NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Среда 24.07.2019 09:29 ast
06:29 msk

Жар обсуждения интересов
Депутаты Мажилиса определяют субъектов лоббизма
06.12.2010 / политика и общество

Асет СЫЗДЫКОВ, "Око", 3 декабря

На протяжении более десяти лет казахстанские правоведы, депутаты и общественные деятели спорили до хрипоты, говоря о введении в государстве института лоббирования. На сегодня в Парламенте близится к завершению подготовка специального законопроекта по регламентированию лоббистской деятельности.
Шквал вопросов и сомнений вызвало ограничение прав и сферы деятельности самих субъектов закона – лоббистов. Понятие "лоббирование" до сих пор неоднозначно толкуется обществом, зачастую воспринимается как недобросовестное продвижение в госорганах интересов заказчиков, подкуп, теневые сделки. Отчасти деятельность эта действительно направлена на продвижение интересов клиента в органах власти. Но пеплом негатива само понятие посыпано из-за возможных коррупционных действий заказчиков, рвущихся к власти.
Судя по проекту закона, лоббизм – это деятельность по представлению и продвижению своих интересов в процессе участия в законотворческой работе. Но лоббистам не обязательно продвигать свои интересы в госорганах. Иначе говоря, они не смогут зарабатывать, если будут печься только о своих интересах. В западных странах лоббирование понимается как система, где царят взаимоотношения общества и государства.
Документ поступил в Мажилис Парламента 10 января этого года. Его представлял вице-министр юстиции Дулат Куставлетов, пояснив, что институт лоббирования учитывает интересы широких слоев населения, вовлекая их в процесс разработки законов. По мнению Минюстиции, формирование такого законодательного акта развивает положения Конституции о праве граждан участвовать в делах государства.
В ходе изучения документа то и дело сталкиваешься с некоторыми "коробящими" положениями, которые, кстати, взбудоражили и умы многих депутатов и юристов. Например, определение субъектов лоббистской деятельности. По проекту это негосударственные объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), объединяющие не менее 10 юридических лиц, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном органе. Но почему именно 10? Устанавливая количественный состав юрлиц, авторы проекта возводят непроходимый барьер для остальных НПО для нормальной лоббистской деятельности.
Руководитель рабочей группы по данному законопроекту, депутат Мажилиса Жакып Асанов пояснил "ОКО", что эта норма количества юрлиц ничем не оправдана и ущемляет права других субъектов гражданского общества. По его мнению, различные НПО вправе доносить свои нужды и интересы до законодателей.
- Лучше не делать никаких искусственных барьеров и разрешить лоббирование всем ОО и ОЮЛ, – считает
Ж. Асанов. – В то же время ни организационно, ни технически невозможно обеспечить участие всех желающих в заседаниях комитетов палат. Поэтому на сегодня мнения депутатов нашего комитета таковы: пустить в Парламент институты гражданского общества, охватывающие как минимум половину регионов нашей страны.
Стоит отметить, что права и полномочия лоббистов, прописанные в законопроекте, незначительны. Запрещается, например, осуществлять лоббистскую деятельность в отношении законов в сферах конституционных основ деятельности госорганов; безопасности государства; правоохранительной деятельности и воинской службы; судоустройства и судопроизводства; административно-территориального устройства РК; бюджетных и межбюджетных отношений; международных отношений; налоговых обязательств граждан и юридических лиц; экологической безопасности. Перечисленные ограничения приведут к безосновательному сужению прав граждан, у которых на практике не остается шансов в полной мере доносить свои интересы до властей. К тому же двери для лоббистов будут открыты только в Парламент, а значит, они лишены возможности участвовать в разработке законопроектов в министерствах. Свою непримиримую позицию по данному пункту уже высказал Союз "Атамекен", предложив отклонить последнюю редакцию законопроекта о лоббизме. Председатель НЭП Азат Перуашев посетовал, что их принципиальный вопрос об осуществлении лоббистской деятельности в структурах исполнительной власти не был поддержан разработчиком.
- Эта позиция обосновывается тем, – аргументировал Жакып Асанов, – что Парламент по своему статусу предполагает активную и публичную работу с населением, с разными интересами и структурами. Парламент – это место для политического диалога и дискуссий. Все организации, независимо от их величины и влияния, имеют право быть выслушанными со стороны законодателей. А что касается Правительства, то оно охватывает все стороны жизни общества, располагает большим аппаратом специалистов, имеет в своем составе отраслевые министерства, комитеты, агентства. Правительство должно оперативно реагировать на текущую социально-экономическую ситуацию в стране.
И все же Азат Перуашев уверен, что необходимо вводить лоббистов в Экспертные советы, создающиеся при министерствах и акиматах. Чтобы они участвовали во всех стадиях разработки законов. Но эти предложения пока не были учтены депутатами.
По большому счету Жакып Асанов признал наличие различных "дыр" в законопроекте, о которых не раз говорили эксперты:
- Законопроект о лоббировании не совершенен. Мы неоднократно проводили обсуждения, "круглые столы", изучили все спорные моменты. В целом, на мой взгляд, государство, провозглашающее высшей ценностью человека его права и свободы, должно предоставить гражданам и НПО возможность активного влияния на законотворческий процесс.
Парламентский комитет по законодательству и судебно-правовой реформе направил в Правительство официальное письмо, в котором обозначены все спорные моменты этого документа. И теперь дальнейшее рассмотрение законопроекта о лоббировании зависит от мнения и ответа Правительства. По мнению Жакыпа Асанова, принятие такого закона необходимо. Тем более, что об этом сказал Президент Н. Назарбаев на Антикоррупционном форуме еще осенью 2008 года.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инициативная группа референдума о продлении полномочий президента Казахстана собрала свыше 314 тыс. подписей 31.12.2010
Счетный комитет подвел итоги работы за 2010 год и обозначил приоритетные направления деятельности на 2011 год 31.12.2010
Чиновники и политики встречают Новый год 31.12.2010
В правильном государстве кормильцев не ставят к стенке… 31.12.2010
В пять раз снизили стоимость ускоренной регистрации недвижимости в Казахстане 31.12.2010
Поздравление с Новым Годом 31.12.2010
Молдавский парламент избрал временного главу государства 31.12.2010
Экс-президент Израиля признан виновным в изнасилованиях 31.12.2010
"Спасибо Кариму-ага за такой подарок" 31.12.2010
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.07.19 Среда
83. БЭНГ Чан Йан
82. САБИРОВ Шмидт
76. АХМЕТОВ Иманали
71. ФОГЕЛЬ Виктор
68. БОРОДИН Александр
62. ИСКАКОВ Адилхан
62. КУЛЕКЕЕВ Жаксыбек
62. МИРЗИЁЕВ Шавкат
61. КОЙШИБЕКОВ Болат
60. ОТАРБАЕВ Ганибек
58. КУСПАН Айгуль
53. АСИЛЬБЕКОВ Алмас
53. ЕСКЕНДИРОВ Самат
53. ТОЛЕУЛИЕВ Мухтар
49. УАКПАЕВ Бауржан
...>>>
25.07.19 Четверг
93. МУСИН Курган
73. БАСИБЕКОВ Аскар
73. ЕСПАГАНБЕТОВ Келдыбай
72. РЫСБЕКОВ Туякбай
71. НЕТРЕБСКИЙ Николай
69. КЛЮЧНИКОВА Валентина
68. ЕРКЕБАЕВ Сагидулла
68. НУРГАЛИЕВ Болат
67. СОЛЮЛЁВ Александр
65. ИДРИСОВ Бахыткали
63. БАЙМУХАНОВ Тимур
63. ДЖУЛАМАНОВ Нурлан
58. БЕЙСЕМБАЕВ Кудайберген
57. СЕЙДАХМЕТОВ Бекен
56. ХАЙРУШЕВ Асылбек
...>>>
26.07.19 Пятница
83. МУСТАФИНА Жанар
80. ЖУРИН Владимир
79. УКИН Кенжебек
72. ЖУСУПОВ Болатбек
70. ТОМИЛОВ Анатолий
66. ИТЕГУЛОВ Марал
65. ДЖАКСЫБЕКОВ Адильбек
64. АБИЛКАИРОВ Максут
64. ЫНТЫМАКОВ Туракты
61. КУАНЫШБАЕВА Роза
60. ОХЛОПКОВА Татьяна
59. КЕСИКБАЕВ Султангали
58. БЕГЕНЕЕВ Андрей
54. БАЙМУРЗИН Даулетхан
52. БИЖАНОВ Димаш
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz