Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 10 декабря
Сегодня в Мажилисе началось очередное мероприятие Общественной палаты – научно-практическая конференция на тему: "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение", которую открыл вице-спикер Мажилиса – председатель Общественной палаты Владимир Бобров (тезисы): Я рад приветствовать депутатов Парламента, членов Общественной палаты при Мажилисе Парламента, ученых, а также представителей министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, высших учебных заведений, акционерных обществ и неправительственных организаций на очередном мероприятии Общественной палаты – научно-практической конференции на тему: "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение". Сегодня нам предстоит обсудить очень важный вопрос, вопрос о человеческом капитале, о мерах по повышению его конкуретноспособности. Развитие человеческого капитала – это ключевой фактор обеспечения конкурентноспособности страны. Вам известно, что данный вопрос многогранен, и в рамках одной конференции обсудить вопросы развития человеческого капитала, во всех его многочисленных проявлениях, образование, здравоохранение, условия труда, социальная защита и других, представляется весьма затруднительным. Поэтому сегодняшнюю конференцию мы хотели бы посвятить – одному вопросу – конкурентноспособности человеческих знаний. Новый уровень развития экономики ставит задачу создания конкурентноспособных образовательных систем, способных обеспечить подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. Кадровое обеспечение потребностей посткризисной экономики, адаптация профессиональных умений и навыков работников к ее меняющимся потребностям приобретает первостепенное значение. "Казахстану, набирающему темпы развития, нужны специалисты с современными знаниями, способные принимать и исполнять граммотные решения. Нам сегодня необходима своя индустрия науки и знаний, способная самостоятельно готовить профессионалов международного уровня", такую задачу поставил Лидер нации, Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев на недавнем выступлении перед преподавателями и студентами "Назарбаев университета": Роль образования всегда и в любом обществе занимала особое место. В Республике Казахстан образование было признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан – 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане стала адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Для решения новых задач был принят ряд нормативных актов и программных документов, таких как Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 – 2012 годы, программа "Дети Казахстана". Под руководством Главы государства в стране ведется полномасштабная работа, предусматривающая коренное преобразование научно-образовательной системы, законодательное обеспечение которой осуществляется Парламентом страны. В Мажилисе Парламента рассматриваются проекты Законов "О науке", "Об образовании". В октябре мы с Вами обсудили проекты законов О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд", дали свои рекомендации и сегодня благодарим депутатский корпус, за то, что наши рекомендации не легли в корзину. Человеческий капитал в любом его измерении, по определению, представляет большую ценность, нежели, финансовый капитал и природные ресурсы. Надеюсь, что мы сегодня, рассматривая и обсуждая различные аспекты данной темы, постараемся найти наиболее оптимальные варианты дальнейшего совершенствования законодательного обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала в соответствии с целями и задачами, поставленными в Стратегии "Казахстан-2030" и в Стратегическом плане развития страны до 2020 года. Желаю всем вам успешной и плодотворной работы!
-------
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА: Парламент является основным участником процесса законодательного обеспечения стабильного развития инновационной экономики, человеческого капитала и его конкурентоспособности
Парламент является основным участником процесса законодательного обеспечения стабильного развития инновационной экономики, человеческого капитала и его конкурентоспособности. Об этом заявила сегодня председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаева, выступая на научно-практической конференции "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение" (тезисы): Среди стратегических задач нового десятилетия, обозначенных Президентом Н.А. Назарбаевым в Послании 2010 года, хотелось бы обратить особое внимание на идею активного инвестирования в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала. В мире произошло осознание того, что экономические успехи государств определяются, прежде всего, человеческим фактором, интеллектуальным потенциалом граждан. Перспективное будущее невозможно без высокоразвитой экономики. Развитие экономики невозможно без научных исследований и глубокой и широкой образованности. Как известно из мировой истории, в качестве основного фактора развития производства использовалась земля, капитал, ручной труд. Промышленная революция XVII века резко усилила роль сырья. В современном индустриально-информационном обществе ситуация в корне изменилась: в качестве главных факторов развития производства выступают конкурентоспособность промышленности, экономическая целесообразность, темп инноваций в технологиях. Эти факторы, в свою очередь, все в большой мере зависят от состояния знаний и интеллектуальных способностей кадров. Преимущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силы и все больше – техническими инновациями и конкурентным применением знаний, или и тем, и другим – в сочетании. Будущее принадлежит странам, чьи народы наиболее продуктивно используют информацию, знания и технологии; чем качественнее подготовка специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям и технологиям на протяжении всей жизни, тем эффективнее экономическое развитие страны. "По подсчетам экспертов, в общем объеме национального богатства наиболее успешных стран примерно 15 процентов приходится на материальные ценности, 15-20 процентов – на природные ресурсы, а 65 процентов – это человеческий капитал" – отметил лава государства в лекции перед студентами "Назарбаев Университета". Таким образом, человеческий капитал определяется как капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Но это понятие мы можем значительно расширить – в особенности, если мы говорим о человеческом капитале в контексте модернизационного развития страны и повышения ее конкурентоспособности. Человеческий капитал – составная структурная единица устойчивого развития. Развивая человеческий капитал, мы не только идем по пути устойчивого развития, но и создаем конкурентоспособное общество. Условия и возможности, необходимые для реализации человеческого и трудового потенциалов, наряду с другими, обеспечивают два ключевых фактора. Первый из них – здоровье, дающее возможность вести активную и плодотворную деятельность. Второй фактор – доступное, качественное и непрерывное образование, поскольку именно общее и профессиональное образование, знания и новые технологии обеспечивают инновационное развитие, повышение конкурентоспособности предприятий и эффективность современной экономики. Не случайно в XXI веке высокоразвитые постиндустриальные страны наращивают усилия в подготовке и привлечении квалифицированных специалистов. Поэтому в рамках теории человеческого капитала, появившейся как ответ на изменение макроэкономических тенденций, существует определенная связь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Таким образом, расходы, направленные на повышение качественных характеристик индивида рассматриваются как инвестиции. То есть эти затраты рассматриваются не как потребительские, а как производственные, так как предполагается, что они со временем многократно компенсируются доходом. Стало понятно, что человеческий капитал в любом его измерении представляет большую ценность, нежели, к примеру, финансовый капитал, ресурсы и т.д. Стремление западных стран к расширению разного рода социальных и образовательных программ, самым ярким образом свидетельствуют об этом. Анализируя основные особенности современной инновационной экономики, обратим внимание на рост объемов реализуемой наукоемкой продукции, созданной на основе использования интеллектуальных продуктов и технологий, и возрастание доли интеллектуальных услуг (информационных, консалтинговых, экспертных и аудиторских и т.д.) на всех рынках высокоразвитых стран (США, Европейского союза, Австралии, Норвегии, Швеции, Японии и др.). По различным оценкам экспертов, объем реализуемой на международном рынке наукоемкой продукции, которая создана на основе использования интеллектуальной собственности, доходит до 2,3 трлн. долл. в год. Из них около 700 млрд. долл. приходится на США, около 530 млрд. – на Германию и около 400 млрд. – на Японию. Главным фактором победы в этой бесконечной гонке за экономическое пространство стали инновации, а в целом – образование. В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов. Рост производительности труда должны дать, во-первых, инновации, а во-вторых, инвестиции в человеческий капитал. Современный мир вступил в эпоху экономического меркантилизма, в котором наука и образование имеют реальную ценность в той степени, в какой они производят экономические выгоды. Существует тенденция превращения учреждений образования и науки в предпринимательские структуры, ориентированные на получение прибыли. Казахстан в этом плане также не является исключением. При этом и новое знание, и сам институт передачи знаний молодому поколению из общественного блага превращается в часть рыночного механизма, в инструмент конкурентной борьбы страны за глобальное лидерство в сфере высоких технологий. Именно эти процессы мы наблюдаем и в США, и в Западной Европе, и Японии. В их ведущих вузах решение проблемы видят в отходе от узкой специализации, в подготовке кадров широкого профиля. С такой задачей лучше всего справляются учебные заведения, в которых не только сосредоточены научные школы по самым различным областям, но и где получаемые знания постоянно поддерживаются собственными научными исследованиями. Вузы стали более активно готовить специалистов новейших профессий – аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, специалистов по компьютерам и программному обеспечению, по информационным технологиям. Например, за последние 15 лет число выпускников вузов, специализирующихся в области информационных технологий, увеличилось более чем в 10 раз. Включиться в интенсивную научную деятельность с ориентацией на будущую профессиональную занятость и "дотягиваться" до современного уровня развития высокотехнологического производства необходимо уже на "вузовской скамье", считают западные эксперты. Сегодня наука и технологии развиваются настолько быстро, что после окончания вуза "доучиваться" просто нет времени. В одном из аналитических обзоров Института парламентаризма НДП "Нур Отан" за прошлый год среди проблемных вопросов посткризисного развития Казахстана отмечается "низкое качество человеческого капитала, ограниченные человеческие ресурсы и квалификация кадров". Система образования и переподготовки кадров в Казахстане в целом характеризуются относительно низким уровнем качества: согласно международному рейтингу по общему качеству системы образования Казахстан занимает 59 место (отставая от России и Украины), а, например, по управленческому – 98 из 134. Существует явный "перекос" между высшим и средним профессиональным образованием, что создает дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке. Отсутствует эффективная политика удержания и привлечения талантов. В международном рейтинге РК занимает 57 место из 134 по интенсивности утечки кадров. Около 64% от опрошенных в Казахстане специалистов информационно-коммуникационных технологий выражают желание выехать за рубеж, прежде всего, вследствие стремления к более высокому заработку, а также неудовлетворенностью возможностями для карьеры и социальным пакетом. Государство четко поставило задачу развития человеческого капитала страны, как в целом, так и по отдельным позициям. И в конечном итоге нам необходимо системное улучшение национальных стандартов жизни. Парламент Республики Казахстан является основным участником процесса законодательного обеспечения стабильного развития инновационной экономики, человеческого капитала и его конкурентоспособности. В 2006 году в Казахстане был разработан и принят Закон "О государственной поддержке инновационной деятельности". Данный закон принят в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы. В 2009 году в закон были внесены изменения и дополнения. Теперь в нем предусмотрены нормы, которые расширяют интересы различных юридических лиц, в частности, таких институтов развития как АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий", АО "Фонд науки" и АО "КазАгроИнновация", основная деятельность которых в первую очередь направлена на развитие инновационной сферы в различных направлениях. 2010 год объявлен в СНГ Годом науки и инноваций. В связи с этим, в Казахстане разработана и Указом Президента утверждена Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики, целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности. Сейчас в Мажилисе рассматривается проект нового Закона "О науке". Его разработка обусловлена необходимостью решения задач, поставленных Главой государства на открытии третьей сессии четвертого созыва Парламента Республики Казахстан и на совещании 4 сентября 2009 года по науке. В 2009 году Комитетом по социально-культурному развитию Мажилиса проведены Парламентские слушания "О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан". В Послании Президента народу отмечено, что профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики. Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира. В связи с этим, особый приоритет в сфере образования будут иметь проекты, подобные создаваемым в Астане уникальным учебным заведениям – "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд" которые уже успешно работают. Сейчас проект Закона о статусе данных учреждений также активно обсуждается в Мажилисе. Концепция "Назарбаев Университета" разрабатывалась с учетом передовой мировой практики высшей школы. Вуз создается в форме холдинга. Предполагаются три модели сотрудничества: полная передача в управление университету-партнеру, двудипломное образование, совместные образовательные программы. Стратегия развития нового университета базируется на нескольких основных принципах: во-первых, партнерство с ведущими образовательными учреждениями мира по кадрам и академическим программам, образовательным технологиям. Во-вторых, это исследовательский университет с современной научной инфраструктурой, который обеспечит взаимосвязь образования, науки и производства. Для этого будут созданы исследовательские центры при университете. В-третьих, в нем будет современная практика управления и финансирования, корпоративное управление во главе с попечительским советом и создание специального фонда. Этот специальный фонд, призванный обеспечить финансовую устойчивость университета, будет концентрировать и государственные, и частные вклады. Что касается интеллектуальных школ, то они станут местом подготовки лидеров, блестяще образованных абитуриентов, готовых к обучению в лучших университетах мира, в совершенстве владеющих казахским, русским и английским языками. Основной упор будет делаться на развитие у учащихся критического мышления, реализацию их творческого потенциала, поощрение талантов. Вышесказанное позволяет сформулировать некоторые ориентиры для государственной социальной политики в контексте курса на инновационное социально ориентированное развитие. Оптимальной моделью такой политики с точки зрения сложившейся у нас социально-экономической ситуации является создание рабочих мест, предъявляющих спрос на высококвалифицированный труд, в сочетании с качественными улучшениями в системе профессионального образования и повышением его доступности. Это позволит снять излишнюю нагрузку с системы высшего образования, с одной стороны, и повысить эффективность ее функционирования в целом – с другой. Таким образом, глобальной стратегической целью социально-экономического развития всей системной триады "человек – общество – государство" становится гармоничное, сбалансированное развитие человека и семьи, человеческого и трудового потенциалов, инновационное развитие общества и экономики.
------
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА-МОН: Казахстан осуществляет свою экономическую политику в соответствии с идеологией человеческого развития, провозглашенной ООН
Казахстан осуществляет свою экономическую политику в соответствии с идеологией человеческого развития, провозглашенной ООН. Об этом заявил сегодня, выступая в Мажилисе на научно-практической конференции "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение", вице-министр образования и науки Серик Ирсалиев (тезисы): Развитие человеческого капитала Сегодня в мире конкурентоспособность зависит от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов. Ведущие западные эксперты прямо отмечают, что "по мере того, как развитые страны вступают в постиндустриальную эру, человеческий капитал играет все более важную роль в их прогрессе". О том, что империями будущего будут империи ума еще в 1943 году говорил Уинстон Черчилль. Теодор Шульц в своем труде "Инвестиции в человеческий капитал" еще в 1961 году доказал, что расходы на развитие человеческого капитала должны рассматриваться не как социальные затраты, а как инвестиции, приносящие доход. Глава государства неоднократно указывал, что все успешные государства сделали ставку на "умную экономику". А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой "человеческий капитал". И сегодня уже становится очевидным, что повышение требований к качеству человеческого капитала будет основным трендом посткризисного мира. Казахстан осуществляет свою экономическую политику в соответствии с идеологией человеческого развития, провозглашенной ООН. Устойчивое повышение качества и социальных стандартов жизни населения определены президентом страны в числе основных приоритетов при реализации задачи вхождения страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. О прогрессе в человеческом развитии свидетельствуют данные ежегодного Доклада ПРООН "Реальное богатство народов: пути к развитию человека" за 2010 г., где Казахстан занял 66 место среди 169 стран по уровню человеческого развития, улучшив свою позицию на 11 позиций по сравнению с 2009 годом и второй год в числе стран с высоким ИЧР. 2010 год знаменателен тем, что в основном программном документе – Стратегплане Казахстана до 2020 года впервые четко зафиксирована высшая приоритетность человеческих ресурсов. Обозначено, что экономические выгоды в будущем прочно связаны с инвестициями в образование. По прогнозам, развитые страны уже к 2015 году перейдут на новую технологическую базу экономических систем. Она основана на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий во всех экономических и социальных сферах. Рынки инновационных наукоемких продуктов будут расти быстрее мировой экономики (до 20% по сравнению с 8%). Задача Казахстана – не допустить постоянного отставания в знаниях и технологиях. Образование становится важнейшим фактором международной конкурентоспособности Наибольший рост зафиксирован в тех странах, где инвестиции в человеческий капитал были выше. Сравнение Южной Кореи и Ганы наглядно демонстрирует это. Процент доходности от образования намного выше, чем ставка доходности по ценным бумагам, которая в США составляет около 7%. При этом норма прибыли инвестиций в человеческое развитие является самой высокой в наиболее раннем возрасте. Вложение 1 доллара в дошкольное обучение дает прибыль более 7 долларов; в школьное образование – 3 доллара и в профессиональное – 2 доллара. Если в начале жизни уровень зарплаты молодых людей не сильно зависит от уровня образования, то уже к середине трудовой карьеры зарплата более образованных становиться выше в разы. На рост ВВП на душу населения оказывает влияние и доля лиц с высшим образованием в возрасте от 25-64 лет. Чем выше их количество в стране, тем выше и ВВП в этой стране. В развитых странах человеческий капитал составляет 70-80% национального богатства. Сейчас более 50% экономически активных граждан развитых стран (а в США – более двух третей) заняты умственным трудом. В наиболее развитых странах инвестиции в знания (НИОКР, образование, ИКТ) равны инвестициям в основной капитал, а иногда и превышают их. 85% совокупных мировых инвестиций в науку осуществляют страны–члены ОЭСР, 11% – Индия, Китай и Бразилия и новые промышленно развитые страны Восточной Азии и только 4% – остальные страны мира. Из этого следует, что опережающее развитие сферы образования формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв. В Казахстане создана необходимая база для инвестиций в образование человека с самого его рождения и в течение всей жизни. С увеличением экономических возможностей государства инвестиции в образование становятся ключевым фактором его дальнейшего развития. При этом, если экономический эффект от инвестиций в образование проявляется через 5-20 лет, то социальный эффект – виден сразу. Казахстанское образование успешно позиционирует на международном уровне. У нас есть достижения. Рейтинг 100 лучших стран мира журнала Newsweek за 2010 год показал, что Казахстан по уровню грамотности занимает 14 место. Первое место – Финляндия, Россия на 31 месте. При этом Казахстан обладает лучшей системой образования среди стран со средним уровнем дохода. Два последних года Казахстан находится в четверке лучших стран по Индексу развития образования ЮНЕСКО, а 2009 году – даже возглавлял этот рейтинг. Мы заняли 5 место по математике и 11 по естествознанию в авторитетно международном сопоставительном исследовании TIMSS. Однако для многих участников оказались сложными тестовые задания представленные в виде графиков, диаграмм, планов и схем, требующие самостоятельного принятия решения. Это значит, что наши школьники не умеют на практике использовать полученные знания. Именно поэтому наши ожидания от участия в другом, не менее авторитетном международном исследовании PISA намного скромнее, чем в TIMSS. В PISA используются тесты направленные на выявлении компетентности и логики, а не просто знаний. Еще в 19 веке английский философ Герберт Спенсер говорил: "Самая большая цель образования – это не получение знаний, а умение применять знания и действовать". Мы должны отходить от культа энциклопедических знаний к практическим знаниям и навыкам, образованию предприимчивости и инноваций. Неутешительными для нас являются итоги ГИК Из 9 показателей образования Глобального индекса конкурентоспособности в 2010 году Казахстан по 7 ухудшил свои позиции и по двум сохраняет стабильность. Министерством образования и науки прорабатываются меры по обеспечению социального благополучия, повышения качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов. В июле 2009 года была создана Рабочая группа по вопросам развития человеческого капитала в Республике Казахстан. Проанализированы вопросы по развитию человеческого капитала. Отмечена проблема отсутствия институционального органа, комплексно занимающегося вопросами РЧК в стране. Мировой опыт таких стран как Британия, Ирландия, Голандия показывает о необходимости проработки вопроса создания институциональных основ управления человеческого капитала в Казахстане. Разработан проект Концепции развития человеческого капитала в Республике Казахстан. Целью которой является формирование единой системы развития человеческого капитала как фактора экономического роста страны. В проекте Концепции отражены все основные направления развития человеческого капитала: проблемы и пути решения. Приоритетными направлениями являются: 1. Создание Национального совета по развитию человеческого капитала с целью координации усилий государства и бизнеса по стратегическим вопросам РЧК (сферы образования, труда, здравоохранения, культуры) и для достижения баланса между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов. 2. Создание Национальной квалификационной системы: 1) разработка и внедрение Национальных квалификационных рамок – инструмента преодоления разрыва между сферой образования и сферой труда; 2) разработка профессиональных стандартов – требования работодателей к работникам; 3) приведение в соответствие ГОСО всех уровней с профессиональными стандартами; 4) создание независимой оценки профессиональной подготовленности (аккредитация, сертификация). (слайд 11) 3. Создание отраслевых и региональных Советов по развитию человеческого капитала. 4. Издание ежегодного отчета "Конкурентоспособность человеческого капитала в Республике Казахстан". 5. Усовершенствование нормативной правовой базы для развития человеческого капитала. В рамках проекта Концепции: - знания, способности, навыки, здоровье и культура человека определяются главной движущей силой развития экономики; - предусматривается формирование человеческого капитала, начиная с раннего детского и подросткового возраста; - показаны пути решения проблемы удовлетворения быстрорастущего спроса рынка труда на высококвалифицированные кадры, обеспечение их мобильности; - учтена необходимость постоянной переподготовки работников, их профессиональной подготовки на производстве; - предусмотрено приобретение знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности. Главным показателем Концепции является востребованность казахстанских специалистов на рынке труда. Будет достигнут баланс между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов; Очевидные плюсы развития человеческого капитала на основе НКС представлены на следующем слайде Центром приложения главных усилий государства и общества станет человек, имеющий все условия для развития своего потенциала. Ведь "экономический рост" и "человеческое развитие" – это две цепные зависимости. Одна из них ведет от экономического роста к человеческому развитию – росту для людей. Другая – наоборот – от человеческого развития к экономическому росту. Требуется политическая воля, четкая стратегия и концепция, уполномоченный межведомственный орган, ответственный за изменений ("хозяин реформ") и соответствующее финансирование Таким образом, перспективы развития человеческого капитала нами видятся в: - создании Национального Совета по развитию человеческого капитала Республики Казахстан. В состав которого войдут представители государства и бизнеса на паритетной основе. Мы надеемся, что он станет механизмом решения всех текущих, организационно-финансовых, межотраслевых, межрегиональных проблем развития профессионального образования; - утверждении и реализации Концепции "Развитие человеческого капитала в Республике Казахстан" в соответствии с общей Стратегией развития Казахстана.
-----
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА: В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ДОМИНАНТОЙ
"Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение". Научно-практическая конференция на эту тему завершила сегодня свою работу в Мажилисе Парламента РК. С докладами на конференции выступили: вице-министр образования и науки Серик Ирсалиев и член Общественной палаты при Мажилисе, президент союза ученых Казахстана, директор Института экономики КН МОН РК Оразалы Сабден, который, в частности, сказал: "Человеческий капитал – это совокупность накопленных знаний, образования, опыта, трудовых навыков и профессионализма человеческих ресурсов, которые позволяют повысить производительность труда в условиях индустриально-инновационного развития страны и отдачу от инвестиций в человека, обеспечить конкурентоспособность и устойчивость национальной экономики для достижения высокого качества жизни людей (определение ИЭ МОН РК). Ключевые инвестиции: обеспечение материального достатка и качества жизни, занятость населения, здравоохранение, образование и профессиональное обучение, культура, спорт. По мнению ряда ученых к инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В соответствии с глоссарием Всемирного Банка: "Человеческий капитал – способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. Инвестициями в человеческий капитал считаются затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей". Свои доклады посвятили теме конференции также председатель Комитета Мажилиса по социально – культурному развитию Динар Нукетаева и заместитель председателя Общественной палаты, ректор Казахского гуманитарно-юридического университета Максут Нарикбаев. На форуме прозвучали выступления: председателя исполнительного совета НАО "Назарбаев Университет" Аслана Саринжипова и члена Общественной палаты, председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Сиязбекя Мукашева, говорившего, к примеру, о том, что: "Пример развитых стран мира свидетельствует, что удельный вес всех инвестиций, составляющий 80% их национального богатства, направлен именно в человеческий капитал. Это способствует созданию новейших технологий, развитию производств и повышению их эффективности. В этих целях в республике предпринято немало мер, но они осуществляются разрозненно, не увязываются друг с другом, хотя преследуют одну цель. В настоящее время нужны новые соответствующие времени стандарты. Стартовой площадкой для развития человеческого капитала может стать разработка и внедрение законодательно закрепленного единого Национального стандарта качества жизни. Для улучшения стандартов качества жизни в Казахстане необходимо максимально приблизить нашу законодательную базу в области социального обеспечения, образования и здравоохранения к законодательству развитых стра". Перед участниками конференции произнес речь и директор института фундаментальных исследований АО "Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева" Аскар Арынгазин (вкратце): "Человеческий капитал по большей мере понятие экономическое, однако, поскольку оно связано с человеком – высшей ценностью общества, то его определение и роль являются особенными. В экономическом аспекте, по С. Фишеру – "Человеческий капитал это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию". Конечно это не полное определение, так как в формирование человеческого капитала происходит за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, а именно: в первую группу, больше связанную с собственно человеком – воспитание, образование, здоровье, социальное обеспечение, предпринимательскую способность, и во вторую группу, больше связанную с окружением – предпринимательский климат, информационное обеспечение, безопасность граждан и предпринимательства, экономическую свободу, науку, культуру и искусство. Другими факторами развития являются – природные ресурсы, классический труд, обычный капитал. В современных обществах человеческий капитал является доминантой – как в структуре их богатств, так и по доле в инвестициях со стороны государств. В современных развитых государствах человеческий капитал составляет около 77% от национальных богатств и в человеческий капитал вкладывается около 70% всех средств. Так было не всегда, резкое увеличение произошло за последние 50 лет вместе с пониманием того, что инвестиции в человеческий капитал это не затратные инвестиции. В сочетании с инновациями и высокими технологиями человеческий капитал, который собственно и создает инновации и высокие технологии, являлся и является фундаментом роста экономики в современных условиях. Опыт Японии и хорошо известных своим быстрым ростом стран юго-восточной Азии показывает, что высокий уровень и качество человеческого капитала формируется при высокой массовой культуре. Вместе с пониманием того, что человеческий капитал это не просто сумма здоровья и образования людей, а многокомпонентное общественное явление, росла роль составляющих второй группы, группы, больше связанной с общественным окружением человека. Например, малая экономическая свобода, несбалансированный рынок труда, слабость механизмов коррекции содержания образования делает малоэффективным человеческий капитал в узком понимании, то есть, скажем, экономическая отдача от людей с хорошим здоровьем и отличным образованием будет малой". Наряду с другими на конференции свое видение вопроса представил и председатель правления АО "Национальный научно-технологический холдинг "Парасат" Нуралы Бектурганов. * * * После дискуссии заключительным словом конференцию завершил вице-спикер Мажилиса, председатель Общественной палаты Владимир Бобров. С учетом состоявшегося обсуждения решено выработать итоговый документ конференции. В форуме приняли участие парламентарии, члены Общественной палаты при Мажилисе, руководители политических партий и НПО, а также министерств образования и науки, труда и социальной защиты населения, здравоохранения, ректоры вузов, ученые и представители госорганов. |