NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 01:20 ast
23:20 msk

Каждому – свое
Саммит ОБСЕ в Астане стал еще одним подтверждением того, что существующие международные институты предназначены для обсуждения проблем, но не их решения
07.12.2010 / политика и общество

Николай Кузьмин, "Эксперт Казахстан", 6 декабря

Еще в период подготовки в адрес саммита Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Астане звучали разные оценки, от восторженных до критических. Но рядовым и рутинным это событие не считал никто. Напротив, многое в астанинской встрече было впервые – и первый саммит за пределами Европы, и первое постсоветское государство в роли председателя, и, наконец, просто первый саммит за последние одиннадцать лет. Но методы работы и возможности самой ОБСЕ остались прежними, поэтому и саммит с содержательной точки зрения носил налет рутинности и вторичности, напоминая одновременно как ежегодные встречи министров иностранных дел стран ОБСЕ, так и все прочие саммиты последнего времени. Климатические саммиты в Копенгагене и Канкуне – своей обреченностью на провал в отсутствие американской поддержки, встречи "восьмерки" и "двадцатки" – вопиющим несовпадением заявлений, сделанных странами на саммите, с той политикой, которую они проводят у себя. Наконец, тем, что проблемы, обсуждаемые на саммитах, если и решаются, то часто не благодаря, а вопреки усилиям участников.
Однако обсуждение, а также следующие за ним резолюции и декларации уже стали ритуальным обрядом, который помогает лидерам государств почувствовать себя членами одного сообщества, одной международной системы. Помогает поверить, что цели у всех общие, значит, они могут быть достигнуты. Поэтому декларации практически наполовину состоят из заявлений о приверженности прежним соглашениям и договорам.

Кому это надо
Эффективность саммитов принято оценивать по итоговым документам, а представительность – по числу и уровню участников. В Астане ОБСЕ была представлена максимально полно, присутствовали не только все страны-участницы, но и партнеры, включая Австралию и Таиланд, а также множество международных организаций. А вот уровень представительства был не слишком высок. Используемую в преддверии саммита формулировку "встреча глав государств и правительств 56 стран-участниц" пришлось подкорректировать. В сообщениях о работе форума речь шла уже не только о главах, но и о старших должностных лицах. Если президента США и премьер-министра Великобритании никто всерьез на саммит не ждал, то отсутствие Николя Саркози стало неприятным сюрпризом.
Впрочем, на работе форума это никак не сказалось. И министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов выступал против казахстанских инициатив не менее твердо и решительно, чем это сделал бы президент Ислам Каримов, если бы смог преодолеть свою идиосинкразию на Астану и приехать на саммит.
Досрочный отлет в Москву Дмитрия Медведева тоже вряд ли что-то изменил в ходе работы второго дня саммита и в тексте памятной декларации. Российский президент дал понять, что словосочетание "территориальная целостность Грузии" в Кремле больше не употребляется, а потому и в Астане его лучше не употреблять. Сам он в свою очередь понял, что российские предложения о выполнении европейскими странами ряда обязательств (например, об отмене виз при взаимных поездках граждан) или о разработке и принятии Устава ОБСЕ его западные коллеги просто не слышат.
Тема отсутствия отдельных VIP стала в Казахстане одной из самых обсуждаемых в дни саммита, но поднимали ее в основном оппозиционные СМИ с тем, чтобы поставить под сомнение успешность работы казахстанского руководства по организации саммита. Реже задавались вопросом о том, нужен ли вообще странам-участницам этот саммит, да и ОБСЕ в целом. Участники саммита по понятным причинам этот вопрос тоже не поднимали, но в косвенном виде на него отвечали.
В поэтическую форму облек свои сомнения в жизнеспособности организации председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Петрос Эфтимиу, сказавший, что в Астане ОБСЕ сталкивается с гамлетовским вопросом "быть или не быть".
Узбекистан критически оценил роль ОБСЕ в предотвращении межэтнических конфликтов в Киргизии. "Надо признать, что ОБСЕ и ее структуры практически никакой позитивной роли в предупреждении и нейтрализации кровавых событий в июне этого года на юге Кыргызстана не сыграли", – заявил министр иностранных дел Узбекистана Владимир Норов.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев не скрывал своего разочарования итогами работы ОБСЕ по урегулированию карабахской проблемы. "То, как ведет себя Армения в переговорном процессе, дает нам основание прийти к заключению, что Армения не желает мира, не хочет освобождать оккупированные территории, а стремится сохранить статус-кво так долго, как она сможет, и сделать переговорный процесс бесконечным. Минская группа ОБСЕ была создана в 1992 году, переговоры ведутся вот уже 20 лет, но результатов так и нет", – сказал он, выступая на саммите.
Дмитрий Медведев заявил, что необходимо вдохнуть новую жизнь в принципы Хельсинки, воплощая их на практике. "Для этого нужно модернизировать ОБСЕ, стиль и формы ее деятельности. Действительно, организация начала терять свой потенциал – нужно сказать об этом прямо. Убежден, что производство все новых обязательств и инструментов для их решения себя исчерпало, но нужна более четкая правовая база и универсальные правила использования ресурсов организации. Россия в соавторстве со своими партнерами представила проект Устава ОБСЕ и предложения по упорядочению работы ее структур. Только так можно повысить востребованность организации и органично встроить ее в формирующуюся глобальную архитектуру", – сказал российский президент.
Причины для отсутствия на саммите у разных лидеров были различны, но нельзя не отметить то, что основание для замены главы государства или правительства на министра иностранных дел, а порой и на старшее должностное лицо (термин, за которым скрывается дипломат в должности ниже министра) следует в целом расценить как положительное. Не было на саммите острого противостояния, не было конфликта, требующего немедленного разрешения, даже воинственные заявления со стороны Армении и Азербайджана, звучавшие накануне саммита, никого всерьез не испугали.

Назад к истокам
Саммит в Астане показал, что диалог Запад–Восток становится все более актуальным. То, что у России и Европы разный взгляд на Южную Осетию и Абхазию, не только мешает принятию общих деклараций, но и говорит о принципиальных различиях во взглядах на такие базовые принципы существования международной системы государств, как суверенитет, агрессия, безопасность. Впрочем, такое разное видение мира и его проблем скорее подталкивает стороны к диалогу. Хуже, когда Запад и Восток видят не просто часть общей картины, они видят разные ее части. Запад не замечает предложенный Россией Договор о европейской безопасности. Восток не замечает прошедшей накануне саммита в Астане конференции правозащитников.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров подробно изложил позицию России относительно формулировок, которые могут быть использованы для описания ситуации на Южном Кавказе. "Мы отметили, что в выступлениях целого ряда руководителей западных делегаций звучала тема "конфликтов в Грузии" с таким подтекстом, что Южная Осетия и Абхазия остаются в рамках территории этого государства и что существует некий конфликт между Москвой и Тбилиси. Мы объяснили нашим собеседникам – это четко прозвучало в выступлениях президента России Д.А.Медведева на саммите в Астане, – что никакого конфликта между Россией и Грузией не видим. Ситуация, которая сложилась, является результатом провокационного вероломного нападения вооруженных сил Грузии на Южную Осетию в августе 2008 года. Это ничем не спровоцированное нападение. Нападение, которое было осуществлено в нарушение международных обязательств Грузии по Хельсинкскому Заключительному акту, другим документам ОБСЕ и конкретным договоренностям об урегулировании грузино-югоосетинского конфликта. Те решения, которые Россия тогда вынуждена была принять, были тяжелейшими и были направлены исключительно на защиту и спасение жизней наших миротворцев, мирных жителей Цхинвала и других населенных пунктов Южной Осетии. В этой связи не может быть речи ни о какой территориальной целостности Грузии в прежних границах", – сказал он журналистам.
Единственный конфликт, который оказалось возможным прямо назвать в итоговой декларации, лежит за пределами сферы ответственности ОБСЕ. Впрочем, и в этом случае были сделаны такие оговорки, которые допускают не только разное видение ситуации в Афганистане, но и разные действия. "Мы подчеркиваем необходимость вносить эффективный вклад с учетом возможностей и национальных интересов каждого государства-участника в коллективные международные усилия по содействию построению стабильного, независимого, процветающего и демократического Афганистана", – сказано в декларации.
Текст итоговой декларации оказался очищен не только от всех географических названий, кроме Хельсинки и Парижа, но и от каких-либо новых договоренностей или оценок. "Мы вновь подтвердили нашу поддержку всеобъемлющего подхода к безопасности, основанного на доверии и прозрачности в военно-политической сфере, разумной политике в области экономики и экологии, а также на полном соблюдении прав человека, основных свобод и верховенства закона", – сказал Нурсултан Назарбаев на закрытии саммита. То, что декларация названа памятной, позволяет предположить, что ее приняли исключительно в ознаменование 35-летия Хельсинкского акта и 20-летия Парижской хартии.

Отложенное расширение
Казахстан предложил расширить число "корзин" и институтов ОБСЕ.
Первое расширение касалось второй, эколого-экономической "корзины", которую казахстанский президент фактически предложил сделать первой, объявив экономический прагматизм краеугольным камнем системы безопасности в XXI веке. Напомнив о том, что нынешний экономический кризис выявил проблемы и недостатки в мировой валютно-финансовой системе, Нурсултан Назарбаев предложил в качестве отдельной, видимо, второй "корзины" выделить финансово-экономическую безопасность. Для обоснования создания этой новой корзины, а также для определения направлений работы на финансовом направлении он предложил дополнить Маастрихтскую стратегию ОБСЕ новым документом под названием "Маастрихт-плюс". В случае если бы такая "корзина" появилась, она, без сомнения, стала бы казахстанской, поскольку наша страна известна своими теоретическими наработками в области создания новых мировых и региональных валют, а также перестройки всей мировой финансовой системы.
Еще одна предложенная структура, в рамках которой Казахстану всегда есть что сказать и предложить, должна была получить название "Экологический форум ОБСЕ". На этом форуме, по мнению Казахстана, можно было бы решать проблемы Аральского моря, возрождения территорий бывшего Семипалатинского полигона, а также разработать программу "Вода и право".
Второе расширение касалось разоружения и нераспространения. Было предложено создать специальный форум ОБСЕ. Понятно, что и здесь страна, закрывшая свой ядерный полигон и добровольно отказавшаяся от ядерного оружия, могла бы многому научить своих партнеров. Прозвучало также предложение сформировать Совет на уровне министров стран ОБСЕ для координации борьбы с трансграничной преступностью, наркотрафиком и нелегальной миграцией.
Межконфессиональная толерантность должна была стать основанием для третьего расширения и содержанием новой "корзины". "Мы предлагаем выделить межконфессиональную толерантность в отдельное измерение. Сегодня необходим честный и открытый межконфессиональный диалог. Для его организации ОБСЕ могло бы использовать площадку Съезда лидеров мировых и традиционных религий, который проводится по инициативе Казахстана. Мы верим, что христианство и ислам, иудаизм и буддизм снизошли, чтобы творить мир, а не враждовать. Хотел бы также предложить совместно разработать документ "К толерантности в новом десятилетии", – сказал Нурсултан Назарбаев.
Четвертое расширение относилось к "прогнозированию различных проблем безопасности". Это прогнозирование предлагалось выделить в качестве отдельного направления и учредить Институт безопасности ОБСЕ.
Пятым направлением, на котором казахстанский президент предложил укреплять доверие и взаимопонимание, было "равномерное базирование структур ОБСЕ по всей зоне ответственности организации". Этот процесс предлагалось начать с учреждения новых институтов по валютно-финансовому, межрелигиозному и прогнозно-аналитическому измерениям в различных странах, в том числе азиатской части ОБСЕ.
"Мы предлагаем обсудить данные предложения в рамках "процесса Корфу". Надеюсь, что все направления фундаментальных изменений ОБСЕ будут отражены в Астанинской декларации ОБСЕ", – резюмировал Нурсултан Назарбаев.
Предложения, озвученные казахстанским президентом, были, безусловно, революционными по содержанию, но отнюдь не неожиданными. И "Маастрихт с плюсом", и толерантность предварительно неоднократно обсуждались, более того, получили положительный отзыв от экспертов и политиков во многих странах. Единственную проблему представляло "равномерное базирование структур" по просторам Евразии, поскольку Астана, безусловно, является наилучшим местом для работы институтов всех трех новых направлений.
Делегация Узбекистана немедленно выступила с заявлением, в котором говорилось, что она против включения этих инициатив в итоговый документ саммита, поскольку они не были предварительно согласованы с участниками. Триумф Астаны для Ташкента оказался непереносим.
В итоге все казахстанские предложения в прямом виде в текст декларации не вошли. Однако пункты 11 и 12 содержат указания на инициативы по укреплению безопасности, выдвинутые в процессе подготовки саммита. Весьма вероятно, что мы увидим их в повестке дня сначала неформальных встреч в рамках Корфуского процесса, а затем и на очередной встрече министров иностранных дел.
Итоги саммита были подведены президентом на следующий день после его завершения в обращении ко всем казахстанцам. Во-первых, сказал он, мы укрепили внешнеполитические основы нашей независимости. Во-вторых, саммит стал вершиной нашего председательства в ОБСЕ. В-третьих, мы доказали, что можем решать задачи по проведению крупнейших мероприятий международного уровня. В-четвертых, наше общество продемонстрировало зрелость, единство и сплоченность. В-пятых, наша Астана стала в один ряд с такими известными городами Европы, которые были хозяевами проведения саммитов ОБСЕ, как Хельсинки, Париж, Будапешт, Лиссабон, Стамбул. Целых пять причин, чтобы приступить к награждению всех, кто участвовал в подготовке и проведении саммита.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инициативная группа референдума о продлении полномочий президента Казахстана собрала свыше 314 тыс. подписей 31.12.2010
Счетный комитет подвел итоги работы за 2010 год и обозначил приоритетные направления деятельности на 2011 год 31.12.2010
Чиновники и политики встречают Новый год 31.12.2010
В правильном государстве кормильцев не ставят к стенке… 31.12.2010
В пять раз снизили стоимость ускоренной регистрации недвижимости в Казахстане 31.12.2010
Поздравление с Новым Годом 31.12.2010
Молдавский парламент избрал временного главу государства 31.12.2010
Экс-президент Израиля признан виновным в изнасилованиях 31.12.2010
"Спасибо Кариму-ага за такой подарок" 31.12.2010
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz