Пресс-служба Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, 22 октября
Счетный комитет рекомендует правительству институционально укрепить ревизионные комиссии маслихатов всех уровней. По итогам контроля соблюдения стандартов государственного финансового контроля ревизионными комиссиями маслихатов и инспекциями финансового контроля министерства финансов в Алматинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Мангистауской и Павлодарской областях Счетный комитет отмечает низкую эффективность организации и проведения внешнего контроля на местном уровне. В условиях ежегодного роста трансфертов и субвенций из республиканского бюджета, а также увеличения объемов финансирования мероприятий Дорожной карты это отрицательно сказывается на адресности и целевом характере доведения бюджетных средств до конечных пользователей. Ревизионные комиссии маслихатов зачастую не соблюдают требования стандарта "Компетентность". Уровень подготовленности специалистов, привлекаемых ревизионными комиссиями к контрольным мероприятиям, не соответствует квалификационным требованиям. Отдельными ревизионными комиссиями при рассмотрении и утверждении годового отчета об исполнении соответствующего местного бюджета используются материалы проверок областных инспекций Комитета финансового контроля министерства финансов. Ревизионные комиссии маслихатов не обеспечивают полноту и объективность контроля. Так, в 2008 году ревизионной комиссией маслихата г. Актау выдано четыре поручения на проведение контроля, однако фактически ни одного контрольного мероприятия не проведено. Все семь постановлений ревизионной комиссии принимались на основании материалов проверок инспекции финансового контроля по Мангистауской области. Экономическая эффективность деятельности ревизионных комиссий маслихатов Алматинской, Костанайской областей, городов Костанай, Актау, Талдыкорган, а также Костанайского, Мунайлинского, Павлодарского и Ескельдинского районов Костанайской, Мангистауской, Павлодарской и Алматинской областей остается на низком уровне. Например, ревизионной комиссией маслихата г. Костанай в 2008-2009 годы проведено 9 контрольных мероприятий, по итогам которых нарушений не установлено, при этом на заработную плату председателю ревкомиссии израсходовано 2 088,5 тыс. тенге. Аналогично ревизионной комиссией маслихата Ескельдинского района Алматинской области за 2008-2009 годы проведена только одна безрезультатная проверка, при этом на заработную плату председателю ревкомиссии израсходовано 1 295,9 тыс. тенге. В нарушение Закона "О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан" некоторые председатели ревизионных комиссий маслихатов осуществляют свои функции не на освобожденной основе. Например, председатели ревизионных комиссий маслихатов городов Актау и Усть-Каменогорск одновременно занимают должности директоров Мангистауского областного филиала АО "Народный банк Казахстана" и Восточно-Казахстанского областного филиала НЭПК "Союз Атамекен" соответственно. Низкая эффективность контрольных мероприятий инспекций финансового контроля министерства финансов в проверенных областях связана с несоблюдением требований стандартов "Наблюдение", "Контроль качества" и "Управление" на стадии планирования, в ходе контроля, а также при реализации его результатов. Так, на момент контроля были неисполненными представления, направленные объектам контроля, в части возмещения средств на общую сумму 1 141,9 млн. тенге, в том числе по Алматинской области – на 80,4 млн. тенге, по Восточно-Казахстанской – на 353,5 млн. тенге, по Мангистауской – на 36,5 млн. тенге, по Павлодарской – на 429,0 млн. тенге, по Костанайской – на 242,5 млн. тенге. Счетный комитет рекомендует правительству институционально укрепить ревизионные комиссии маслихатов всех уровней, а также законодательно урегулировать организацию внешнего государственного финансового контроля. Ревизионным комиссиям маслихатов и инспекциям финансового контроля министерства финансов указано на необходимость соблюдения стандартов государственного финансового контроля. Ревизионные комиссии маслихатов – органы внешнего государственного финансового контроля за исполнением местных бюджетов. Счетный комитет является высшим органом финансового контроля, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту РК. Осуществляет внешний контроль и оценивает исполнение республиканского бюджета, реализацию государственных программ, стратегических планов центральных государственных органов. Контролирует использование государственных финансовых ресурсов, выделенных субъектам квазигосударственного сектора. Анализирует эффективность использования грантов и активов государства, гарантированных государством займов, а также осуществляет контроль на соответствие использования активов Национального банка. |