"Юридическая газета", 2 ноября
Проектом закона "О государственном контроле и надзоре в РК" предусмотрено формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности государственных органов и закрепление ее основных принципов. Об этом в ходе презентации данного документа на заседании Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса Парламента заявил вице-министр юстиции Дулат Куставлетов. Проект закона "О государственном контроле и надзоре в РК" разработан в целях реализации поручения Президента, данных на Антикоррупционном форуме 6 ноября 2008 года. Законопроектом предусмотрено формирование единой правовой основы для общего регулирования вопросов осуществления контрольно-надзорной деятельности госорганов и закрепление ее основных принципов. В рамках документа с целью обеспечения единообразного понимания в правоприменительной практике приводится разграничение понятий контроля и надзора, устанавливаются виды контроля и надзора, а также регламентируются вопросы осуществления проверок подконтрольных (поднадзорных) субъектов. Так, проектом закона под государственным контролем предлагается принимать деятельность государственного органа по проверке и наблюдению за субъектами контроля и надзора на предмет соответствия их деятельности требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера без оперативного реагирования. В то время как под государственным надзором понимается деятельность госоргана по проверке и наблюдению за соблюдением субъектами контроля и надзора требований законодательства Республики Казахстан, в ходе осуществления и по результатам которой могут применяться меры правоограничительного характера, в том числе оперативного реагирования. По словам вице-министра юстиции Дулата Куставлетова, при осуществлении надзора госорганы могут применить следующие меры правоограничительного характера: приостановить или запретить деятельность, наложить запрет на ввоз объектов, осуществить изъятие товаров или продукции. При этом, в целях оперативного реагирования, указанные меры применяются на основании акта государственного органа без возбуждения административного производства В то время как при осуществлении контроля государственные органы будут вправе применять вышеуказанные правоограничительные меры только в рамках административного производства или инициирования исковых заявлений в суд. Следует отметить, что проектом закона проводится деление понятия "контроль" на внутреннюю (контроль госоргана, направленный на обеспечение исполнения его структурными и территориальными подразделениями, подведомственными госорганами и организациями принятых госорганом решений, а также требований законодательства РК) и внешний (контроль органа контроля и надзора по проверке и наблюдению за деятельностью госорганов, физических и юридических лиц, их филиалов и представительств на соответствие требованиям, установленным законодательством РК). В свою очередь, также четко разграничивается понятие надзор: в одном случае, под данным понятием подразумевается деятельность, осуществляемая прокуратурой РК в соответствии с Конституцией республики, Законом РК "О Прокуратуре". В другом – деятельность, осуществляемая уполномоченными госорганами в порядке и на условиях, установленных настоящим законом и иными законами Казахстана. Кроме того, проектом закона определяется общий порядок проведения проверок. "Проверка будет проводиться на основании акта о назначении проверки. Данный акт в обязательном порядке регистрируется в уполномоченном органе по правовой статистике и специальным учетам. Также документом вносится норма, согласно которой проверяющий должен будет известить о начале проведения плановой проверки не менее чем за тридцать календарных дней, а о начале проведения внеплановой проверки – не менее чем за сутки до ее начала. При этом сроки проведения проверки не должны превышать 30 рабочих дней. По результатам проверки составляется соответствующий акт", – сказал Дулат Куставлетов. Параллельно законопроектом предусматривается ответственность за нарушение порядка проведения проверки субъектов частного предпринимательства (согласно статьи 153 Кодекса об административных правонарушениях налагается штраф от 10 до 20 МРП – "ЮГ"). Также проектом закона предусмотрены гарантии субъектов частного предпринимательства в осуществлении контроля и надзора правоохранительными органами. Так, согласно законопроекту в отношении субъектов частного предпринимательства правоохранительные органы могут проводить контрольно-надзорные мероприятия только в рамках оперативной деятельности, уголовного преследования, административного производства или реализации регулятивных функций. "Предлагаемая норма, не ослабляя возможности правоохранительных органов, позволяет исключить факты необоснованного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов", – считает вице-министр юстиции.
Личный комментарий "ЮГ" Вице-министр юстиции Дулат Куставлетов - Проект закона "О государственном контроле и надзоре в РК" дает четкое определение контроля и надзора и проводит между ними разницу. Чего не было ни в одном из действующих в РК законодательных актов. Мы в рамках этого документа унифицируем весь порядок проверки и контроля, а также поставим четкие и ясные правила как для проверяющих, так и для проверяемых. Кроме того, устанавливаем ответственность за нарушение этих правил. Депутат Мажилиса Светлана Бычкова, член Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе Мажилиса, руководитель рабочей группы по проекту закона "О государственном контроле и надзоре в РК". - Законопроект "О государственном контроле и надзоре в РК" необходим и своевременен. Но у депутатов есть ряд замечаний по содержанию этого закона. На сегодня по нему создана рабочая группа, куда вошли представители госорганов, заинтересованных международных организаций, неправительственных объединений, предпринимателей. Мы вместе сделаем все, для того, чтобы содержание документа было юридически грамотным, оптимальным и удовлетворило требования всех сторон. Разработчики согласны с тем, что законопроект требует доработки. Мы открыты для обсуждения. |