NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 03:37 ast
01:37 msk

Ассамблея народа Казахстана: "Доверие, Традиции, Транспарентность, Толерантность"
Е.Тугжанов: Перед Казахстаном стоят фундаментальные задачи национального строительства: интегрировать этнически и культурно отличающиеся народы в единую нацию, выработать приемлемые для всех ценности и цели национального развития
29.11.2010 / политика и общество

Ералы ТУГЖАНОВ, заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана, заведующий секретариатом АНК, "Казахстанская правда", 25 ноября

Меньше недели остается до важнейшего в современной истории события – Саммита ОБСЕ, который пройдет 1-2 декабря в Астане. Его повестка весьма насыщенна. При этом большое внимание на форуме, как ожидается, будет уделено гуманитарному измерению, вопросам межэтнического и межконфессионального согласия – значимым составляющим глобальной безопасности. И здесь, конечно же, весьма уместен опыт Ассамблеи народа Казахстана – уникальной структуры в системе государственной национальной политики, очередной вехой в развитии которой стала состоявшаяся 20 октября в Астане XVI сессия АНК.
Если обратиться к истории последних лет Ассамблеи народа Казахстана, то становится очевидным – политика государства в сфере межэтнических отношений получила новое стратегическое и содержательное наполнение, ведущее к формированию более высокого уровня интеграции общества – к национальному единству. Политическая воля Лидера нации Нурсултана Абишевича Назарбаева проявилась в том, что он последовательно, шаг за шагом, совершенствует нашу модель межэтнической толерантности, укрепляя единство народа Казахстана, обеспечивая равенство прав и интересов граждан, независимо от национальной и вероисповедной принадлежности.
В 2008 году на XIV сессии Ассамблеи народа Казахстана были сформулированы пять основных принципов казахстанской модели межэтнической толерантности: единство народа; важнейшие ценности нации – толерантность и ответственность; консолидирующая роль государствообразующего этноса; этническое, конфессиональное, культурное, языковое многообразие – бесценное богатство; государство создает все условия для развития культуры и языков.
В том же году был принят Закон "Об Ассамблее народа Казахстана", введена должность заместителей председателя АНК от этнокультурных объединений, при ассамблее создан общественный фонд для финансирования их социальных проектов и научно-экспертный совет. Эти инициативы были подхвачены, и в регионах ассамблеи создали аналогичные структуры. Вся государственная политика в сфере межэтнической и межконфессиональной толерантности получила мощное инфраструктурное подкрепление, что укрепило способность решать стратегические задачи укрепления национального единства.
XV сессия ассамблеи ознаменовалась презентацией проекта Доктрины национального единства, которую Глава государства, учитывая важность документа, вынес на всенародное обсуждение. В ходе форума были сформулированы понятия и проблемы национального единства, под которым понимается сообщество сплоченных этнических, религиозных и других социокультурных групп, живущих в нашей стране.
Определены условия национального единства в современном мире: совместное созидание общего государства, толерантность, гражданство и обязательное знание государственного языка. Подчеркнуто, что необходимость укрепления национального единства диктуется обеспечением безопасности внутри страны, ее поступательного развития, благополучия всех граждан.
На сессии была озвучена историческая миссия казахского народа – стать консолидирующим стержнем национального единства, сохраняя независимость и казахскую государственность на исконной казахской земле. В числе основ национального единства отмечены общность истории, общие для всех казахстанских этносов ценности, в числе которых независимость, почитание старших, уважение к семье, забота о детях, радушное гостеприимство, добрососедство. И, наконец, это общность будущего, базирующаяся на общем выборе граждан Казахстана с обретением независимости страны.
На XVI сессии, посвященной 15-летию создания ассамблеи, Глава государства подвел основные итоги государственной политики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, особо подчеркнув, что история АНК – это история нашей стабильности, это 15 лет мира, согласия и созидания. Не случайно мероприятие прошло под общим девизом нашего председательства в ОБСЕ: "Доверие, традиции, транспарентность и толерантность". Эти принципы отражают политическую волю руководства страны, букву и дух внешней и внутренней политики Казахстана.
Подводя итоги формирования казахстанской модели общественного согласия и межэтнической толерантности, Глава государства отметил, что, создав ассамблею, Казахстан нашел собственный путь к национальному единству. Была создана правовая база межэтнического и межконфессионального равенства. Работа АНК выстроена на основе стратегического планирования, успешно реализована стратегия ее развития на период до 2011 года, принята Доктрина национального единства как составная часть Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. В политике государства реализован принцип "Единство в многообразии", который наиболее ярко проявился в языковой сфере. Сформирована финансовая и материальная база межэтнических отношений, расширилась инфраструктура ассамблеи.
Фундаментом национального единства казахстанцев стали общая ответственность за судьбу Родины, принцип "Одна страна – одна судьба". Это нашло отражение в решении всеми этносами общих задач реализации Стратегии "Казахстан-2030", программы форсированной индустриализации, Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года.
Религиозное разнообразие при светском характере Казахстана стало верным признаком толерантности нашего народа. В Казахстане никогда не было конфликтов на религиозной почве, Астана стала центром глобального межрелигиозного диалога, где трижды проводились Съезды лидеров мировых и традиционных религий.
В этой связи хочу обратить особое внимание на то, что стабильность и согласие – большая ежедневная работа, которую нужно проводить из года в год, передавать из поколения в поколение. Согласие и единство надо беречь каждому гражданину страны, к какому бы этносу он ни принадлежал. Ибо от этого зависят благополучие нашей Родины, благополучие и будущее каждого казахстанца.
Правоту данного методологического принципа казахстанской политики наглядно доказывают четко проявившиеся мировые тренды, которые Глава государства обозначил как кризис доверия и толерантности в современном мире. Он отмечает, что тревоги, связанные с осложнением межэтнических и межрелигиозных отношений, сегодня охватывают многие регионы планеты. Наблюдается рост религиозной нетерпимости, он проявляется во взаимном публичном глумлении над религиозными святынями.
Все чаще используются радикальные методы сохранения национальной идентичности. Неконтролируемый миграционный поток из Азии и Африки в монокультурную и моноконфессиональную Европу привел к проблеме взаимоотношений с мусульманским меньшинством. Отчетливо проявилась тенденция роста политического влияния тех, кто открыто использует ксенофобию, этнический экстремизм и шовинизм.
Поэтому казахстанская повестка председательства в ОБСЕ в гуманитарном измерении одной из главных тем включила ознакомление всего мира с нашей моделью общественного согласия и межэтнической толерантности, опытом проведения политики мира и согласия. Речь не идет о навязывании этого опыта, его абсолютизации. Важен взаимный обмен мнениями и диалог, что имеет особый смысл в контексте создания внешних условий для обеспечения внутриполитической стабильности в стране.
Казахстанская модель предлагает миру следующие основные константы межэтнических отношений.
Во-первых, межэтническое согласие невозможно без конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных и общественных объединений и государства, движение общественной инициативы "снизу" должно встречать адекватный ответ государства. В Казахстане таким ответом стало создание Ассамблеи народа Казахстана, ставшей широкой площадкой диалога общества и государства.
Во-вторых, все этнические группы должны иметь чрезвычайно высокий гражданско-правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа.
В-третьих, представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем ассамблеи является Президент Казахстана – гарант Конституции, и этим определен высокий статус АНК. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми госорганами. Ежегодно на должность заместителя председателя ассамблеи назначаются два представителя от этнокультурных объединений, которые представляют интересы всех этносов.
В-четвертых, интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство ассамблеи, в результате которого избираемые от АНК 9 депутатов Мажилиса представляют ее интересы как совокупность интересов всех этносов страны. Представительство осуществляется также на основе прямого участия в представительных органах через политические партии.
В-пятых, в казахстанской модели заложен консолидирующий принцип "Единство – через многообразие". В стране действуют 88 школ, в которых обучение ведется на узбекском, таджикском, уйгурском и украинском языках. В 108 школах языки 22 этносов преподаются в качестве самостоятельного предмета. В 190 специализированных лингвистических центрах изучаются языки 30 этносов.
Кроме казахских и русских театров, действуют четыре национальных – узбекский, уйгурский, корейский и немецкий. Три из них – единственные в СНГ. Выпускаются 35 этнических газет и журналов. Они выходят на 11 языках, радиопередачи – на 8, а телепередачи – на 7 языках. В 2006 году по итогам изучения языковой политики в Казахстане в офисе верховного комиссара было объявлено, что языковая политика в Казахстане является самой лояльной.
В-шестых, не допускается политизация межэтнических отношений. Запрещаются создание и деятельность политических партий, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Конституция РК признает неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие.
Политика в сфере межэтнических отношений также строится в строгом соответствии с международными стандартами. Наша страна присоединилась к более 160 базовым международным правовым документам в сфере прав человека. Эксперты отмечают, что законодательство Казахстана в полной мере отвечает букве и духу основных документов в сфере обеспечения этнических прав, в частности, Копенгагенскому документу (1992 год), Гаагским рекомендациям о правах национальных меньшинств в области образования (1996 год), Ословским рекомендациям о языковых правах национальных меньшинств (1998 год), Лундским рекомендациям об эффективном участии меньшинств в общественно-политической жизни (1999 год) и другим.
Для политики Казахстана в сфере межэтнических отношений характерны следующие общепризнанные в рамках ОБСЕ черты: осуществляется поддержание регулярных и тесных контактов государственных органов с представителями этносов; государство полностью информировано о проблемах всех этнических групп, проживающих на территории РК; этнические меньшинства имеют возможность непосредственного доступа к органам власти и управления; налажены каналы осуществления обратной связи с этносами.
Как и большинство государств ОБСЕ, Казахстан принял специальные правовые акты для реализации политики в этнической сфере, поскольку законодательное обеспечение прав этносов является самым эффективным способом их защиты. Это закон об Ассамблее народа Казахстана, который обозначил политическое признание и роль АНК, обеспечил нормативно-правовое регулирование ее деятельности, единство институциональной вертикали в центре и регионах.
В этой системе государственной национальной политики ассамблея занимает центральное место. Интегрируя свыше 820 этнокультурных объединений, она стала ключевым звеном общественного согласия, сочетающим возможности гражданского общества и государства. АНК превратилась в реального координатора работы центральных и местных исполнительных органов государственной власти по вопросам межэтнического развития. Работа охватывает информационные, образовательно-воспитательные, правоохранительные и правовые, а также международные аспекты обеспечения межэтнического согласия в стране.
Все эти коренные изменения в ассамблее позволяют говорить о том, что проводится целенаправленная политика по обеспечению единства народа, и она носит упреждающий характер.
И не случайно в год председательства Казахстана в ОБСЕ активное продвижение идей межэтнической и межрелигиозной толерантности стало основным в международной повестке дня ассамблеи. В текущем году презентация казахстанской модели толерантности и согласия прошла на крупных форумах ОБСЕ и ООН в Копенгагене, Вене, Женеве, Нью-Йорке, Варшаве. В Астане проведена Конференция по толерантности и недискриминации.
По инициативе нашего Президента 2010 год объявлен ЮНЕСКО Международным годом сближения культур, и на специальном мероприятии ООН в Нью-Йорке 22 апреля казахстанская модель была представлена вниманию государств – членов Организации Объединенных Наций и ее генеральному секретарю Пан Ги Муну.
Кроме того, Пан Ги Мун ознакомился с казахстанской моделью межэтнической и межконфессиональной толерантности во время своего визита в Казахстан 6-7 апреля. Во Дворце Мира и Согласия он встретился с членами Совета Ассамблеи, которые рассказали ему об уникальном ноу-хау нашего Президента. Символично, что генеральный секретарь полностью поддержал эту инновацию, отметив совпадение принципов ООН и ассамблеи.
В целом ассамблее удалось продемонстрировать весомый вклад Казахстана в процессы взаимодействия культур и цивилизаций, а также передать партнерам по ОБСЕ накопленный опыт в качестве апробированного механизма гармонизации межэтнических отношений. Поэтому закономерно, что XVI сессия подвела своего рода итог работы АНК в рамках председательства страны в ОБСЕ. Символично, что в ней приняли участие гости из нескольких десятков стран, участники Всемирного форума духовной культуры, которые собрались в Астане в День духовного согласия 18 октября.
Не случайно также, что работа сессии прошла под девизом четырех "Т" – "Trust" (доверие), "Tradition" (традиции), "Transparency" (транспарентность) и "Tolerance" (толерантность). Эта формула в полной мере соответствует внутреннему содержанию, духу и идее политики мира и согласия Казахстана, получившей широкое международное признание и поддержку.
По словам Президента Н. А. Назарбаева, "понятие "Дух Астаны", которое уже входит в мировую историю, станет символом всеобщего стремления к мироустройству, основанному на принципах доверия, согласия, толерантности и единства в многообразии".
Достигнутый теоретический и практический уровень казахстанской модели получил на XVI сессии свое дальнейшее развитие. Главной задачей остается работа на опережение, на достижение нового качества национальной сплоченности, нахождение новых объединительных факторов. Главный вопрос повестки дня – пути и методы укрепления казахстанской идентичности и национального единства в современных условиях.
Идентичность как самотождественность и целостность представляется необходимым фактором существования любого полиэтничного государства в обстановке ускорения исторического развития, глобализационных процессов, являющихся как условием, так и результатом формирования мировой постиндустриальной цивилизации. Перед Казахстаном стоят фундаментальные задачи национального строительства: интегрировать этнически и культурно отличающиеся народы в единую нацию, выработать приемлемые для всех ценности и цели национального развития.
Следует отметить, что поручения Президента, касающиеся сферы межэтнических отношений, всегда носят глубоко практический, прикладной характер в контексте всей общественно-политической жизни страны. По мнению Главы государства, истинный патриотизм живет не в громких словах, а в реальных делах и ответственных поступках.
Поэтому в год двадцатилетия Независимости Казахстана необходимо укрепить государственность, сплотить народ вокруг патриотических ценностей. Критерием казахстанского патриотизма должны стать производительный и творческий труд на благо страны, реализация Государственной программы по форсированному индустриально-инновационному развитию, инновационного обновления экономики, повышения ее конкурентоспособности. При этом на ассамблею возлагается задача пропагандировать успехи республики, разъяснять задачи на ближайшее десятилетие.
Мы должны целенаправленно на системной основе формировать в обществе знания об истории межэтнических отношений в Казахстане, о патриотизме. Необходимо на конкретных примерах раскрывать тематику толерантности и согласия в нашем обществе, рассказывать о видных представителях различных этносов, внесших вклад в становление нового Казахстана.
Важным приоритетом Глава государства обозначил развитие государственного языка, чтобы им овладели все граждане Казахстана. Для этого разрабатывается Государственная программа функционирования и развития языков на 2011-2020 годы.
Принципиально новым направлением работы ассамблеи стало исполнение поручения Президента по поиску новых подходов к сохранению этнического и культурного многообразия и самобытности народа Казахстана. Мировая практика показывает, что формирование этнокультурных традиционных комплексов, объединяющих научно-познавательную, культурно-просветительскую, историко-культурную и туристическую функции (этнодеревни, этнопарки), является одной из важных форм сохранения традиционной культуры, интеграции полиэтничных обществ на основе взаимообогащения культур. В этой связи поставлена задача проработать и внести предложения по созданию в Астане этноаула, в котором были бы представлены культуры и традиции различных этносов, населяющих Казахстан.
Президент поддержал недавно созданный Театр наций Казахстана, а также поручил организовать фестиваль национальных театров. Глава государства также поставил задачу о дальнейшем развитии системы научных исследований, посвященных вопросам межэтнических отношений, с целью выработки общего понимания и внедрения новых механизмов совершенствования казахстанской модели толерантности. Для этого предусмотрено создание при Евразийском университете Центра изучения межэтнических отношений.
Ассамблее народа Казахстана поручено провести Гражданский форум по вопросам толерантности в Центральной Азии с участием НПО, СМИ, деятелей культуры и искусства стран региона. Площадки ШОС, Организации "Исламская конференция", где будет председательствовать Казахстан в 2011 году, нужно использовать для широкого ознакомления общественности стран-участниц с нашим опытом межэтнического и межконфессионального согласия.
Для решения поставленных Главой государства задач Казахстан имеет все необходимые политические, институциональные, материально-технические ресурсы. А это значит, что наша страна достойно продолжит свой путь в число конкурентоспособных стран мира, ведь она опирается на национальное единство, политику мира и согласия, на высочайший авторитет и несгибаемую политическую волю прозорливого государственного деятеля, мыслящего категориями цивилизационного масштаба и уверенно ведущего народ Казахстана к благополучию и процветанию.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Глава государства принял акима Астаны Имангали Тасмагамбетова 30.11.2010
Состоялась видеоконференция с участием членов Комиссии Таможенного союза 30.11.2010
В Астану прибыла делегация Парламентской Ассамблеи ОБСЕ 30.11.2010
Встреча с Минской группой ОБСЕ 30.11.2010
Все страны-участницы ОБСЕ отмечают, что казахстанское председательство подошло к саммиту с солидными результатами 30.11.2010
В Астане завершилась обзорная конференция ОБСЕ 30.11.2010
В Астане в честь саммита ОБСЕ назвали новорожденного младенца 30.11.2010
Ерасыл и Аружан – самые популярные имена в этом году среди новорожденных казахстанцев 30.11.2010
Диалог без принуждения 30.11.2010
Предприниматели призвали правительство прекратить "беспредел" налоговых органов 30.11.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz