Юлия Мамырбаева, "Известия-Казахстан", 16 ноября
Предприниматели поддерживают предложение сенаторов о создании государственного ведомства по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Они и сами ратуют об этом на протяжении нескольких лет. Сегодня, как считают представители бизнес-сообщества, работа по развитию МСБ проводится вяло и разрозненно. Но, для того чтобы деятельность нового госоргана была эффективной, он должен получить статус надсекторального. Идея о создании госведомства по делам малого и среднего бизнеса прозвучала в понедельник в стенах сената парламента на расширенном заседании Комитета по экономической реформе и региональной политике. Сенаторы мотивировали свое предложение тем, что ответственность за развитие МСБ должен нести отдельный орган. В данное время поддержка предпринимательства находится в ведении Министерства экономического развития и торговли. Однако в данном случае ответственность – лишь формальность. – На практике, согласно административной реформе, министерство может только формировать политику в сфере МСБ, – отметил присутствующий на заседании вице-министр торговли Тимур Сулейменов. – Реализовывать эту политику обязаны комитеты, а комитета предпринимательства у нас нет, и уже давно. В Казахстане когда-то был не просто комитет, а агентство, которое занималось развитием конкуренции, регулированием деятельности монополистов и развитием бизнеса. Затем агентство было расформировано, появились новые ведомства по двум первым направлениям, а развитие бизнеса отдали в ведение комитета. Но через пару лет статус поддержки МСБ скатился еще ниже – до управления при Министерстве торговли. – Штат сотрудников этого управления состоит всего-то из десятка человек, – говорит вице-президент Национальной ассоциации предпринимателей (НАП) Тимур Назханов. – Аналогичная ситуация и в департаменте промышленности и предпринимательства в Алматы. В него входят отделы и торговли, и туризма, и промышленности, и малого бизнеса. Причем в последнем работает, по-моему, человека четыре. Плюс к этому они еще и постоянно меняются. На моей памяти только один начальник отдела МСБ продержался на должности года полтора. В регионах же дела обстоят еще хуже. И НАП, и Форум предпринимателей Казахстана, и другие бизнес-ассоциации страны солидарны с сенаторами: развитием предпринимательства должно заниматься отдельное ведомство. Но каким оно должно быть? – Это ведомство должно жить идеями развития бизнеса, в нем должна быть налажена системная работа в самом тесном взаимодействии с бизнесом, – говорит исполнительный директор Форума предпринимателей Мунавара Палташева. – Его деятельность должна основываться на принципах государственно-частного партнерства. Это – структура, где предприниматель мог бы получить ответы на все свои вопросы. – Это должно быть агентство, – считает Тимур Назханов. – Желательно, конечно, чтобы оно напрямую подчинялось президенту. Ведь сфера бизнеса затрагивает очень многие отрасли – торговлю, туризм, производство, сферу услуг. Поэтому надсекторальное агентство было бы более эффективным. Оно смогло бы курировать и регулировать все связанные с бизнесом вопросы в различных министерствах и комитетах, в том числе на законодательном уровне. Потому что у нас, к сожалению, принимается немало законов, которые препятствуют развитию бизнеса, так как различные ведомства разрабатывают в первую очередь удобные для себя законопроекты, дабы управлять, регулировать и контролировать бизнес. По мнению вице-президента НАП, агентство по развитию бизнеса должно заниматься и вопросами финансирования. Сейчас кредитование МСБ находится в ведении фонда "Даму". Однако, по словам Тимура Назханова, у бизнес-сообщества накопилось немало замечаний по поводу эффективности и прозрачности кредитования бизнеса. Кроме того, агентство могло бы помочь предпринимателям и в части прочих финансовых вопросов. Например, во многих развитых странах ведомства по развитию предпринимательства частично оплачивают расходы предприятий на МСБ по презентации производимой продукции за рубежом, а также расходы, связанные с получением международного сертификата. – В той же Южной Корее есть так называемый "желтый зонтик". Это фонд, при обращении в который предприниматель получает необходимую сумму на пополнение оборотных средств. Заем выдается на несколько лет всего под 4-5 процентов годовых. И мы видим, какой рывок сделала в последние годы эта страна. Почему мы так не можем? Наши чиновники восхищаются Сигапуром и Кореей, но почему-то не спешат перенимать их полезный опыт поддержки бизнеса в нашей стране. Да, у нас есть "Дорожная карта бизнеса" и программа форсированного индустриально-инновационного развития. Но, по большому счету, только крупные предприятия могут участвовать в этих программах, а малый бизнес остался в стороне. – Что необходимо, по вашему мнению, чтобы новое агентство оказалось успешнее своих предшественников? – Я думаю, что возглавлять его должен не чиновник, который имеет весьма абстрактное представление о проблемах бизнеса. Это должен быть человек из среды предпринимателей. – Но где гарантия, что бизнесмен на таком посту не станет злоупотреблять своим положением в интересах собственной компании? – Такие примеры уже были. Поэтому необходим человек, не просто занимающийся бизнесом, но и общественной деятельностью. Им мог бы стать, например, руководитель одной из бизнес-ассоциаций страны, знающий проблемы не только своей, но и всех других отраслей, имеющий большой опыт организаторской работы, имеющий представление о том, как решать вопросы налоговой нагрузки, коррупции, проверок, преодоления административных барьеров. Конечно, это идеальный вариант. – Не только идеальный, но и пока иллюзорный: неизвестно, поддержат ли идею о создании нового ведомства на фоне сокращения госслужащих… – Да, эту проблему нельзя сбрасывать со счетов. Но я думаю, что можно изыскать резервы. Правительство не может всю жизнь опираться на 30-40 крупных компаний. МСБ – это простой народ, люди, которые не только сами себе находят источники дохода, но и создают рабочие места. Это гарантия социальной стабильности общества. |