Асет СЫЗДЫКОВ, "Око", 3 декабря
На протяжении более десяти лет казахстанские правоведы, депутаты и общественные деятели спорили до хрипоты, говоря о введении в государстве института лоббирования. На сегодня в Парламенте близится к завершению подготовка специального законопроекта по регламентированию лоббистской деятельности. Шквал вопросов и сомнений вызвало ограничение прав и сферы деятельности самих субъектов закона – лоббистов. Понятие "лоббирование" до сих пор неоднозначно толкуется обществом, зачастую воспринимается как недобросовестное продвижение в госорганах интересов заказчиков, подкуп, теневые сделки. Отчасти деятельность эта действительно направлена на продвижение интересов клиента в органах власти. Но пеплом негатива само понятие посыпано из-за возможных коррупционных действий заказчиков, рвущихся к власти. Судя по проекту закона, лоббизм – это деятельность по представлению и продвижению своих интересов в процессе участия в законотворческой работе. Но лоббистам не обязательно продвигать свои интересы в госорганах. Иначе говоря, они не смогут зарабатывать, если будут печься только о своих интересах. В западных странах лоббирование понимается как система, где царят взаимоотношения общества и государства. Документ поступил в Мажилис Парламента 10 января этого года. Его представлял вице-министр юстиции Дулат Куставлетов, пояснив, что институт лоббирования учитывает интересы широких слоев населения, вовлекая их в процесс разработки законов. По мнению Минюстиции, формирование такого законодательного акта развивает положения Конституции о праве граждан участвовать в делах государства. В ходе изучения документа то и дело сталкиваешься с некоторыми "коробящими" положениями, которые, кстати, взбудоражили и умы многих депутатов и юристов. Например, определение субъектов лоббистской деятельности. По проекту это негосударственные объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), объединяющие не менее 10 юридических лиц, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном органе. Но почему именно 10? Устанавливая количественный состав юрлиц, авторы проекта возводят непроходимый барьер для остальных НПО для нормальной лоббистской деятельности. Руководитель рабочей группы по данному законопроекту, депутат Мажилиса Жакып Асанов пояснил "ОКО", что эта норма количества юрлиц ничем не оправдана и ущемляет права других субъектов гражданского общества. По его мнению, различные НПО вправе доносить свои нужды и интересы до законодателей. - Лучше не делать никаких искусственных барьеров и разрешить лоббирование всем ОО и ОЮЛ, – считает Ж. Асанов. – В то же время ни организационно, ни технически невозможно обеспечить участие всех желающих в заседаниях комитетов палат. Поэтому на сегодня мнения депутатов нашего комитета таковы: пустить в Парламент институты гражданского общества, охватывающие как минимум половину регионов нашей страны. Стоит отметить, что права и полномочия лоббистов, прописанные в законопроекте, незначительны. Запрещается, например, осуществлять лоббистскую деятельность в отношении законов в сферах конституционных основ деятельности госорганов; безопасности государства; правоохранительной деятельности и воинской службы; судоустройства и судопроизводства; административно-территориального устройства РК; бюджетных и межбюджетных отношений; международных отношений; налоговых обязательств граждан и юридических лиц; экологической безопасности. Перечисленные ограничения приведут к безосновательному сужению прав граждан, у которых на практике не остается шансов в полной мере доносить свои интересы до властей. К тому же двери для лоббистов будут открыты только в Парламент, а значит, они лишены возможности участвовать в разработке законопроектов в министерствах. Свою непримиримую позицию по данному пункту уже высказал Союз "Атамекен", предложив отклонить последнюю редакцию законопроекта о лоббизме. Председатель НЭП Азат Перуашев посетовал, что их принципиальный вопрос об осуществлении лоббистской деятельности в структурах исполнительной власти не был поддержан разработчиком. - Эта позиция обосновывается тем, – аргументировал Жакып Асанов, – что Парламент по своему статусу предполагает активную и публичную работу с населением, с разными интересами и структурами. Парламент – это место для политического диалога и дискуссий. Все организации, независимо от их величины и влияния, имеют право быть выслушанными со стороны законодателей. А что касается Правительства, то оно охватывает все стороны жизни общества, располагает большим аппаратом специалистов, имеет в своем составе отраслевые министерства, комитеты, агентства. Правительство должно оперативно реагировать на текущую социально-экономическую ситуацию в стране. И все же Азат Перуашев уверен, что необходимо вводить лоббистов в Экспертные советы, создающиеся при министерствах и акиматах. Чтобы они участвовали во всех стадиях разработки законов. Но эти предложения пока не были учтены депутатами. По большому счету Жакып Асанов признал наличие различных "дыр" в законопроекте, о которых не раз говорили эксперты: - Законопроект о лоббировании не совершенен. Мы неоднократно проводили обсуждения, "круглые столы", изучили все спорные моменты. В целом, на мой взгляд, государство, провозглашающее высшей ценностью человека его права и свободы, должно предоставить гражданам и НПО возможность активного влияния на законотворческий процесс. Парламентский комитет по законодательству и судебно-правовой реформе направил в Правительство официальное письмо, в котором обозначены все спорные моменты этого документа. И теперь дальнейшее рассмотрение законопроекта о лоббировании зависит от мнения и ответа Правительства. По мнению Жакыпа Асанова, принятие такого закона необходимо. Тем более, что об этом сказал Президент Н. Назарбаев на Антикоррупционном форуме еще осенью 2008 года. |