Александра АЛЕХОВА, "Время", 2 ноября
В минувшую среду, 27 октября, об этом заявил первый заместитель премьер-министра РК Умирзак ШУКЕЕВ, сославшись на анализ работы всех водоканалов и положительный опыт Шымкента. - В Шымкенте накоплен хороший опыт по экономии воды, обустройству водоснабжающих сетей. Там накоплен опыт именно частной компанией, – сказал он. – Водоканалы, находящиеся в частном владении, больше заинтересованы в результате своей деятельности. За счет этого достигается максимальная прибыль при низких тарифах. В каких результатах на самом деле заинтересованы предприниматели, мы уже видели на примере продажи в частную собственность земель нескольких водозаборных кустов в Алматы, где прямо на скважинах закончено или идет строительство торговых и развлекательных заведений (см. "Афера чистой воды", "Подмоченное дело", "Время" от 12. и 30.10.2010 г.). Каковы в этой связи перспективы частного водоснабжения в больших городах? Не хлебнем ли мы вместо чистой и дешевой воды большого горя, как это случилось в поселке Кызылагаш Алматинской области? Вот что об этом думают наши эксперты.
Ербол ШОРМАНОВ, заместитель акима Алматы: Наш холдинг и так прибыльный - Во-первых, я не хочу давать оценку идеям правительства. Во-вторых, в нашем городе вопрос передачи водного хозяйства частным структурам не стоит и даже не обсуждается: по действующему законодательству водохозяйственные сооружения являются стратегическими, а потому не могут быть переданы кому бы то ни было ни в аренду, ни в доверительное управление, ни тем более в частную собственность. К тому же в Алматы в этом нет никакого смысла: реструктуризация Горводоканала с введением в городе дифференцированных тарифов позволила нам сделать ГКП "Холдинг "Алматы су" прибыльным предприятием. Более того, холдинг может зарабатывать самостоятельно на собственное развитие, и многие работы по реконструкции сетей он выполняет за те деньги, что заработал.
Нуридин ДЖАРБОЛОВ, первый заместитель гендиректора – главный инженер ТОО "Водные ресурсы – маркетинг" (Шымкент): Было бы желание… - Водоканал Шымкента впервые был поделен на несколько предприятий и продан с аукциона в 1998 году. Но деятельность сразу нескольких субъектов водохозяйственного рынка себя не оправдала: уже через год все частные предприятия объединились в одно и стали единственной организацией, добывающей и реализующей воду населению Шымкента. Тогда тариф на холодную воду составлял 8 тенге за кубометр. Мы начали массовую установку приборов учета, а уже через три года, в 2002-м, водомерами пользовались 96-97 процентов потребителей. Сейчас этот показатель равен 100 процентам. Однако это привело к тому, что у нас резко упал объем реализации воды – в 2-3 раза. Тогда было решено поднять тарифы. До настоящего времени они менялись 5 раз, сейчас кубометр воды стоит 40 тенге (в Алматы же, по данным акимата, куб воды для физических лиц стоит 21,81 тенге. – А. А.), но с 2004 года, когда мы стали закладывать в тарифы инвестиционную составляющую, в реконструкцию и обновление сетей вложено более 4 млрд. тенге. Без какой-либо государственной помощи. Ежегодно мы в состоянии реконструировать не более 3 процентов имеющихся сетей. И надо признаться, трубы стареют быстрее, чем обновляются. Но, несмотря на все трудности, мы сумели снизить потери реализуемой воды до 26 процентов, что на 10-15 процентов ниже, чем у водоканалов, находящихся в коммунальной собственности. Изюминка заключается как раз в том, что только лишь за счет тарифов вполне реально содержать ветхое водопроводное хозяйство и даже проводить его модернизацию, не прося денег у государства. Главное – желание, а возможности всегда найдутся.
Петр СВОИК, председатель Алматинской общественной антимонопольной комиссии: Причем тут форма собственности? - Водоканал, как и все остальные коммунальные предприятия, – субъект естественной монополии, тариф на его услуги полагается устанавливать государству. И если государство не видит иного выхода, как отдать это хозяйство частнику, значит, оно заранее соглашается с тем, что в тариф будет включена частная прибыль. Почему эту прибыль должен оплачивать потребитель? Может быть, потому, что директора водоканалов, назначаемые от лица государства, то есть акимами, чудовищно вороваты и беспросветно безграмотны? Или потому, что частник лучше знает, как в воду сыпать хлорку и беречь трубы от заиливания? На самом деле проблема вовсе не в форме собственности водоканалов, а в отсутствии четкого контроля со стороны государства за их деятельностью. Если в этой сфере появится частник, то на плечи потребителей ляжет еще одна статья расходов – оплачивать из своего кармана чей-то навар.
Тимур НАЗХАНОВ, вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей РК: А оно нам надо? - Сильно сомневаюсь, что желающие выкупить водопроводное хозяйство выстроятся в очередь. В период госвладения коммунальная сфера пришла в такой упадок, что на ее восстановление нужны огромные деньги. Мы все прекрасно помним печальный опыт передачи в частные руки бельгийцев (компании "Алматы Пауэр Консолидейтед". – А. А.) энергетического хозяйства. Свежи в памяти и события весны этого года в Кызылагаше (там прорвало плотину водохранилища из-за жадности владельца-частника и погибли 45 человек. – А. А.). Даже если чиновники гарантируют полную безопасность частного хозяйствования в коммунальной сфере, люди все равно будут бояться какого-нибудь коллапса или катастрофы. Потому что в казахстанской системе государственно-частных взаимоотношений нет прозрачности и нет контроля. Любому инвестору, который захочет стать хозяином водоканала, нужна прибыль, а до ее получения слишком далеко… Так что пока наиболее эффективным способом приведения коммунального хозяйства в порядок может быть государственно-частное партнерство.
Владимир НЕХОРОШЕВ, депутат мажилиса парламента РК: Им бы только со своей колокольни петь - Правительство со своей колокольни глядит вдаль, на перспективу, а ему неплохо было бы услышать и народ. В Караганде, к примеру, "коммуналка" уже передавалась в частную собственность, но эффект от этой передачи был такой, что государству пришлось возвращать все обратно. К сожалению, в этой сфере – большая черная дыра, залатать которую одним росчерком пера невозможно. Смена собственности не панацея от всех бед, и за счет одних только тарифов привести в порядок то, что существует 50-60 лет, – из ряда фантастики. Частники, естественно, в первую очередь попытаются пойти по пути повышения тарифов, а население и нынешние цены на блага цивилизации не слишком приветствует. Да и есть ли у нас такие частники, которые готовы инвестировать в разрушенное хозяйство? Если бы они были – все прибыльные отрасли уже давно оказались бы в частных руках. Коммунальной сфере без государственного участия не обойтись – однозначно! |