Сагит Оспанов, "МК в Казахстане", 6 октября
Всего планируется сократить 26 тысяч штатных единиц. Именно единиц, а не людей, поскольку упразднять будут должности и, прежде всего, вакантные. Тем не менее, тысячам государевых людей придется искать себе новую работу. Одно из самых обсуждаемых событий в обществе вызвало двойственную реакцию. Кто-то считает, что "давно пора", другие сочувствуют новым безработным. В принципе, это довольно точно отражает парадоксальную ситуацию в сфере государственной службы. С одной стороны, сокращение штатов – неизбежное явление, когда экономика не на высоте. Международная организация труда недавно ухудшила свой прогноз насчет рынка труда – он вернется к докризисному состоянию не раньше 2015 года, хотя раньше сроком возврата назывался 2013-й. Мировая экономика уже потеряла более 29 миллионов рабочих мест, и МОТ увидела "новые облака на горизонте рынка труда". На таком фоне держать чрезмерно раздутый государственный аппарат – непозволительная роскошь. А в Казахстане он именно раздутый, превышая по количеству чиновников на душу населения развитые страны. При этом кадров в производственной сфере остро не хватает. Вопрос изменения трудового баланса от бюрократического к промышленному давно стоял на повестке дня. С другой стороны, при всем обилии чиновничьего люда качество государственных услуг страдает от нехватки исполнителей. Очереди за документами, нерассмотренные вовремя обращения, дежурные отписки вместо изучения проблем граждан, неграмотные проекты – все это объясняют именно хроническим дефицитом работников госструктур. А как же тогда быть с общим избытком чиновников? Все дело не в количестве, а в качестве, точнее, перераспределении функций. Слишком мало специалистов, которые оказывают государственные услуги, то есть работают непосредственно на население, и слишком много тех, кто занимается их "чутким руководством". Поэтому сама необходимость значительного сокращения госаппарата не вызывает сомнений. И дело даже не в экономии бюджета, как считают многие. Просто в экономике нового типа, которую мы пытаемся построить, государство не должно быть крупнейшим работодателем.
Декларации – даже из тюрьмы Работающих на государство ждет, помимо сокращения, тотальный контроль за доходами. Правительство на днях утвердило концепцию перехода к всеобщему декларированию и детальный план мероприятий. С 2014 года работники государственных учреждений, госпредприятий и компаний с участием государства будут сдавать декларации в налоговую. В 2016 году первоначальные декларации сдадут все остальные граждане. А с 2017 года начнется то, что кабмин именует "всеобъемлющим налоговым контролем доходов и имущества физических лиц". Всеобъемлющий – это не преувеличение. Правительство уже планирует, как разработать порядок предоставления деклараций гражданами, проходящими военную службу, а также ...находящимися в местах лишения свободы. Так что от налоговой нельзя будет скрыться ни в казарме, ни даже в тюремной камере. Сообщать в налоговую придется не только о доходах, но и имуществе. Чтобы обеспечить всеобщее декларирование, предстоит проделать огромную работу. Нужно создать сеть центров обработки деклараций, центров по работе с уведомлениями. Необходимо обеспечить связь налоговых баз с базами данных по регистрации физических лиц, недвижимости, транспортных средств. Но все же главная задача – предоставить условия для сдачи деклараций миллионами казахстанцев без лишней нервотрепки, пустой траты времени и бесконечных технических сбоев. Словом, всего того, что остается неотъемлемым атрибутом большинства государственных услуг. Правительство планирует, что люди будут сдавать налоговые декларации не в явочном порядке, а в электронном виде. В концепции красочно описано развитие сервиса по уплате налогов в бюджет через банкоматы, веб-киоски, подаче деклараций через "терминалы налогоплательщика". Правда, при этом почему-то забывается, что большая часть населения у нас проживает в сельской местности и малых городах, где с техническими благами – напряженка. Ездить в райцентры и стоять в очередях для жителей многих сел и аулов обойдется дороже, чем уплата налогов. Единственный выход для них – предполагаемая возможность – предоставлять декларации по почте заказным письмом с уведомлением. А вот государство свою связь с налогоплательщиками будет вести сразу по нескольким каналам. Напоминания о необходимости сдачи деклараций будут публиковаться в газетах, транслироваться по телевидению и даже приходить по СМС.
Налоги впереди доходов Авторы концепции почему-то упустили такой вопрос, как безопасность баз данных, в которых будет общее досье на всех казахстанцев: сколько они зарабатывают, чем владеют, где живут. За рубежом регулярно случаются скандалы, связанные с утечкой таких сведений. Неужели правительство решило, что нам это не грозит? Помимо многочисленных технических сложностей, с которыми столкнется всеобщее декларирование, сама его идея основывается на ошибочной концепции. Дело в том, что правительство, проводя реформу, пытается равняться на самые развитые западные страны. И приходит к выводу, что в сравнении с ними, у нас очень низкая доля поступлений в казну приходится на индивидуальный подоходный налог – всего 6 процентов. "Бюджеты развитых стран в основном формируются за счет налогов с физических лиц. В частности, поступления индивидуального подоходного налога в консолидированном бюджете составляют в США – 60 процентов, в Великобритании, Швейцарии, Швеции – по 40 процентов", – указано в концепции. Уму непостижимо, как могли правительственные аналитики додуматься до такого сравнения. Ведь средняя зарплата в Казахстане составляет четыреста долларов, а в США и западноевропейских странах – четыре тысячи. Основные доходы США и Европа получают за счет финансовых операций, услуг и инновационных отраслей. Все эти сферы завязаны на человеческом капитале. То есть в себестоимости львиная доля приходится на зарплаты. Естественно, что и в доходах бюджета главным источником являются отчисления с зарплат. В Казахстане основа национального богатства – продажа нефти и металлов. В их себестоимости оплата труда составляет мизерную часть. И такое положение не изменит никакая налоговая реформа. Единственный выход – смена структуры экономики в пользу высокотехнологичных отраслей и повышение заработных плат. Пока не будет высоких зарплат (массово, а не для избранных), индивидуальный подоходный налог не станет ключевым источником пополнения казны. Это закон экономики, и его не обойти никакими постановлениями правительства. Еще старик Маркс говорил, что экономика – базис. И этот базис мы не изменим надстройками.
Карманы – наружу Цель искоренить при помощи всеобщего декларирования теневую экономику звучит наивно. Реальные теневые доходы приносит теневая деятельность. В большинстве своем это "откаты" с тендеров. Их скрывают не для того, чтобы не платить налоги, а просто потому, чтобы не угодить за решетку. "Введение всеобщего декларирования позволит произвести 100-процентный охват по налоговому администрированию физических лиц". По мнению правительства, это обеспечит рост поступлений в бюджет по индивидуальному подоходному налогу минимум на 10 процентов. Если учесть, что этот налог приносит в казну лишь 6 процентов поступлений, общий эффект будет мизерным. Повысить его можно будет лишь в том случае, если государство действительно добьется полного декларирования имущества, то есть будет сопоставлять доходы человека и то, чем он владеет. Теоретически, чиновник со скромным окладом не сможет объяснить, откуда у него дорогой автомобиль или коттедж. Возможности для привычного способа – переписи имущества на родственников – также сузятся. Ведь все они тоже будут заполнять декларации. Обещает правительство отслеживать доходы и имущество казахстанцев и за рубежом. Очевидно, через три года одной из самых востребованных профессий станет налоговый консультант. Волей-неволей чиновникам придется заняться инновациями, изыскивая новые пути сокрытия не только доходов, но и всего добра, нажитого непосильным трудом. |