NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 02:18 ast
00:18 msk

"Образование было признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан–2030"
В Мажилисе состоялось очередное мероприятие Общественной палаты – научно-практическая конференция "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение"
13.12.2010 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 10 декабря

Сегодня в Мажилисе началось очередное мероприятие Общественной палаты – научно-практическая конференция на тему: "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение", которую открыл вице-спикер Мажилиса – председатель Общественной палаты Владимир Бобров (тезисы):
Я рад приветствовать депутатов Парламента, членов Общественной палаты при Мажилисе Парламента, ученых, а также представителей министерств образования, здравоохранения, труда и социальной защиты населения, высших учебных заведений, акционерных обществ и неправительственных организаций на очередном мероприятии Общественной палаты – научно-практической конференции на тему: "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение".
Сегодня нам предстоит обсудить очень важный вопрос, вопрос о человеческом капитале, о мерах по повышению его конкуретноспособности.
Развитие человеческого капитала – это ключевой фактор обеспечения конкурентноспособности страны. Вам известно, что данный вопрос многогранен, и в рамках одной конференции обсудить вопросы развития человеческого капитала, во всех его многочисленных проявлениях, образование, здравоохранение, условия труда, социальная защита и других, представляется весьма затруднительным.
Поэтому сегодняшнюю конференцию мы хотели бы посвятить – одному вопросу – конкурентноспособности человеческих знаний.
Новый уровень развития экономики ставит задачу создания конкурентноспособных образовательных систем, способных обеспечить подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики.
Кадровое обеспечение потребностей посткризисной экономики, адаптация профессиональных умений и навыков работников к ее меняющимся потребностям приобретает первостепенное значение.
"Казахстану, набирающему темпы развития, нужны специалисты с современными знаниями, способные принимать и исполнять граммотные решения. Нам сегодня необходима своя индустрия науки и знаний, способная самостоятельно готовить профессионалов международного уровня", такую задачу поставил Лидер нации, Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев на недавнем выступлении перед преподавателями и студентами "Назарбаев университета":
Роль образования всегда и в любом обществе занимала особое место. В Республике Казахстан образование было признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан – 2030". Общей целью образовательных реформ в Казахстане стала адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Для решения новых задач был принят ряд нормативных актов и программных документов, таких как Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005 – 2010 годы, Государственная программа развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан на 2008 – 2012 годы, программа "Дети Казахстана".
Под руководством Главы государства в стране ведется полномасштабная работа, предусматривающая коренное преобразование научно-образовательной системы, законодательное обеспечение которой осуществляется Парламентом страны.
В Мажилисе Парламента рассматриваются проекты Законов "О науке", "Об образовании". В октябре мы с Вами обсудили проекты законов О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд", дали свои рекомендации и сегодня благодарим депутатский корпус, за то, что наши рекомендации не легли в корзину.
Человеческий капитал в любом его измерении, по определению, представляет большую ценность, нежели, финансовый капитал и природные ресурсы.
Надеюсь, что мы сегодня, рассматривая и обсуждая различные аспекты данной темы, постараемся найти наиболее оптимальные варианты дальнейшего совершенствования законодательного обеспечения конкурентоспособности человеческого капитала в соответствии с целями и задачами, поставленными в Стратегии "Казахстан-2030" и в Стратегическом плане развития страны до 2020 года.
Желаю всем вам успешной и плодотворной работы!

-------

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА: Парламент является основным участником процесса законодательного обеспечения стабильного развития инновационной экономики, человеческого капитала и его конкурентоспособности

Парламент является основным участником процесса законодательного обеспечения стабильного развития инновационной экономики, человеческого капитала и его конкурентоспособности.
Об этом заявила сегодня председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаева, выступая на научно-практической конференции "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение" (тезисы):
Среди стратегических задач нового десятилетия, обозначенных Президентом Н.А. Назарбаевым в Послании 2010 года, хотелось бы обратить особое внимание на идею активного инвестирования в будущее ради повышения конкурентоспособности человеческого капитала.
В мире произошло осознание того, что экономические успехи государств определяются, прежде всего, человеческим фактором, интеллектуальным потенциалом граждан. Перспективное будущее невозможно без высокоразвитой экономики. Развитие экономики невозможно без научных исследований и глубокой и широкой образованности.
Как известно из мировой истории, в качестве основного фактора развития производства использовалась земля, капитал, ручной труд. Промышленная революция XVII века резко усилила роль сырья.
В современном индустриально-информационном обществе ситуация в корне изменилась: в качестве главных факторов развития производства выступают конкурентоспособность промышленности, экономическая целесообразность, темп инноваций в технологиях. Эти факторы, в свою очередь, все в большой мере зависят от состояния знаний и интеллектуальных способностей кадров.
Преимущества стран все меньше и меньше определяются богатством природных ресурсов или дешевой рабочей силы и все больше – техническими инновациями и конкурентным применением знаний, или и тем, и другим – в сочетании.
Будущее принадлежит странам, чьи народы наиболее продуктивно используют информацию, знания и технологии; чем качественнее подготовка специалистов, способных адаптироваться к изменяющимся условиям и технологиям на протяжении всей жизни, тем эффективнее экономическое развитие страны.
"По подсчетам экспертов, в общем объеме национального богатства наиболее успешных стран примерно 15 процентов приходится на материальные ценности, 15-20 процентов – на природные ресурсы, а 65 процентов – это человеческий капитал" – отметил лава государства в лекции перед студентами "Назарбаев Университета".
Таким образом, человеческий капитал определяется как капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных человеком в процессе образования и практической деятельности и позволяющих ему успешно выполнять свою профессиональную деятельность. Но это понятие мы можем значительно расширить – в особенности, если мы говорим о человеческом капитале в контексте модернизационного развития страны и повышения ее конкурентоспособности. Человеческий капитал – составная структурная единица устойчивого развития. Развивая человеческий капитал, мы не только идем по пути устойчивого развития, но и создаем конкурентоспособное общество.
Условия и возможности, необходимые для реализации человеческого и трудового потенциалов, наряду с другими, обеспечивают два ключевых фактора. Первый из них – здоровье, дающее возможность вести активную и плодотворную деятельность. Второй фактор – доступное, качественное и непрерывное образование, поскольку именно общее и профессиональное образование, знания и новые технологии обеспечивают инновационное развитие, повышение конкурентоспособности предприятий и эффективность современной экономики. Не случайно в XXI веке высокоразвитые постиндустриальные страны наращивают усилия в подготовке и привлечении квалифицированных специалистов. Поэтому в рамках теории человеческого капитала, появившейся как ответ на изменение макроэкономических тенденций, существует определенная связь между уровнем образования, физическим здоровьем, качеством обучения, объемом производственного опыта и заработной платой. Таким образом, расходы, направленные на повышение качественных характеристик индивида рассматриваются как инвестиции.
То есть эти затраты рассматриваются не как потребительские, а как производственные, так как предполагается, что они со временем многократно компенсируются доходом.
Стало понятно, что человеческий капитал в любом его измерении представляет большую ценность, нежели, к примеру, финансовый капитал, ресурсы и т.д. Стремление западных стран к расширению разного рода социальных и образовательных программ, самым ярким образом свидетельствуют об этом.
Анализируя основные особенности современной инновационной экономики, обратим внимание на рост объемов реализуемой наукоемкой продукции, созданной на основе использования интеллектуальных продуктов и технологий, и возрастание доли интеллектуальных услуг (информационных, консалтинговых, экспертных и аудиторских и т.д.) на всех рынках высокоразвитых стран (США, Европейского союза, Австралии, Норвегии, Швеции, Японии и др.). По различным оценкам экспертов, объем реализуемой на международном рынке наукоемкой продукции, которая создана на основе использования интеллектуальной собственности, доходит до 2,3 трлн. долл. в год. Из них около 700 млрд. долл. приходится на США, около 530 млрд. – на Германию и около 400 млрд. – на Японию. Главным фактором победы в этой бесконечной гонке за экономическое пространство стали инновации, а в целом – образование.
В Казахстане, если смотреть по экономике в целом, один работник в год производит продукции на 17 тысяч долларов. В развитых странах этот показатель превышает 90 тысяч долларов. Рост производительности труда должны дать, во-первых, инновации, а во-вторых, инвестиции в человеческий капитал.
Современный мир вступил в эпоху экономического меркантилизма, в котором наука и образование имеют реальную ценность в той степени, в какой они производят экономические выгоды.
Существует тенденция превращения учреждений образования и науки в предпринимательские структуры, ориентированные на получение прибыли. Казахстан в этом плане также не является исключением.
При этом и новое знание, и сам институт передачи знаний молодому поколению из общественного блага превращается в часть рыночного механизма, в инструмент конкурентной борьбы страны за глобальное лидерство в сфере высоких технологий.
Именно эти процессы мы наблюдаем и в США, и в Западной Европе, и Японии. В их ведущих вузах решение проблемы видят в отходе от узкой специализации, в подготовке кадров широкого профиля. С такой задачей лучше всего справляются учебные заведения, в которых не только сосредоточены научные школы по самым различным областям, но и где получаемые знания постоянно поддерживаются собственными научными исследованиями.
Вузы стали более активно готовить специалистов новейших профессий – аналитиков систем, специалистов в области генной инженерии, специалистов по компьютерам и программному обеспечению, по информационным технологиям. Например, за последние 15 лет число выпускников вузов, специализирующихся в области информационных технологий, увеличилось более чем в 10 раз.
Включиться в интенсивную научную деятельность с ориентацией на будущую профессиональную занятость и "дотягиваться" до современного уровня развития высокотехнологического производства необходимо уже на "вузовской скамье", считают западные эксперты. Сегодня наука и технологии развиваются настолько быстро, что после окончания вуза "доучиваться" просто нет времени.
В одном из аналитических обзоров Института парламентаризма НДП "Нур Отан" за прошлый год среди проблемных вопросов посткризисного развития Казахстана отмечается "низкое качество человеческого капитала, ограниченные человеческие ресурсы и квалификация кадров". Система образования и переподготовки кадров в Казахстане в целом характеризуются относительно низким уровнем качества: согласно международному рейтингу по общему качеству системы образования Казахстан занимает 59 место (отставая от России и Украины), а, например, по управленческому – 98 из 134.
Существует явный "перекос" между высшим и средним профессиональным образованием, что создает дефицит квалифицированных рабочих кадров на рынке. Отсутствует эффективная политика удержания и привлечения талантов. В международном рейтинге РК занимает 57 место из 134 по интенсивности утечки кадров. Около 64% от опрошенных в Казахстане специалистов информационно-коммуникационных технологий выражают желание выехать за рубеж, прежде всего, вследствие стремления к более высокому заработку, а также неудовлетворенностью возможностями для карьеры и социальным пакетом. Государство четко поставило задачу развития человеческого капитала страны, как в целом, так и по отдельным позициям. И в конечном итоге нам необходимо системное улучшение национальных стандартов жизни.
Парламент Республики Казахстан является основным участником процесса законодательного обеспечения стабильного развития инновационной экономики, человеческого капитала и его конкурентоспособности.
В 2006 году в Казахстане был разработан и принят Закон "О государственной поддержке инновационной деятельности". Данный закон принят в целях реализации Стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003 – 2015 годы.
В 2009 году в закон были внесены изменения и дополнения. Теперь в нем предусмотрены нормы, которые расширяют интересы различных юридических лиц, в частности, таких институтов развития как АО "Центр инжиниринга и трансферта технологий", АО "Фонд науки" и АО "КазАгроИнновация", основная деятельность которых в первую очередь направлена на развитие инновационной сферы в различных направлениях.
2010 год объявлен в СНГ Годом науки и инноваций. В связи с этим, в Казахстане разработана и Указом Президента утверждена Государственная Программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики, целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности.
Сейчас в Мажилисе рассматривается проект нового Закона "О науке". Его разработка обусловлена необходимостью решения задач, поставленных Главой государства на открытии третьей сессии четвертого созыва Парламента Республики Казахстан и на совещании 4 сентября 2009 года по науке.
В 2009 году Комитетом по социально-культурному развитию Мажилиса проведены Парламентские слушания "О законодательном обеспечении реализации Государственной программы технического и профессионального образования в Республике Казахстан". В Послании Президента народу отмечено, что профессиональное и техническое образование должно быть основано на профессиональных стандартах и жестко взаимоувязано с потребностями экономики.
Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. ВУЗы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира.
В связи с этим, особый приоритет в сфере образования будут иметь проекты, подобные создаваемым в Астане уникальным учебным заведениям – "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд" которые уже успешно работают. Сейчас проект Закона о статусе данных учреждений также активно обсуждается в Мажилисе.
Концепция "Назарбаев Университета" разрабатывалась с учетом передовой мировой практики высшей школы. Вуз создается в форме холдинга. Предполагаются три модели сотрудничества: полная передача в управление университету-партнеру, двудипломное образование, совместные образовательные программы. Стратегия развития нового университета базируется на нескольких основных принципах: во-первых, партнерство с ведущими образовательными учреждениями мира по кадрам и академическим программам, образовательным технологиям. Во-вторых, это исследовательский университет с современной научной инфраструктурой, который обеспечит взаимосвязь образования, науки и производства. Для этого будут созданы исследовательские центры при университете. В-третьих, в нем будет современная практика управления и финансирования, корпоративное управление во главе с попечительским советом и создание специального фонда. Этот специальный фонд, призванный обеспечить финансовую устойчивость университета, будет концентрировать и государственные, и частные вклады.
Что касается интеллектуальных школ, то они станут местом подготовки лидеров, блестяще образованных абитуриентов, готовых к обучению в лучших университетах мира, в совершенстве владеющих казахским, русским и английским языками. Основной упор будет делаться на развитие у учащихся критического мышления, реализацию их творческого потенциала, поощрение талантов.
Вышесказанное позволяет сформулировать некоторые ориентиры для государственной социальной политики в контексте курса на инновационное социально ориентированное развитие. Оптимальной моделью такой политики с точки зрения сложившейся у нас социально-экономической ситуации является создание рабочих мест, предъявляющих спрос на высококвалифицированный труд, в сочетании с качественными улучшениями в системе профессионального образования и повышением его доступности. Это позволит снять излишнюю нагрузку с системы высшего образования, с одной стороны, и повысить эффективность ее функционирования в целом – с другой.
Таким образом, глобальной стратегической целью социально-экономического развития всей системной триады "человек – общество – государство" становится гармоничное, сбалансированное развитие человека и семьи, человеческого и трудового потенциалов, инновационное развитие общества и экономики.

------

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА-МОН: Казахстан осуществляет свою экономическую политику в соответствии с идеологией человеческого развития, провозглашенной ООН

Казахстан осуществляет свою экономическую политику в соответствии с идеологией человеческого развития, провозглашенной ООН.
Об этом заявил сегодня, выступая в Мажилисе на научно-практической конференции "Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение", вице-министр образования и науки Серик Ирсалиев (тезисы):
Развитие человеческого капитала
Сегодня в мире конкурентоспособность зависит от качества, производительности и гибкости человеческих ресурсов. Ведущие западные эксперты прямо отмечают, что "по мере того, как развитые страны вступают в постиндустриальную эру, человеческий капитал играет все более важную роль в их прогрессе".
О том, что империями будущего будут империи ума еще в 1943 году говорил Уинстон Черчилль.
Теодор Шульц в своем труде "Инвестиции в человеческий капитал" еще в 1961 году доказал, что расходы на развитие человеческого капитала должны рассматриваться не как социальные затраты, а как инвестиции, приносящие доход.
Глава государства неоднократно указывал, что все успешные государства сделали ставку на "умную экономику". А для ее создания следует, прежде всего, развивать свой "человеческий капитал".
И сегодня уже становится очевидным, что повышение требований к качеству человеческого капитала будет основным трендом посткризисного мира.
Казахстан осуществляет свою экономическую политику в соответствии с идеологией человеческого развития, провозглашенной ООН. Устойчивое повышение качества и социальных стандартов жизни населения определены президентом страны в числе основных приоритетов при реализации задачи вхождения страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.
О прогрессе в человеческом развитии свидетельствуют данные ежегодного Доклада ПРООН "Реальное богатство народов: пути к развитию человека" за 2010 г., где Казахстан занял 66 место среди 169 стран по уровню человеческого развития, улучшив свою позицию на 11 позиций по сравнению с 2009 годом и второй год в числе стран с высоким ИЧР.
2010 год знаменателен тем, что в основном программном документе – Стратегплане Казахстана до 2020 года впервые четко зафиксирована высшая приоритетность человеческих ресурсов. Обозначено, что экономические выгоды в будущем прочно связаны с инвестициями в образование.
По прогнозам, развитые страны уже к 2015 году перейдут на новую технологическую базу экономических систем.
Она основана на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий во всех экономических и социальных сферах.
Рынки инновационных наукоемких продуктов будут расти быстрее мировой экономики (до 20% по сравнению с 8%).
Задача Казахстана – не допустить постоянного отставания в знаниях и технологиях.
Образование становится важнейшим фактором международной конкурентоспособности
Наибольший рост зафиксирован в тех странах, где инвестиции в человеческий капитал были выше. Сравнение Южной Кореи и Ганы наглядно демонстрирует это.
Процент доходности от образования намного выше, чем ставка доходности по ценным бумагам, которая в США составляет около 7%.
При этом норма прибыли инвестиций в человеческое развитие является самой высокой в наиболее раннем возрасте. Вложение 1 доллара в дошкольное обучение дает прибыль более 7 долларов; в школьное образование – 3 доллара и в профессиональное – 2 доллара.
Если в начале жизни уровень зарплаты молодых людей не сильно зависит от уровня образования, то уже к середине трудовой карьеры зарплата более образованных становиться выше в разы.
На рост ВВП на душу населения оказывает влияние и доля лиц с высшим образованием в возрасте от 25-64 лет. Чем выше их количество в стране, тем выше и ВВП в этой стране.
В развитых странах человеческий капитал составляет 70-80% национального богатства. Сейчас более 50% экономически активных граждан развитых стран (а в США – более двух третей) заняты умственным трудом.
В наиболее развитых странах инвестиции в знания (НИОКР, образование, ИКТ) равны инвестициям в основной капитал, а иногда и превышают их. 85% совокупных мировых инвестиций в науку осуществляют страны–члены ОЭСР, 11% – Индия, Китай и Бразилия и новые промышленно развитые страны Восточной Азии и только 4% – остальные страны мира.
Из этого следует, что опережающее развитие сферы образования формирует инвестиционную привлекательность страны и обеспечивает технологический прорыв.
В Казахстане создана необходимая база для инвестиций в образование человека с самого его рождения и в течение всей жизни. С увеличением экономических возможностей государства инвестиции в образование становятся ключевым фактором его дальнейшего развития.
При этом, если экономический эффект от инвестиций в образование проявляется через 5-20 лет, то социальный эффект – виден сразу.
Казахстанское образование успешно позиционирует на международном уровне. У нас есть достижения.
Рейтинг 100 лучших стран мира журнала Newsweek за 2010 год показал, что Казахстан по уровню грамотности занимает 14 место. Первое место – Финляндия, Россия на 31 месте. При этом Казахстан обладает лучшей системой образования среди стран со средним уровнем дохода.
Два последних года Казахстан находится в четверке лучших стран по Индексу развития образования ЮНЕСКО, а 2009 году – даже возглавлял этот рейтинг.
Мы заняли 5 место по математике и 11 по естествознанию в авторитетно международном сопоставительном исследовании TIMSS. Однако для многих участников оказались сложными тестовые задания представленные в виде графиков, диаграмм, планов и схем, требующие самостоятельного принятия решения. Это значит, что наши школьники не умеют на практике использовать полученные знания.
Именно поэтому наши ожидания от участия в другом, не менее авторитетном международном исследовании PISA намного скромнее, чем в TIMSS. В PISA используются тесты направленные на выявлении компетентности и логики, а не просто знаний. Еще в 19 веке английский философ Герберт Спенсер говорил: "Самая большая цель образования – это не получение знаний, а умение применять знания и действовать". Мы должны отходить от культа энциклопедических знаний к практическим знаниям и навыкам, образованию предприимчивости и инноваций.
Неутешительными для нас являются итоги ГИК Из 9 показателей образования Глобального индекса конкурентоспособности в 2010 году Казахстан по 7 ухудшил свои позиции и по двум сохраняет стабильность.
Министерством образования и науки прорабатываются меры по обеспечению социального благополучия, повышения качества жизнедеятельности, а также человеческих ресурсов.
В июле 2009 года была создана Рабочая группа по вопросам развития человеческого капитала в Республике Казахстан.
Проанализированы вопросы по развитию человеческого капитала.
Отмечена проблема отсутствия институционального органа, комплексно занимающегося вопросами РЧК в стране.
Мировой опыт таких стран как Британия, Ирландия, Голандия показывает о необходимости проработки вопроса создания институциональных основ управления человеческого капитала в Казахстане.
Разработан проект Концепции развития человеческого капитала в Республике Казахстан. Целью которой является формирование единой системы развития человеческого капитала как фактора экономического роста страны.
В проекте Концепции отражены все основные направления развития человеческого капитала: проблемы и пути решения.
Приоритетными направлениями являются:
1. Создание Национального совета по развитию человеческого капитала с целью координации усилий государства и бизнеса по стратегическим вопросам РЧК (сферы образования, труда, здравоохранения, культуры) и для достижения баланса между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов.
2. Создание Национальной квалификационной системы:
1) разработка и внедрение Национальных квалификационных рамок – инструмента преодоления разрыва между сферой образования и сферой труда;
2) разработка профессиональных стандартов – требования работодателей к работникам;
3) приведение в соответствие ГОСО всех уровней с профессиональными стандартами;
4) создание независимой оценки профессиональной подготовленности (аккредитация, сертификация).
(слайд 11)
3. Создание отраслевых и региональных Советов по развитию человеческого капитала.
4. Издание ежегодного отчета "Конкурентоспособность человеческого капитала в Республике Казахстан".
5. Усовершенствование нормативной правовой базы для развития человеческого капитала.
В рамках проекта Концепции:
- знания, способности, навыки, здоровье и культура человека определяются главной движущей силой развития экономики;
- предусматривается формирование человеческого капитала, начиная с раннего детского и подросткового возраста;
- показаны пути решения проблемы удовлетворения быстрорастущего спроса рынка труда на высококвалифицированные кадры, обеспечение их мобильности;
- учтена необходимость постоянной переподготовки работников, их профессиональной подготовки на производстве;
- предусмотрено приобретение знаний по новым перспективным направлениям в рамках имеющейся специальности.
Главным показателем Концепции является востребованность казахстанских специалистов на рынке труда.
Будет достигнут баланс между предложением системы образования и спросом работодателей на квалификацию выпускников колледжей и вузов;
Очевидные плюсы развития человеческого капитала на основе НКС представлены на следующем слайде
Центром приложения главных усилий государства и общества станет человек, имеющий все условия для развития своего потенциала. Ведь "экономический рост" и "человеческое развитие" – это две цепные зависимости. Одна из них ведет от экономического роста к человеческому развитию – росту для людей. Другая – наоборот – от человеческого развития к экономическому росту.
Требуется политическая воля, четкая стратегия и концепция, уполномоченный межведомственный орган, ответственный за изменений ("хозяин реформ") и соответствующее финансирование
Таким образом, перспективы развития человеческого капитала нами видятся в:
- создании Национального Совета по развитию человеческого капитала Республики Казахстан. В состав которого войдут представители государства и бизнеса на паритетной основе.
Мы надеемся, что он станет механизмом решения всех текущих, организационно-финансовых, межотраслевых, межрегиональных проблем развития профессионального образования;
- утверждении и реализации Концепции "Развитие человеческого капитала в Республике Казахстан" в соответствии с общей Стратегией развития Казахстана.

-----

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА: В СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ЯВЛЯЕТСЯ ДОМИНАНТОЙ

"Конкурентоспособность человеческого капитала и его законодательное обеспечение". Научно-практическая конференция на эту тему завершила сегодня свою работу в Мажилисе Парламента РК.
С докладами на конференции выступили: вице-министр образования и науки Серик Ирсалиев и член Общественной палаты при Мажилисе, президент союза ученых Казахстана, директор Института экономики КН МОН РК Оразалы Сабден, который, в частности, сказал:
"Человеческий капитал – это совокупность накопленных знаний, образования, опыта, трудовых навыков и профессионализма человеческих ресурсов, которые позволяют повысить производительность труда в условиях индустриально-инновационного развития страны и отдачу от инвестиций в человека, обеспечить конкурентоспособность и устойчивость национальной экономики для достижения высокого качества жизни людей (определение ИЭ МОН РК). Ключевые инвестиции: обеспечение материального достатка и качества жизни, занятость населения, здравоохранение, образование и профессиональное обучение, культура, спорт. По мнению ряда ученых к инвестициям в человеческий капитал сегодня актуально относить и расходы на фундаментальные научные разработки. В соответствии с глоссарием Всемирного Банка: "Человеческий капитал – способность людей к участию в процессе производства, их знания, опыт, трудовые навыки. Инвестициями в человеческий капитал считаются затраты на здравоохранение, образование, техническое обучение и другую деятельность, способствующую повышению производительности людей".
Свои доклады посвятили теме конференции также председатель Комитета Мажилиса по социально – культурному развитию Динар Нукетаева и заместитель председателя Общественной палаты, ректор Казахского гуманитарно-юридического университета Максут Нарикбаев.
На форуме прозвучали выступления: председателя исполнительного совета НАО "Назарбаев Университет" Аслана Саринжипова и члена Общественной палаты, председателя Федерации профсоюзов Республики Казахстан Сиязбекя Мукашева, говорившего, к примеру, о том, что: "Пример развитых стран мира свидетельствует, что удельный вес всех инвестиций, составляющий 80% их национального богатства, направлен именно в человеческий капитал. Это способствует созданию новейших технологий, развитию производств и повышению их эффективности. В этих целях в республике предпринято немало мер, но они осуществляются разрозненно, не увязываются друг с другом, хотя преследуют одну цель.
В настоящее время нужны новые соответствующие времени стандарты. Стартовой площадкой для развития человеческого капитала может стать разработка и внедрение законодательно закрепленного единого Национального стандарта качества жизни. Для улучшения стандартов качества жизни в Казахстане необходимо максимально приблизить нашу законодательную базу в области социального обеспечения, образования и здравоохранения к законодательству развитых стра".
Перед участниками конференции произнес речь и директор института фундаментальных исследований АО "Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева" Аскар Арынгазин (вкратце): "Человеческий капитал по большей мере понятие экономическое, однако, поскольку оно связано с человеком – высшей ценностью общества, то его определение и роль являются особенными.
В экономическом аспекте, по С. Фишеру – "Человеческий капитал это мера воплощенной в человеке способности приносить доход. Человеческий капитал включает врожденные способности и талант, а также образование и приобретенную квалификацию". Конечно это не полное определение, так как в формирование человеческого капитала происходит за счет инвестиций в повышение уровня и качества жизни населения, а именно:
в первую группу, больше связанную с собственно человеком – воспитание, образование, здоровье, социальное обеспечение, предпринимательскую способность,
и во вторую группу, больше связанную с окружением – предпринимательский климат, информационное обеспечение, безопасность граждан и предпринимательства, экономическую свободу, науку, культуру и искусство.
Другими факторами развития являются – природные ресурсы, классический труд, обычный капитал.
В современных обществах человеческий капитал является доминантой – как в структуре их богатств, так и по доле в инвестициях со стороны государств. В современных развитых государствах человеческий капитал составляет около 77% от национальных богатств и в человеческий капитал вкладывается около 70% всех средств. Так было не всегда, резкое увеличение произошло за последние 50 лет вместе с пониманием того, что инвестиции в человеческий капитал это не затратные инвестиции.
В сочетании с инновациями и высокими технологиями человеческий капитал, который собственно и создает инновации и высокие технологии, являлся и является фундаментом роста экономики в современных условиях. Опыт Японии и хорошо известных своим быстрым ростом стран юго-восточной Азии показывает, что высокий уровень и качество человеческого капитала формируется при высокой массовой культуре.
Вместе с пониманием того, что человеческий капитал это не просто сумма здоровья и образования людей, а многокомпонентное общественное явление, росла роль составляющих второй группы, группы, больше связанной с общественным окружением человека. Например, малая экономическая свобода, несбалансированный рынок труда, слабость механизмов коррекции содержания образования делает малоэффективным человеческий капитал в узком понимании, то есть, скажем, экономическая отдача от людей с хорошим здоровьем и отличным образованием будет малой".
Наряду с другими на конференции свое видение вопроса представил и председатель правления АО "Национальный научно-технологический холдинг "Парасат" Нуралы Бектурганов.
* * *
После дискуссии заключительным словом конференцию завершил вице-спикер Мажилиса, председатель Общественной палаты Владимир Бобров. С учетом состоявшегося обсуждения решено выработать итоговый документ конференции.
В форуме приняли участие парламентарии, члены Общественной палаты при Мажилисе, руководители политических партий и НПО, а также министерств образования и науки, труда и социальной защиты населения, здравоохранения, ректоры вузов, ученые и представители госорганов.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инициативная группа референдума о продлении полномочий президента Казахстана собрала свыше 314 тыс. подписей 31.12.2010
Счетный комитет подвел итоги работы за 2010 год и обозначил приоритетные направления деятельности на 2011 год 31.12.2010
Чиновники и политики встречают Новый год 31.12.2010
В правильном государстве кормильцев не ставят к стенке… 31.12.2010
В пять раз снизили стоимость ускоренной регистрации недвижимости в Казахстане 31.12.2010
Поздравление с Новым Годом 31.12.2010
Молдавский парламент избрал временного главу государства 31.12.2010
Экс-президент Израиля признан виновным в изнасилованиях 31.12.2010
"Спасибо Кариму-ага за такой подарок" 31.12.2010
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz