Шаханова, конечно, не так однозначны.
Несмотря на то, что Смагул-ага и считается человеком интеллигентным, его выступление на русском языке местами назвать таковым было чрезвычайно сложно. Во-первых, писатель очень жестко высказывался о советском режиме и коммунистах, во-вторых, очень часто употреблял по отношению к героям своих рассуждений слово "мутанты". Конечно же, под это определение попали и шала-казахи. Вообще, во время заседания не покидало ощущение некоего де жа вю. Бросалось в глаза, что Елубай попросту не готов выдерживать темп и уровень дискуссии на русском языке, а его резкие и порой грубые выражения и определения являются продуктом "дефектов речи". Естественно, после заседания он не раз и не два пожалел о том, о чем сказал. Так же ярые сторонники Шаханова говорят о том, что "Мука на русском говорит совсем не то, что на казахском". В этом – первая и основная проблема национал-патриотов. Сам Смагул Елубай дал понять в начале беседы, что национал-патриоты должны работать на русскоязычного слушателя. Но так работать на русскоязычного слушателя нельзя. Вернее, можно, вот только эффект будет обратным. Сразу же подумалось – неужели в стане национал-патриотов нет человека, который бы ясно, четко, а самое главное, корректно, смог бы донести до собеседника мысли своего сообщества и собственно свои? Например трудно представить, что аудитория не может понять Айдоса Саримова, настоящего билингва. Другой разговор, что не всякая аудитория воспримет идеи Саримова и его единомышленников, также входящих в национал-патриотическую когорту. Но там хоть с "великим и могучим" все в порядке…
Но вернемся к Смагулу Елубаю. Наибольшее недоумение вызвала идеологическая и историческая база, которую подвел для начала под свои рнассуждения данный господин. Начал он с истории, говоря о том, что казахи потеряли с 1918 по 1933 год 4 миллиона человек, 70 тысяч интеллигентов (национал-патриотов) в 1937 году. Затем война – 450 тысяч казахов погибло. Последней каплей стала целина, после которой казахи остались в меньшинстве на своей земле. После этого появилась новая интеллигенция – интеллигенция конформистов. Это, по мнению писателя, произвело первое поколение казахов-мутантов, а другими словами – первых шала-казахов. Людей неверующих, без родного языка и национального самосознания. В настоящее время, отметил Елубай, мы проходим четвертую стадию мутации. Четвертое поколение – это наши дети, которые сегодня идут в школу.
"Когда я вижу толпу казахской молодежи, не говорящей на своем языке, мое горло разрывает крик, – говорил писатель. – Но я не хочу им ничего говорить, потому что меня никто бы не понял". Здесь совершенно автоматически подумалось: "А когда Смагул-ага видит нищих учителей, когда врачи заражают детей ВИЧ, когда сажают невиновных людей, когда он видит или слышит о малолетних проститутках-казашках или видит наркоманов, у него крик не рождается в горле? Или подобные проблемы в компетенцию писателей и национал-патриотов не входят?". Хотя, возможно и впрямь, эта тема совсем для другого разговора…
Смагул Елубай уверен, что нужно законодательно обязать каждого казахстанца овладевать казахским языком, и особенно сделать упор на госслужащих. Они все, по мнению писателя, должны быть как минимум двуязычными. Однако, корень проблемы шала-казахов в нашей стране, по его мнению, заключается в другом. Если в начале прошлого века казахам угрожала власть Советов, подводя их под массовое уничтожение, то сегодня перед нами стоит не меньшая угроза – угроза глобализации. Человек, являющийся ни казахом, ни русским, не владеющий собственным языком – человек массовой культура. В этом и кроется опасность для страны – в массовой культуре, и в массовости массовой культуры. В таком случае мы потеряем не только страну, но и нацию, считает писатель.
Очень многое из сказанного Смагулом Елубаем было обычным словесным шлаком. Во время дискуссии он зачастую бросался из крайности в крайность, то заявляя, что распространение неказахского населения и русского языка во время освоения целины фактически закончило первый этап мутации казахов, то говоря о том, что русский язык является благом и уж нагыз-казахам точно не мешает. Другими словами, как сказал один из присутствующих журналистов, "от бычачьих наездов переходил к пошлым извинениям".
Самое же скорбное заключается в том, что Елубай фактически не ответил ни на один острый вопрос ведущего и журналистов. Например, касающихся конформизма в среде писателей из нагыз-казахов. Или в способах выхода из ситуации, кроме того как "запретить" или "обязать" законодательно. А значит, проблема как была, так и осталась. Осталась правда также и одна крамольная мысль: а есть ли вообще эта проблема и в чем она заключается? По крайней мере, Смагулу Елубай в этом убедить не смог. Как минимум – на русском языке… Кстати, взгляд со стороны. В зале были казахские журналисты, задававшие свои вопросы на казахском языке. Могу сказать точно – уважаемый Смагул-ага кажется не удовлетворил своими ответами и посылами своих младших коллег (ибо каждый казахский журналист – это обычно почти поэт или писатель). Один молодой человек, даже не досидев до конца, покинул площадку "Айт PARK"-а со словами, проговоренными вполголоса, которые можно перевести следующим образом: "И что я сижу здесь, чего жду?". И еще. Спикер собрания в самом начале встречи заявил, что он специально решил выступить на русском, чтобы дойти до русскоязычных сограждан. Однако, в отчете с мероприятия, опубликованном в одной из крупноформатных казахскоязычных газет, тем не менее, было написано, что Смагул Елубай взялся осветить казахские проблемы, но отвечал почему то на …русском языке.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Пленарное заседание Мажилиса 30.09.2010
Состоялось заключительное заседание Комиссии по присуждению Госпремий в области литературы и искусства 30.09.2010
Состоялось очередное заседание Государственной комиссии по вопросам модернизации экономики 30.09.2010
Депутатский запрос Генпрокурору: о здоровье пациента 30.09.2010
Мажилисмен призывает жестко контролировать влияние религиозных учений на детскую психику 30.09.2010
Счетный комитет разрабатывает Концепцию развития системы государственного финансового контроля РК до 2020 года 30.09.2010
Министерство финансов продолжает работу по повышению прозрачности в своей деятельности 30.09.2010
"Круглый стол" по вопросам регистрации прав на произведения 30.09.2010
Направление уже обозначили, но послать пока стесняются 30.09.2010
В Астане представители спецслужб и эксперты в сфере разоружения разных стран делятся опытом борьбы с ядерным терроризмом 30.09.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz