Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 23 ноября
Предусматривается норма по обеспечению работников егерской службы охотпользователей служебным оружием, средствами связи, специальной одеждой со знаками различия, номерным нагрудным знаком и служебным удостоверением. Об этом заявил сегодня вице-министр сельского хозяйства Марат Оразаев, представляя в рамках Комитета Мажилиса по аграрным вопросам законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых территорий" (тезисы): Данный проект Закона разработан Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан в целях совершенствования законодательства в этих сферах и в соответствии с Планом законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2010 год. Предлагается внести поправки в Уголовный кодекс, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях, Земельный, Лесной, Налоговый кодексы, Законы "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира", "Об особо охраняемых природных территориях", "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан". Целями принятия проекта Закона являются: 1. Приведение законодательства в области лесного хозяйства, животного мира и особо охраняемых природных территорий в соответствие c современными социальными и экономическими условиями. 2. Дальнейшее совершенствование правовых отношений в указанных сферах. 3. Устранение правовых норм, которые могут повлечь нарушения коррупционного характера. 4. Достижение четкой согласованности между нормами трех законов, имеющих общий объект общественных отношений – сохранение и использование биологического разнообразия. Предлагаемые поправки разделены по следующим основным блокам. Первое. Совершенствование законодательства по вопросам повышения ответственности за природоохранные правонарушения. С этой целью предлагаются поправки в Уголовный кодекс и Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. В частности, вносятся изменения по обязательной конфискации имущества, являющегося объектом преступных действий, орудием или средством совершения преступления, что будет способствовать более эффективному противодействию преступлениям данной категории. Эти изменения, поддержаны Межведомственной рабочей группой по вопросам совершенствования уголовного, уголовно-процессуального законодательства и законодательства об оперативно-розыскной деятельности. Аналогичные нормы предлагаются и в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях. Вопросы совершенствования земельного законодательства. В целях стимулирования развития частного лесоразведения в Земельный кодекс вводятся нормы по предоставлению права на земельные участки или аренды земельных участков, находящихся в государственной собственности, для частного лесоразведения, без проведения торгов и аукционов. Расширена компетенция Правительства по изъятию земель государственного лесного фонда для строительства объектов по использованию возобновляемых источников энергии – солнечной и ветровой, а также по переводу земель особо охраняемых природных территорий в земли других категорий в случаях, связанных с обустройством и содержанием Государственной границы Республики Казахстан. В целях учета и установления единицы кадастрового деления земельных участков, занятых колочными лесами, предлагается осуществлять изготовление и выдачу одного идентификационного документа с присвоением кадастрового номера учетному кварталу. Вопросы совершенствования лесного законодательства. В целях развития частного лесоразведения вводятся нормы, предусматривающие: включение в состав земель частного лесного фонда земельных участков, предоставленных физическим и негосударственным юридическим лицам в частную собственность на которых произрастают насаждения естественного происхождения, возникшие семенным и вегетативным путем; предоставление участков государственного лесного фонда в долгосрочное лесопользование юридическим и физическим лицам для выращивания плантационных насаждений специального назначения и посадочного материала. Расширена компетенция Правительства по принятию нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства в части утверждения форм лесорубочного и лесного билетов, нормы положенности средств пожаротушения в местах проведения лесопользователями культурно-оздоровительных, рекреационных, туристских, спортивных и других мероприятий на территории государственного лесного фонда. В целях повышения эффективности борьбы с вредителями и болезнями леса вводится компетенция Правительства по утверждению перечня особо опасных вредителей и болезней леса и порядка борьбы с ними. Предлагается ввести прямую норму по регистрации договоров долгосрочного лесопользования в территориальных подразделениях уполномоченного органа. Введено новое наименование уполномоченного органа и его территориальных подразделений – Государственная лесная инспекция. Изменения и дополнения в Закон "Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира". Расширена компетенция Правительства по вопросам изъятия редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных для их воспроизводства и развития национальных видов охоты, в частности вопросы регулирования охоты с ловчими птицами, которая имеет в Казахстане многовековую историю. Предусматривается норма по обеспечению работников егерской службы охотпользователей служебным оружием, средствами связи, специальной одеждой со знаками различия, номерным нагрудным знаком и служебным удостоверением, что позволит повысить уровень исполнения служебных обязанностей и усилит охрану животного мира. Поправки в Закон "Об особо охраняемых природных территориях". Для обеспечения особой охраны и защиты от неблагоприятного воздействия вокруг и на землях собственников земельных участков и землепользователей, находящихся в границах ООПТ устанавливаются охранные зоны с запрещением и (или) ограничением в пределах этих зон любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем данных ООПТ. Данной нормой обеспечивается защита особо охраняемых территорий от неблагоприятного воздействия со стороны собственников земельных участков и землепользователей, находящихся в границах особо охраняемых природных территорий. Вводится запрет на деятельность юридических и физических лиц на размещение и эксплуатацию устройств по распиловке круглого леса и их деятельности на территории охранных зон государственных природных резерватов. Отсутствие данного запрета создавало возможность незаконно размещать в охранных зонах резерватов пилорамы и шпалорезные станки, на которых производилась распиловка круглого леса, поступающая в основном в результате совершения незаконных рубок в ленточных борах Прииртышья. Определена и расширена компетенция уполномоченного органа в области ООПТ по ведению и изданию Красной книги Республики Казахстан. Введена норма, позволяющая осуществлять в зоне ограниченной хозяйственной деятельности государственных национальных природных парков любительское (спортивное) рыболовство, мелиоративный лов рыбы, научно-исследовательский лов и лов в воспроизводственных целях, что будет способствовать сохранению и увеличению рыбных запасов на водоемах национальных природных, а также обеспечит дополнительное поступление финансовых средств в республиканский бюджет. Принятие проекта Закона потребует дополнительных финансовых расходов: 1) на меры по борьбе с очагами особо опасных вредителей и болезней леса – 131,4 млн. тенге. Средства будут выделяться на обработку существующих очагов особо опасных вредителей леса – соснового шелкопряда (53 тыс. га), звездчатого пилильщика-ткача (22 тыс. га) и непарного шелкопряда 10 (тыс. га); 2) на проведение работ по биологическому обоснованию объемов любительского (спортивного) рыболовства, мелиоративного лова рыбы, научно-исследовательского лова, лова в воспроизводственных целях на особо охраняемых природных территориях на сумму – 49,5 млн. тенге. На территории двух заповедников и шести национальных парков имеется 25 водоемов общей площадью 77 тыс. га, где предусматриваются вышеперечисленные виды рыболовства. Всего затрат на дополнительные финансовые расходы из республиканского бюджета составят 180,9 млн. тенге. Данные расходы поддержаны Республиканской бюджетной комиссией. При принятии законопроекта по предлагаемым нормам ожидаем следующее. В сфере лесного хозяйства: 1) усиление правовой защищенности лесов в части повышения уголовной и административной ответственности за незаконную рубку и путем регистрации договоров долгосрочного лесопользования; 2) развитие частного лесоразведения; 3) экономия средств государственных лесовладельцев при оформлении правоустанавливающих документов на земли, занятые колочными лесами; 4) повышение эффективности борьбы с особо опасными вредителями и болезнями леса. В сфере животного мира: 1) усиление правовой защищенности животного мира в части ужесточения уголовной и административной ответственности за незаконную охоту, а также за незаконное добывание, приобретение и сбыт видов животных на которых введен запрет на пользование; 2) развития национальных видов охоты в целях стимулирования развития туризма; 3) оснащенность егерской службы охотпользователей оружием и спецсредствами в целях повышения эффективности охраны животного мира. В сфере особо охраняемых природных территорий: 1) усиление правовой защищенности особо охраняемых природных территорий в части ужесточения уголовной и административной ответственности за незаконную рубку на ООПТ; 2) усиление мер по сохранению особо ценных лесных массивов в части введения запрета на размещение и эксплуатацию устройств по распиловке круглого леса на территории ленточных боров; 3) осуществление в зоне ограниченной хозяйственной деятельности государственных национальных природных парков любительское (спортивное) рыболовство, мелиоративный, научно-исследовательский лов рыбы и лов в воспроизводственных целях; 4) запрещение или ограничение в охранных зонах ООПТ любой деятельности, отрицательно влияющей на состояние и восстановление экологических систем, что позволит усилить меры по сохранению биоразнообразия на особо охраняемых природных территориях. * * * В целом законопроект приведен в соответствие с требованиями законодательства и рекомендациями МВК по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции в указанных сферах и исключения коррупциогенных норм. * * * В презентации приняли участие представители Минюста, МВД, МЧС, охраны окружающей среды, Агентства по управлению земельными ресурсами, Генпрокуратуры и КНБ РК. После ответов вице-министра на депутатские вопросы решено дальнейшее рассмотрение законопроекта продолжить в рабочей группе под руководством члена Комитета Мажилиса по аграрным вопросам – депутата Тито Сыздыкова. |