Пресс-служба прокуратуры города Астана, 9 ноября
В рамках реализации Указа Президента Республики Казахстан "О мерах по повышению эффективности правоохранительной деятельности и судебной системы Республики Казахстан" от 17.08.2010г. прокуратурой столицы 29.10.2010г. с участием представителей судебного корпуса, финансовой полиции и ассоциации по защите прав предпринимателей проведен круглый стол на тему: "Внесение изменений в законодательство Республики Казахстан, направленных на противодействие неправомерному захвату бизнеса и собственности. Анализ показал, что в настоящее время в Казахстане наблюдается тенденция такого рода рейдерства, когда при захвате имущества используются пробелы законодательства или слабые возможности либо неправильный менеджмент объекта рейдерских нападок, при этом возможно и использование силы государственного аппарата. В свою очередь разработка и применение отдельного закона на данной стадии преждевременно, рейдерство осуществляется с нарушением действующих законов, а не использования его недостатков или его отсутствием. Действующим законодательством четко определены неприкосновенность собственности и предусмотрена мера ответственности за ее нарушение как в гражданском, так и в уголовным порядке, в связи, с чем на данном этапе с таким видом рейдерства возможно бороться в рамках действующей нормативной правовой базы. Из анализа гражданских дел следует, что иски кредиторов о признании банкротами в большинстве случаев оставляются без рассмотрения ввиду отказа от иска в ходе судебного разбирательства в связи с достижением договоренности о порядке погашения задолженности. Разница размеров государственной пошлины по делам о банкротстве (500% МРП) и по делам об имущественных спорах, где предусмотрена 3% от суммы иска, обуславливает "популярность" последней процедуры, так как она значительна выгодна для юридических лиц. Анализ норм Закона Республики Казахстан "О банкротстве" (далее-Закон) показывает, что законодателем требования при предъявления исков о банкротстве для кредиторов чрезмерно занижены. Установленный порог в 150 МРП не отвечает требованиям настоящего времени, в условиях развивающей экономики, когда заработная плата одного сотрудника может составлять большую сумму. Данная норма не претерпела изменений с момента введения в 1997 году обсуждаемого Закона. В свою очередь, учитывая реалии современного состояния хозяйствующих субъектов, в законодательные акты о "Товариществах с ограниченной ответственностью", "Об акционерных обществах" внесены изменения, которыми увеличены пороги минимального размера уставного капитала. При указанных обстоятельствах возникает необходимость увеличения размеров требований, неисполненных должником для иных кредиторов, в целях исключения применения норм данного закона и инициирования исков в суд недобросовестными лицами. С учетом того, что банкротство является крайней мерой и законодательством предоставлены другие меры к восстановлению нарушенных прав кредитора (путем обращения в порядке гражданского судопроизводства) возможно внесение изменений в п.1 ст.4 Закона в части срока, установленного для исполнения в обязательств в сторону увеличения. Вместе с тем, необходимо ограничить применение банкротства и законодательно закрепить банкротство как меру, применяемую лишь при отсутствии других возможностей для удовлетворения требований кредитора. В случае внедрения таких ограничений, они не будут ущемлять права кредиторов, поскольку права на взыскания могут быть реализованы путем предъявления иска в гражданском порядке. Кроме того, Законом "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей" судебному исполнителю предоставлены такие же полномочия в части удовлетворения требований взыскателя, как и конкурсному управляющему при банкротстве. |