Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 6 октября
На пленарном заседании в Мажилисе под председательством Урала Мухамеджанова Палата поддержала заключение Комитета по финансам и бюджету, одобрив законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечного кредитования и защиты прав потребителей финансовых услуг и инвесторов" (первое чтение). Докладывали о проекте закона председатель Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций Елена Бахмутова и секретарь Комитета по финансам и бюджету Сансызбай Есилов. Законопроект разработан для совершенствования системы защиты прав потребителей финансовых услуг, и механизмов защиты социальных гарантий граждан по вопросам ипотечного кредитования, а также усиления ответственности должностных лиц акционерных обществ (АО) путем определения их персональной ответственности за принимаемые решения. После обсуждения доклада министра экономического развития и торговли Жанар Айтжановой Мажилис, заслушав депутата Егора Каппеля о заключении Комитета по экономической реформе и региональному развитию, дал также "добро" на законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности" (первое чтение). Основной целью законопроекта являются совершенствование системы регулирования торговой деятельности, защита и продвижение экономических интересов Республики Казахстан во внешнеторговой деятельности, а также обеспечение поддержки и доступа отечественных товаров на внешние рынки. Предусматриваются поправки в законы "О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров", "О лицензировании" и "О регулировании торговой деятельности". Как отмечается в заключении Комитета Мажилиса, депутатами внесены поправки, предусматривающие: наделение Правительства правом на установление предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовльственные товары; введение административной ответственности как за превышение размера предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовльственные товары, так и за ограничение доступа товаров в торговые сети или крупные торговые объекты; исключение норм по ведению реестров субъектов торговой деятельности, устанавливающие требования к оборудованию, содержанию торгового объекта и организации торговой денятельности. Также депутатами внесены поправки, касающиеся закрепления за Правительством и уполномоченным органом в области индустрии и новых технологий разработки и утверждения правил возмещения части затрат экспортерам по продвижению обработанных отечественных товаров на внешние рынки, а также перечня обработанных отечественных товаров, направленных на поддержку, развитие и продвижение экспорта. Одобрение Мажилиса получил законопроект "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года". О законопроекте доложили Министр транспорта и коммуникаций Абылгазы Кусаинов и секретарь Комитета Мажилиса по международным делам, обороне и безопасности Виктор Рогалев. Министр финансов Болат Жамишев и член Комитета по международным делам, оброне и безопасности Наталья Геллерт доложили Мажилису о проекте Закона РК "О ратификации Конвенции между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Армения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и на имущество и Протокола к нему". Палата одобрила данный проект закона. * * * Палата поручила профильным комитетам продолжить работу над законопроектами: "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма".
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: Малайзия – принцип одного окна
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Ирак Елекеев: "Поводом для депутатского запроса послужил недавний визит по линии Народно – Демократической партии "Нур Отан" рабочей группы в составе председателя комитета партийного контроля Рахимбекова Б.Г., депутатов Парламента Омарова К.О., Смаилова Б.А., Елекеева И.К., ответ. секретаря Министерства связи Абсатарова К., а также представителей бизнеса по изучению опыта осуществления экспортно-импортных операций Малайзии. Президентом Казахстана поставлена задача вхождения в список 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Однако, сегодня сложилась ситуация, когда сложные бюрократические процедуры для совершения экспортно-импортных операций снижают конкурентоспособность отечественных предпринимателей, в том числе в рамках Таможенного союза и приводят к чрезвычайно низкой оценке Казахстана по индикатору "Международная торговля" в рейтинге Всемирного банка по легкости ведения бизнеса (предпоследнее место из 183 стран уже 2 года подряд). В 2009 году было проведено исследование GTZ и USAID, которое показало, что участникам внешнеэкономической деятельности для экспорта или импорта продукции в среднем приходится пройти от 32 до 39 процедур, получить до 80 документов, затратить до 125 дней и 145 000 тенге! В Казахстане как минимум 14 министерств и ведомств регулируют экспортно-импортные операции, каждое из которых имеет свои требования к формату подачи данных. Отсутствие электронного документооборота и координации между государственными органами приводит к повторному требованию одних и тех же документов. Личный контакт участника внешнеэкономической деятельности с представителями власти создает благоприятную почву для коррупции. Решением существующей проблемы может стать создание электронного единого окна для экспортно-импортных операций, внедрение которого позволит участнику внешнеэкономической деятельности единожды подавать пакет документов для получения всех разрешительных документов, регулирующих международную торговлю, а так же создаст удобный интерфейс для государственных органов и бизнеса для получения всей необходимой информации по разрешительным документам. В результате, процесс подачи и обработки заявки может вполне сократиться с 125 до 1-2 дней. В некоторых странах данный процесс занимает часы и даже минуты. Система единого окна реализована уже более чем в 30 странах мира, в соответствии с рекомендацией № 33 СЕФАКТ ООН. К ним относятся США, Германия, Швеция, Сингапур, Корея, Малайзия, и даже Сенегал, Гана и другие. Инициатива также реализована на региональном уровне, например, в странах АСЕАН, что является актуальным для Казахстана в рамках Таможенного союза. На сегодняшний день в Казахстане разработано технико-экономическое обоснование проекта реализации единого окна, согласно которому в Казахстане существует технический потенциал и возможность реализации данного механизма. Проведена предварительная оценка стоимости в 5-7 млн долларов; рассчитано, что ввод в эксплуатацию программы займет 18 месяцев, а возврат инвестиций возможен в течение 2-3 лет. Однако, для координации государственных органов в реализации данного решения необходимо политическое решение в форме постановления Правительства о создании оператора единого окна и управляющей комиссии, в которую войдут представители руководства всех ведомств и органов, регулирующих международную торговлю, Национального банка и бизнес сообщества, и общественных организаций. Также полагаем, что на высоком политическом уровне необходимо принять концепцию создания единого окна.
Для справки: В Малайзии, например, создана Управляющая комиссия под руководством министра финансов. Членами комиссии являются все министерства и ведомства, регулирующие международную торговлю, банки, представители бизнес среды, перевозчики, и т.д. Комиссия состоит из нескольких тематических рабочих групп. Например, рабочая группа по бизнес процессам возглавляет вице-министр экономики, рабочая группа по техническим вопросам – представители IT-компаний и т.д. Решения принимаемые на встрече Управляющей комиссии являются обязательными для общего исполнения. Кроме этого Управляющая комиссия управляет Оператором единого окна – Даганг Нет (частной компанией, которая работает с государством по договору уже в течение 20 лет. Договор продлевается каждые 5 лет). Управляющая комиссия дает распоряжение Оператору единого окна и контролирует его исполнение, а так же проводит мониторинг ценовой политики во избежание монополизации услуг. Оператор единого окна – компания "ДагангНет", заключила договор с государством о неразглашении государственной тайны, а так же соглашение на предоставление услуг, в котором описаны все обязанности сторон. Организационная структура министерств идентична с казахстанской, поэтому пример Малайзии может быть использован при создании Оператора единого окна и Управляющей комиссии в Казахстане. Однако, есть опыт и других стран, который так же может быть учтен и рассмотрен. Уважаемый Карим Кажимканович, прошу Вас, взять проблему экспортно-импортных процедур под свой личный контроль и содействовать скорейшей реализации проекта по внедрению электронного единого окна в Казахстане. Мы готовы провести презентацию опыта Малайзии и обсудить все возникающие вопросов в назначенный Вами день". Под этим запросом подписались также депутаты Парламента Кайсар Омаров и Бауыржан Смаилов.
-----
Депутатский запрос Премьер-министру: Костанай – дефицит мест в детских садах
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратилась депутат Ольга Киколенко: "Поводом моего депутатского запроса к Вам является дефицит мест в детских садах, как в городской, так и сельской местности Костанайской области, дети которых должны быть охвачены дошкольным воспитанием и обучением. В настоящее время в Костанайской области функционирует 623 детских дошкольных организаций образования, в том числе 96 детских садов и 527 мини-центров. Общий контингент воспитанников составляет 30 653 ребенка, 53,8% (16 512 детей) – воспитанники детских садов, 46,2% (14 141ребенок) – мини – центров. Охват дошкольным воспитанием и обучением в области составляет 90,5%. Вместе с тем, с 1 января по 1 сентября 2010 года число ожидающих места в детских садах выросло с 7575 до 9592 человек, таким образом, за 8 месяцев текущего года очередность детей в детские сады увеличилась на 2017 человек. В настоящее время самые большие очереди на получение мест в дошкольных организациях остаются в городской местности-7222 ребенка. Высокая очередность остается в городах Костанае, Аркалыке, Камыстинском и Наурзумском районах. В целях снятия социальной напряженности в городе Костанае и обеспечения населения местами в дошкольные организации необходима реализация следующих инвестиционных проектов: "Реконструкция детского сада №4 на 280 мест в городе Костанае" (заключение Госэкспертизы от 30.07.2010г. №13-0142/10 с общей стоимостью- 584,514 млн.т.); "Реконструкция здания военного комиссариата под детский сад на 280 мест в городе Костанае" (заключение Госэкспертизы от 30.06.2010г. №13-0120/10 с общей стоимостью- 516,873 млн.т.); "Реконструкция школы-сад №5 под детский сад с бассейном (2 очередь-пристройка корпуса с бассейном)" (заключение Госэкспертизы от 30.06.2009г. №13-163/09 с общей стоимостью- 284,592 млн.т.). "Реконструкция детского сада на 160 мест в селе Камысты Камыстинского района Костанайской области" (заключение Госэкспертизы от 14.04.2009г. № 13-95/09 с общей стоимостью- 221,024 млн.т.). "Реконструкция детского сада "Балбобек" на 160 мест в селе Караменды Наурзумского района Костанайской области" (находится в Госэкспертизе). "Реконструкция детского сада на 110 мест в городе Аркалыке Костанайской области по ул. Каирбекова, 17" (заключение Госэкспертизы от 20.12.2009г. №13-0289/09 с общей стоимостью- 159,962 млн.т.). Вышеуказанные инвестиционные проекты заявлены в Министерство образования и науки Республики Казахстан для включения в перечень приоритетных местных бюджетных инвестиционных проектов, финансируемых за счет целевых трансфертов из республиканского бюджета на 2011-2013 годы, но, к сожалению, не включены в проект бюджета Республики Казахстан на 2011-2013 годы. Уважаемый Карим Кажимканович, убедительно прошу Вас оказать содействие по включению вышеуказанных инвестиционных проектов в республиканский бюджет на 2011-2013 годы и дать ответ на мой депутатский запрос в соответствии с установленным законодательством.
-------
Депутатский запрос Премьер-министру: Кызылагаш – урок для Правительства
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К. обратился депутат Тито Сыздыков: "Трагические события в с.Кызылагаш Алматинской области с человеческими жертвами и разрушениями, а также наводнения в других регионах Казахстана послужили серьезным уроком для Правительства страны и руководством для действий по недопущению подобных ситуаций в дальнейшем. Стала очевидной необходимость проведения полного комплексного обследования всех объектов водного хозяйства страны и выработки рекомендаций по оснащению плотин современными технологиями и средствами повышения безопасности эксплуатации. На сегодняшний день 66 водохранилищ находятся в республиканской собственности, 157 – в коммунальной собственности, 142 водоема – в частной собственности, 77 объектов – бесхозные. Строительство и возведение многих гидротехнических сооружений пришлось на 60-80-е годы прошлого столетия. Длительный срок эксплуатации, влияние климатических и сейсмических воздействий в местах расположения постепенно приводит к моральному и материальному износу всего комплекса гидротехнических сооружений. В соответствии с поручением первого заместителя Премьер-министра РК Шукеева У.Е., Комитетом по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК проведено дополнительное обследование ряда водохозяйственных объектов Алматинской области с привлечением иностранных специалистов. По результатам обследования была отмечена высокая потенциальная опасность некоторых проверяемых объектов. Состояние остальных характеризуется как удовлетворительное при условии проведения мероприятий по оснащению проверяемых, а также других 66 водохранилищ современными средствами и системами мониторинга, безопасности и эксплуатации и проведения необходимых ремонтно-восстановительных работ. Ориентировочная стоимость работ по обследованию, составлению отчета и выработке рекомендаций по всем 66 водохранилищам, согласно смете, составляет 733,7 млн. тенге. На основании вышеизложенного, а также в соответствии с пунктом 19 Правил обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений, утвержденных постановлением Правительства РК от 12.05.2009г. №690, прошу Вас, уважаемый Карим Кажимканович, в республиканском бюджете на 2011 год и 2012 год увеличить расходы по бюджетной программе 045 "Проведение обследований водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений" на 400,0 млн. тенге и 333,7 млн.тенге соответственно. Мировой опыт показывает, что по числу жертв и разрушений от стихийных бедствий можно судить о степени подготовки государства противостоять природным катаклизмам, в связи с чем, проведение обследований водохозяйственных систем и гидротехнических сооружений является объективной, своевременной профилактической мерой Правительства". |