www.atameken-kz.com, 19 октября
Уважаемые депутаты! Как известно, у Вас на рассмотрении находится законопроект о внесении изменений и дополнений в действующий Налоговый кодекс РК. Одним из изменений данного проекта предлагается переход от плоской шкалы индивидуального подоходного налога к прогрессивной. Бизнес-сообщество и работники предприятий выражают свою озабоченность по данному поводу. Прежде всего, необходимо отметить, что разработчиком проекта – Министерством финансов Республики Казахстан – так и не были представлены убедительные аргументы в пользу такого решения. Единственный внятный довод – об увеличении доходной части бюджета на 12 млрд.тенге – не выдерживает никакой критики в свете хронического недоосвоения расходной части бюджета на сотни миллиардов. Примечательно, что ответственность за это недоосвоение несет в том числе разработчик вносимых поправок. Еще более сомнительно выглядят попытки представить этот шаг как некую "социальную справедливость". В условиях рыночной экономики мерилом социальной справедливости выступает именно достойная заработная плата за совершенный труд. И размер заработной платы определяется трудовым вкладом работника в рентабельность компании. "Уравниловка" в данном смысле является отступлением от базовых принципов рыночной экономики, подрывающим здоровую мотивацию каждого члена трудового коллектива в общем успехе предприятия. Более того, в результате предлагаемых мер, основная нагрузка дополнительных налогов ляжет на ИТР и других высококвалифицированных специалистов, а также работников, занятых на производстве с тяжелыми и особо тяжелыми условиями труда в горной, металлургической, химической и других отраслях промышленности. Насколько справедливо дополнительно отбирать часть доходов у тех, кто их заработал честным и квалифицированным трудом? Бизнес регулярно поднимает работникам зарплату по призывам Президента Республики Казахстана к социальной ответственности и заботе о людях; рост зарплаты – это еще и результат реализации Генерального соглашения о социальном партнерстве, плод трудных переговоров и совместных усилий профсоюзов и работодателей. И все эти усилия фактически могут быть сведены на "нет" подобными мерами. В данном плане, внесение разработчиком названного предложения противоречит п.п.17 и 18 Генерального соглашения между Правительством РК, профсоюзами и объединениями работодателей на 2009-2022 годы, которые предусматривают участие представителей работников и работодателей в рассмотрении социально-экономической политики. Как такой подход согласуется с поддержкой профессионального и технического образования, задачей которого заявляется формирование казахстанских квалифицированных и высокооплачиваемых рабочих и технических кадров? Как скажется на экономике страны, прежде всего – на оборотах малых и средних предприятий – падение покупательского спроса за счет изъятия из оборота вышеуказанных 12 млрд.тенге, которым предстоит пополнить число недоосвоенных средств на счетах госорганов? А ведь эта сумма весьма ощутима для предпринимателей и сопоставима со средствами, направленными в рамках Дорожной карты бизнеса. Причем, если по Дорожной карте деньги выдаются под банковские проценты, то личные средства граждан поступают в малый и средний бизнес напрямую, через оплату за товары и услуги. Каково будет влияние прогрессивной ставки ИПН на общий бизнес-климат в стране? По оценкам специалистов, непосредственной реакцией на ее введение станет сокращение официальных зарплат на малых и средних предприятиях, а также возврат к теневым схемам через "обнальные" фирмы. На практике это означает всплеск лжепредпринимательства и массовый уход от налогообложения. Разработчики, вероятно, запамятовали, что переход к плоской шкале ИПН в свое время был продиктован именно стремлением вывести зарплаты "из тени" и сократить уклонение от налогов. И этот переход действительно сыграл важную роль в легализации зарплат и заметном повышении собираемости налогов. Напомним также о конкуренции за инвестиции в рамках Таможенного союза, в целях производства товаров и услуг для единого таможенного и экономического пространства. Одним из важнейших аргументов в этой конкуренции является фактор налоговой нагрузки. По данным экспертов, при переходе на прогрессивную шкалу ИПН, удельный вес налогов в заработной плате в нашей стране превысит аналогичный показатель Российской Федерации. Как скажется эта перспектива на позициях отечественных производителей? Просчитывал ли кто-нибудь, наконец, влияние всех перечисленных аспектов на экономику страны, особенно в их комплексном взаимодействии? Существуют ли внятные экономические расчеты, отвечающие на поставленные вопросы, помимо отговорок руководства Министерства финансов Казахстана? В одном из комментариев по данной теме, разработчики апеллировали к необходимости повышения налогообложения высокооплачиваемых менеджеров национальных компаний. Однако странно, что внесенные предложения в большей массе ущемляют работников частных компаний. Полагаем, что у Минфина имеются более адресные и более действенные инструменты. Уважаемые депутаты! На основании вышеизложенного, обращаемся к Вам с убедительной просьбой отклонить предложения по переходу к прогрессивной шкале индивидуального подоходного налога, до получения ясных ответов на поставленные в настоящем обращении вопросы и рассмотрения их на Республиканской трехсторонней комиссии по социальному партнерству.
С уважением,
Председатель Правления Национальной экономической палаты Казахстана "Союз "Атамекен" Азат Перуашев
Председатель Федерации профессиональных союзов Республики Казахстан Сиязбек Мукашев
Казахстанская Ассоциация предприятий нефтегазового и энергетического комплекса "KAZENERGY" А. Матишев
Ассоциация предприятий горно-металлургического комплекса Н. Радостовец
Ассоциация легкой промышленности Л. Худова
Ассоциация мебельной и деревообрабатывающей промышленности М. Глухов
Ассоциация финансистов С. Аханов
Союз пищевой и перерабатывающей промышленности Н. Безрукова
Казахстанская ассоциация IT-компаний И. Исин
Союз машиностроителей А. Кажкенов
Профсоюз предприятий торговли и сферы услуг Ж. Ажибаева
Профсоюз работников машиностроения К. Кусаинов
Профсоюз работников угольной промышленности М. Никифоров
Профсоюз трудящихся горно-металлургической промышленности А. Нуралин
Председатель Правления Корпорации "Казахмыс" Э. Огай
Вице-президент по финансам ТОО "Казцинк" А. Хмелев |