Раушанбек АБСАТТАРОВ, профессор, зав. кафедрой политологии и социологии КазНУ им. Абая, доктор философских наук, "Литер", 8 сентября
В культуре общения народов Казахстана практически отражено такое качественное состояние сознания, которое детерминировано объективным процессом развития и взаимосближением национальных общностей, необходимостью объединения усилий многонационального казахстанского народа в утверждении и совершенствовании нового демократического, справедливого общества. Социальная ценность этой культуры состоит прежде всего в полезности и практической целесообразности. Под таким углом зрения мы обязаны видеть положение дел во всех сферах жизни. Именно практическая деятельность дает нам принципиальный ответ на вопрос, в каком направлении и какими темпами идет и будет развиваться процесс формирования культуры общения людей разных национальностей, какие нормы, принципы останутся ведущими в их взглядах и, соответственно, в общественном поведении. При этом не следует забывать, что уровень зрелости межнационального, человеческого общения характеризуется не только усвоением принципов его культуры, но и "растворением" этих принципов в себе, выработкой внутренней потребности к межнациональному согласию, высокоинтернационалистскому поведению в любых обстоятельствах. Человек, следующий принципам высокой культуры общения народов, как правило, социально активнее, более дальновиден, увереннее смотрит в будущее. Интересными представляются с точки зрения определения зрелости культуры общения народов Казахстана и поиска путей роста культуры и общения казахстанцев ответы на вопрос, с людьми каких национальностей у вас сложились наиболее тесные, дружественные отношения. Приведу результаты социологического исследования, проведенного нами на Алматинском хлопчатобумажном комбинате (675 респондентов), Шымкентском свинцовом заводе (401) и среди тружеников села Алматинской области (349 респондентов): У лиц казахской национальности тесные отношения сложились с людьми своей же национальности – 66,7 процента респондентов; русскими – 57,4; уйгурами – 32,4; татарами – 20,9; немцами – 20; узбеками – 17,4 и украинцами – 14,3. У лиц русской национальности наиболее тесные отношения сложились с русскими – 65,6; казахами – 55,6; немцами – 39,7; украинцами – 37,8; уйгурами – 24,7; татарами – 21,1; узбеками – 14,2. У лиц уйгурской национальности такие отношения сложились: с казахами – 59,5 процента; уйгурами – 47,4; русскими – 44,5; узбеками – 14,2; немцами – 9,2; татарами – 8,1; украинцами – 6,9. Украинцы ответили, что наиболее дружественные отношения у них сложились с людьми других национальностей: 76,6 процента – с русскими, 67,7 – казахами, 47,1 – уйгурами; 44,1 – украинцами; 44,1 – татарами; 35,3 – немцами; 17,6 – узбеками; лица немецкой национальности ответили: 82,5 – русскими; 64,1 – казахами; 56,4 – немцами; 23,1 – уйгурами; 23,1 – украинцами; 17,9 – татарами и 10,3 – узбеками. Как видим, даже беглый взгляд позволяет оценить ситуацию межнационального общения в регионе нового Казахстана и установки людей разных национальностей на общение. Поливариантность установок на межнациональное общение говорит о том, что в обществе утвердилась высокая степень культуры общения народов. Необходимо эти процессы регулировать, особенно углублять и расширять межнациональное общение, а не способствовать разделению народов различными экстремистскими, религиозными, шовинистическими и националистическими лозунгами. В русло этих тенденций вписываются подлинно национальная идея, создание общенационального согласия и единения народов Казахстана. Они призваны объединять усилия народа в его стремлении к взаимопониманию, взаимоуважению и миру в многонациональном обществе. |