Асель КУСАИНОВА, "Казахстанская правда", 15 октября
Отечественные предприниматели, входящие в НЭП Казахстана "Союз Атамекен", озабочены применением жестких законодательных норм в сфере правовой ответственности бизнеса. Не секрет, что случаи привлечения предпринимателей к уголовной ответственности за незначительные или средние по своей тяжести экономические правонарушения, множатся. Наличие такого рода карательных норм неблагоприятно воздействует на общую предпринимательскую среду. Поэтому вполне закономерно, что на прошедшем в октябре заседании палаты председатель президиума НЭПК "Атамекен" Тимур Кулибаев назвал декриминализацию законодательства в сфере экономических преступлений одной из приоритетных задач по улучшению делового климата в стране. Актуальность обозначенной задачи в существующих правовых условиях, как показала активная дискуссия участников, вполне очевидна. Нередки примеры того, когда создавший собственное производство, рабочие места, оплачивающий налоги бизнесмен попадает в настоящий переплет: получает тюремный срок или выплачивает огромные штрафы в результате применения таких формулировок и норм, как "незаконная прибыль" или "лжепредпринимательство". Имеют место прецеденты привлечения к ответственности за суммы, в сотни раз превышающие реальные объемы их нарушений: например, при полученной прибыли в 1,5 млн. тенге предпринимателя осудили за нарушения на 120 млн., в которые входят и оплаченная стоимость товара, и расходы по транспортировке, и зарплата работников. Таким образом, происходит искусственное "раздувание" дела. То есть вместо обычного административного нарушения создаются основания уже для уголовной ответственности. Широко применяется и ставшая модной статья 192 Уголовного кодекса РК "лжепредпринимательство". Однако предусмотренные в ней нарушения – уклонение от налогов, мошенничество и незаконное предпринимательство – одновременно подпадают под другие статьи УК. Как показывает анализ, в реальности от действия этой статьи несут ответственность не столько мошенники, а заключившие с ними сделки добросовестные компании. Могут возразить, мол, не все так просто обстоит в классической цепочке товар – деньги – товар. Бесспорно и то, что существуют и фирмы-однодневки, сомнительные предприятия, строящие свой бизнес как раз на обходе законодательства. Но и в этом случае честный бизнес несет львиную долю материальной ответственности. Так, за действия 400 лжепредприятий наказаны 14 тыс. добросовестных предпринимателей по всему Казахстану. За этим стоит не только потеря репутации, что дорогого стоит, но и разорение, большие экономические потери для человека и страны. Поэтому вопрос о пересмотре в законодательстве подобного рода репрессивных норм в сторону их гуманизации уже назрел. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев потребовал реформировать, а 7 августа 2010 года подписал соответствующий Указ "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы в Республике Казахстан", направленный на декриминализацию преступлений, не представляющих большой общественной опасности, включая экономическую сферу. Логике президентского курса соответствует и утвержденный на данном заседании Союзом "Атамекен" пакет предложений по либерализации уголовно-правовых норм. Как отметил Тимур Кулибаев, гуманизация законодательства в экономической сфере является мировой тенденцией. Подобные успешные реформы уже проведены в США, Германии, Франции, а недавно и в соседней России. Во всех перечисленных реформах ключевой акцент делался на приоритетности прав личности, наличии института примирения с потерпевшим, а также широкое применение штрафов и других видов наказаний, не связанных с лишением свободы. Инициативы Союза "Атамекен" включают в себя полную декриминализацию 21 состава экономических преступлений из 77, предусмотренных действующим Уголовным кодексом. Из них 15 предложено перевести в разряд административных правонарушений, а 6 – исключить из правовой сферы в целом. В частности, "Атамекен" предлагает поставить на утрату статьи 192 "Лжепредпринимательство", в отношении которой поступает максимальное количество жалоб. Кроме того, инициируется полное исключение наказания в виде лишения свободы из санкций всех экономических преступлений небольшой и средней тяжести. Это касается 85% статей соответствующей главы Уголовного кодекса РК. Самый строгий вид наказания – лишение свободы – предлагается сохранить только в санкциях тяжких и особо тяжких экономических преступлений. Одновременно в санкциях за экономические преступления предлагается расширить сферу применения более мягких видов наказания. Инициативы "Атамекена" появились не на пустом месте. Этому предшествовала серьезная подготовительная работа, проведенная членами союза. Еще летом при его содействии создана рабочая группа при Генеральной прокуратуре, систематизировавшая предложения на местном и национальном уровнях. Обсуждение пакета предложений приняло широкий характер. В нем участвовали не только представители бизнеса, но и руководители государственных органов и ведомств. Сегодня принятый пакет предложений направлен в координационный совет при Правительстве и Правовой совет НДП "Нур Отан". В "Атамекене" убеждены, что предлагаемый союзом перевод наказаний за экономические нарушения из уголовной в административную сферу не только соответствует международным тенденциям декриминализации предпринимательского права, но и защитит бизнес от злоупотреблений недобросовестных сотрудников силовых органов и попыток рейдерского захвата собственности. |