NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 16:00 ast
14:00 msk

Круглый стол в Парламенте
Партией "Нур Отан" совместно с Институтом Парламентаризма и ПРООН, а также с участием неправительственных организаций был разработан проект закона о доступе к публичной информации
15.12.2010 / политика и общество

Жигер Байтелесов, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 14 декабря

Республика Казахстан с момента обретения независимости уделяет значительное внимание вопросам защиты прав и свобод человека, в том числе обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации.
Об этом заявил сегодня член Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Жакип Асанов, открывая в Парламенте Круглый стол на тему "Передовой опыт стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации" (тезисы):
Начинаем работу "круглого стола". Он посвящен передовому опыту стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации.
В работе "круглого стола" принимают участие депутаты Мажилиса Парламента Республики Казахстан, представители Верховного суда, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, Генеральной прокуратуры, ряда министерств и ведомств, международных и неправительственных организаций, международные эксперты, Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека, а также представители Центра ОБСЕ в Астане.
Сегодня мы говорим об одном из важнейших атрибутов демократического государства – о доступе к информации. Эта тема актуальна для любого цивилизованного демократического общества.
Доступ к публичной информации – это тема, которая в последние годы является одной из наиболее обсуждаемых в нашей стране. Это и понятно, так как право на информацию – это фундаментальное право человека.
Республика Казахстан с момента обретения независимости уделяет значительное внимание вопросам защиты прав и свобод человека, в том числе обеспечения прав граждан на свободный доступ к информации.
Конституцией нашей страны гарантирована свобода слова и творчества, закреплено право каждого получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом.
Есть Национальный план действий в области прав человека, которым предусмотрена разработка и принятие в 2011 году Закона "О доступе граждан к информации".
Ряд действующих наших законов содержит положения, касающихся реализации прав граждан на информацию. Правительством утверждена Программа развития информационных технологий, реализуется Программа "Электронного правительства".
Сегодня уже треть казахстанцев не представляет своей жизни без Интернета. С каждым днем он завоевывает все большую популярность и звание "самого доступного источника информации".
И сейчас никого нельзя удивить тем, что все центральные и местные госорганы имеют свои сайты, а пользователи Интернета могут напрямую обращаться к министрам и другим первым руководителям через их блоги.
В Казахстане почти половина населения живут в 7 тысяча селах, в среднем по одной тысячи в каждом селе, и, несмотря на это, мы можем сказать, что Интернет дошел до каждого села. Каждый житель глубинки имеет возможность задать интересующие его вопросы и получить информацию непосредственно от руководителей министерств и ведомств, акиматов областей и районов.
Через портал Электронного правительства казахстанцы не выходя из дома могут получить государственные услуги. Все большую популярность приобретает электронная цифровая подпись и люди начинают осознавать, что таким образом можно бегать не по кабинетам, а по клавиатуре.
Кроме того, в Казахстане зарегистрировано более 8 тысяч СМИ, из них 80 процентов являются негосударственными.
В то же время мы должны признать, что во всем массиве отечественного законодательства отсутствует консолидирующий, системообразующий законодательный акт, определяющий "погоду" на нашем информационно-правовом пространстве. Нормы, регулирующие право на информацию, разбросаны по разным ареалам правового пространства и лишь фрагментарно, а порой и формально регулируют эти правоотношения.
Поэтому необходимость разработки и принятия специального закона, регулирующего вопросы доступа к информации вполне очевидна.
В этой связи в рамках деятельности Правового Совета при партии "Нур Отан" совместно с Институтом Парламентаризма и ПРООН, а также с участием неправительственных организаций был разработан проект закона о доступе к публичной информации.
Проект этого закона 23 сентября текущего года был презентован на международной научно-практической конференции. После этого наша Рабочая группа обратилась к руководству Центра ОБСЕ в Астане с просьбой провести экспертизу законопроекта.
Теперь эти заключения мы получили, за что хотели бы выразить огромную благодарность Бюро по демократическим институтам и правам человека, Центру ОБСЕ в Астане. Именно поэтому проводится сегодняшний "круглый стол".
Мы с интересом ожидаем выступления зарубежных экспертов, в том числе профессора Мэйва Макдонаха из Коркского университета Ирландии, который ознакомит нас с лучшей международной практикой в области законодательства по доступу к информации.
Очень благодарны господину Андрею Шевченко, нашему коллеге, депутату Верховной Рады, который, несмотря на свою занятость, тем не менее нашел возможность и приехал к нам, чтобы поделиться опытом Украины в разработке проекта закона о доступе к информации. Он принимает наше приглашение уже во второй раз, оказывая нам большую поддержку. Хотели отметить, что благодаря активной личной деятельности г-на Шевченко украинский вариант закона считается одним из передовых.
Затем мы ожидаем презентации двух экспертных заключений на проект закона "О доступе к публичной информации в Республике Казахстан", подготовленные БДИПЧ/ОБСЕ и Юридической программой "Артикль 19".
Еще раз хочу напомнить, что сегодняшний "круглый стол" проводится благодаря огромной поддержке Центра ОБСЕ в Астане.
Мы все знаем, какую большую работу проводит Центр ОБСЕ в Астане в плане содействия развитию нашего законодательства.

----

НДП "НУР ОТАН" – ОБСЕ – ПРООН: мы заинтересованы в таких контактах, чтобы разработанный закон в будущем принес реальную пользу казахстанцам и создал реальный механизм реализации прав граждан на свободное получение и распространение публичной информации – КРУГЛЫЙ СТОЛ – МАЖИЛИС

Круглый стол на тему "Передовой опыт стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации" состоялся сегодня в Мажилисе.
Приветственным словом заседание открыли член Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе Жакип Асанов и Александр Кельчевский – Глава Центра ОБСЕ в Астане: "Законодательное регулирование доступа к информации должно способствовать: во-первых, контролю общества над действиями государственных органов; во-вторых, предотвращению злоупотребления властью и укреплению доверия общества по отношению к власти; в-третьих, более активному участию населения в жизнедеятельности общества", – сказал А.Кельчевский. Он отметил, что законодательство должно учитывать общественный интерес к той или иной информации, а также четко прописывать все необходимое регулирование в этой сфере, во избежание нарушения законных прав граждан.
После этого Марта Ахлер, Глава юридического департамента БДИПЧ/ОБСЕ сделала доклад: "Содействие БДИПЧ/ОБСЕ по вопросам законодательного развития в области человеческого измерения": "Наше мнение основано на принципе максимального раскрытия информации. Есть только ограниченный перечень того, что не подпадает под этот принцип".
Марта Ахлер положительно оценила разработанный законопроект о доступе к информации. В представленном на круглом столе заключении БДИПЧ ОБСЕ отмечается, что законопроект содержит разумные гарантии и принципы доступа к информации, подробно описывает порядок получения доступа к информации представителями общественности. Основные рекомендации БДИПЧ ОБСЕ предусматривают, что Закон о доступе к информации должен иметь преимущество перед всеми другими законодательными актами в области доступа к информации. По мнению БДИПЧ, в законопроект должен быть включен перечень конкретных положений и законов, которые могут, в исключительных случаях, иметь приоритет над данным законом. Кроме того, в законопроекте следует установить четкие и конкретные ограничения на доступ к информации, включая случаи, когда государственные интересы могут возобладать над правом граждан на доступ к информации.
После этого Круглый стол продолжил работу в двух сессиях.
На первой сессии – Международные стандарты по свободе доступа к информации – модератор: Штефан Бухмайер, Советник по правам человека, Центр ОБСЕ в Астане,- выступил Мэйв МакДонах, профессор Коркского университета (Ирландия) на тему "Лучшая международная практика в области законодательства по доступу к информации.. Затем слово было предоставлено Андрею Шевченко, депутату Верховной Рады Украины: Опыт Украины в разработке закона о доступе к информации.
На второй сессии – Доступ к информации в Казахстане – модератор: Жанаргуль Кусмангалиева, первый заместитель директора Института Парламентаризма НДП "Нур Отан",- слово взял Жакип Асанов – депутат Мажилиса, руководитель рабочей группы по разработке законопроекта о доступе к информации для доклада "Разработка закона о доступе к публичной информации в Казахстане":
Как уже было сказано,Казахстан придерживается мнения, что обеспечение прав и свобод граждан в получении и распространении информации является необходимым условием построения демократического государства, поскольку доступ к информации – это один из важнейших атрибутов демократии.
Основанием для разработки казахстанского варианта закона о доступе к публичной информации являются три концептуальных документа.
Во-первых, это Конституция, гарантирующая право каждого получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. И, конечно, эта конституционная гарантия должна быть обеспечена правовыми механизмами ее реализации.
Во-вторых, это Концепция правовой политики до 20 года, утвержденная Указом Главы государства, где прямо указывается на необходимость совершенствования нормативно-правового регулирования доступа к информации.
И в-третьих, это Национальный план действий в области прав человека, которым предусмотрена разработка и принятие в 2011 году Закона "О доступе граждан к информации".
Теперь вкратце о самом законопроекте.
Суть представляемого законопроекта можно свести к следующим семи компонентам, определяющим его концепцию, это:
1) раскрытие понятия "публичная информация";
2) определение обладателей информации;
3) гарантии, обеспечивающие доступ к ней;
4) порядок и способы получения публичной информации;
5) содержание веб-сайтов госорганов;
6) доступ к заседаниям коллегиальных органов и порядок предоставления информации по запросам,
и седьмой, важный компонент, – это контроль и ответственность за нарушения в данной сфере.
Согласно законопроекту вся информация разделена на 2 вида:
Первый вид – информация с ограниченным доступом. К ней относятся госсекреты, коммерческая и профессиональная тайна, частная жизнь граждан и иная информация, доступ к которой ограничен законами и за разглашение которой установлена ответственность. Этот вид информации данным проектом не рассматривается и регулируется иными законами.
Вся остальная информация, раскрытие которой не ограничено законами, признается публичной, т.е. открытой и доступной для общества. Доступ именно к этому виду информации является предметом регулирования разработанного законопроекта.
Вторым и, пожалуй, главным вопросом стало определение субъектов: кто является пользователем информации, а кто – ее обладателем.
В отношении пользователей проблем не возникло. К ним мы отнесли всех: и физических, и юридических лиц. Их наделяем правом свободно получать публичную информацию, обращаться к обладателю с запросом, не обосновывая свою просьбу, требовать письменного ответа на запрос, обжаловать его акты и действия и т.д.
Споры возникли при определении "обладателей информации". Изначально, таковыми признавали госорганы и органы местного самоуправления. Но по итогам публичных обсуждений в 4-х регионах страны пришли к выводу, что обладателями следует определить не только госорганы и органы местного самоуправления, но и:
- субъектов бизнеса, использующих бюджетные средства;
- доминантов и монополистов;
- структуры, оказывающие образовательные, оздоровительные, социальные и другие услуги населению;
- субъектов, использующих природные ресурсы и, соответственно, владеющие экологической информацией;
- и, конечно же, субъектов квазигосударственного сектора, к каковым, как известно, относятся госпредприятия, хозтоварищества, акционерные общества, в т.ч. нацхолдинги, нацкомпании, и все другие структуры, где имеется доля участия государства.
Одним словом, к обладателям информации законопроектом отнесены все структуры, в распоряжении которых имеется информация, представляющая общественно-значимый интерес.
Каковы же основные их обязанности?
Во-первых, они должны незамедлительно сообщать факты и обстоятельства, создающие угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.
Во-вторых, они обязаны создавать условия, чтобы пользователи могли беспрепятственно и оперативно получать у них документированную публичную информацию, созданную ими в процессе осуществления своей деятельности.
В-третьих, раскрываемая обладателями публичная информация должна быть достоверной, полной и своевременной.
И, в-четвертых, из предоставляемых документов они обязаны исключать информацию с ограниченным доступом.
3. Одним из важных положений законопроекта является статья 5, где предусмотрены гарантии, обеспечивающие получение публичной информации. Здесь можно обратить внимание на пункты 2 и 4.
Если во втором пункте отражены механизмы, обеспечивающие доступ, то в четвертом – приведен конкретный перечень информации, которая ни при каких обстоятельствах не может быть скрыта от общества. Это, к примеру, законы и иные нормативные акты, информации о чрезвычайных ситуациях, загрязнении окружающей среды, состоянии здравоохранения, образования, социальной защиты, экономики, нарушениях прав человека, преступности.
Полагаем, что благодаря таким гарантиям общество будет обладать сведениями для безопасной и полноценной жизни.
4. Отдельная глава законопроекта посвящена описанию способов и порядка получения публичной информации.
В 10 статье отражены основные каналы ее доведения до пользователей с учетом современных возможностей коммуникации: это ответы на запросы, обнародование в СМИ, размещение в интернет-ресурсах и информационных стендах, участие на заседаниях коллегиальных органов.
5. Официальный сайт госоргана – это не просто атрибут современной политики, но и наиболее эффективное средство распространения информации и обратной связи с населением. Поэтому статья 13 содержит минимальный набор сведений, обязательной для размещения на веб-сайтах в целях единого подхода и структурированности при размещении госорганами информации.
Безусловно, данный перечень не является исчерпывающим, и он может дополняться в целях увеличения объема информации, доступной без осуществления запроса.
При формировании контента интернет-ресурса обладатели должны будут датировать, регулярно обновлять информацию, как минимум, раз в неделю, предоставлять информацию, в первую очередь, на государственном языке.
Кроме того, всем обладателям информации предъявляется требование представлять публичную информацию, в первую очередь, на государственном языке.
Понятно, что в рамках одного законопроекта предусмотреть специфику каждого госоргана невозможно. Поэтому в статье 14 устанавливается порядок утверждения минимального перечня публичной информации, подлежащей размещению на веб-сайтах каждого госоргана. Эта задача возлагается вышестоящим структурам. Полагаем, что важную роль в определении качественного содержания веб-сайтов госорганов будет играть и общественность, которая будет добиваться расширения перечня публикуемой информации.
Таким образом, нормы, приведенные в статьях 13 и 14, призваны улучшить содержание информационных ресурсов с точки зрения их полноты, актуальности и доступности.
6. Глава 3 законопроекта посвящена доступу на заседания коллегиальных органов. Для этого обладатели ежемесячно публикуют на веб-сайтах и в СМИ план проведения заседаний с указанием их повестки, а также даты, времени и места его проведения. Обладатели должны предусмотреть в зале проведения заседаний специальные места для посетителей либо обеспечивать прямую трансляцию заседаний с использованием телевизионных мониторов, размещенных вне помещений, где проводятся заседания.
Главой 4 устанавливаются порядок рассмотрения запросов, требования к письменному запросу, сроки их рассмотрения, а также ответственность обладателей информации за непредставление информации, задержку и неправомерный отказ в ее предоставлении.
Так, ответ на запрос должен быть представлен в течение 5 дней, а если от предоставления информации зависит жизнь и безопасность гражданина, то она предоставляется в день регистрации запроса.
Публичная информация по запросу предоставляется бесплатно. Но пользователь информацией обязан возместить фактические затраты на копирование или печать, если объем документа превысит 50 страниц. Размер платы устанавливает Правительство.
7. В качестве определенной гарантии можно рассматривать и положения об общественном контроле над обеспечением доступа к публичной информации и ответственности, которая наступает в случае его нарушения.
Решения и действия (бездействие) обладателей информации, нарушающих право на получение публичной информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или в суд.
Если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, либо несвоевременного ее предоставления, либо предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации пользователю были причинены убытки, то такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Сама ответственность будет предусмотрена в сопутствующем законе.
Общественный контроль могут осуществлять граждане, СМИ, политические партии, общественные объединения, профсоюзы.
Такой контроль осуществляется посредством:
1) докладов и отчетов о результатах работы обладателей информации перед населением;
2) проведения общественной экспертизы;
3) участия пользователей информации на заседаниях коллегиальных органов обладателей.
Принятие данного закона, на наш взгляд, позволит:
Ø обеспечить реализацию единой государственной политики в области доступа к информации;
Ø создать правовые условия для информирования граждан о деятельности госорганов, органов местного самоуправления;
Ø обеспечить прозрачность деятельности госорганов, органов местного самоуправления и других обладателей информации в соответствии с настоящим законопроектом;
Ø создать условия для эффективной борьбы с коррупцией;
Ø создать механизм общественного контроля над деятельностью госорганов, органов местного самоуправления;
Ø эффективно отстаивать гражданам свои права, добиваться улучшений в работе центральных и местных органов.
В целом, принятие закона о доступе к публичной информации, по нашему мнению, станет мощным инструментом участия населения в общественно-политических процессах и положительно отразится на деятельности наших госорганов.
Уважаемые участники круглого стола! Безусловно, законопроект не претендует на статус окончательного документа. Такой задачи, как разработать и срочно внести законопроект на рассмотрение Парламента не стоит, так как необходимо тщательно взвесить все "за" и "против" этого законопроекта.
Во-первых, законопроект очень серьезный и предполагает существенное увеличение расходов у обладателей информации. Поэтому необходимо просчитать "цену вопроса", поскольку без ее решения закон, как известно, работать не будет.
Во-вторых, создавая законодательные механизмы обеспечения прав человека на доступ к информации, немаловажно обратить внимание и на "обратную сторону медали" – это вопросы информационной безопасности страны, защита права на личную жизнь.
К тому же, необходима разработка второго сопутствующего законопроекта, приводящего в движение все законодательные механизмы, предусмотренные в основном законе.
И в завершение, хотелось бы сказать, что все предложения и рекомендации, озвученные сегодня, безусловно, будут учтены при доработке законопроекта в рамках рабочей группы.
Все свои вопросы, которые возникают у нас по экспертным заключениям, мы зададим, наверное, после презентаций экспертных заключений. Поэтому, я не буду отнимать много времени, потому что нам гораздо важнее и полезнее послушать приехавших к нам экспертов и получить от них ответы на наши вопросы".
На заседании выступили также: Элис Томас, координатор юридического департамента БДИПЧ/ОБСЕ "Презентация экспертного заключения БДИПЧ/ОБСЕ на проект закона "О доступе к публичной информации в РК", Сергей Карпов, Национальный специалист, Отдел коммуникации и информации кластерного бюро ЮНЕСКО в Алматы – Презентация экспертного заключения Артикль 19 на проект закона "О доступе к публичной информации в РК"; Маржан Ельшибаева, Исполнительный директор Интерньюс-Казахстан – Доступ к информации: cтандарты и исполнение.
* * *
После дискуссий и подведения итогов заседание Круглого стола завершилось заключительными речами, которое произнес: Жакип Асанов, член Комитета Мажилиса по законодательству и судебно-правовой реформе:
Мы завершаем работу круглого стола, посвященного передовому опыту стран в сфере законодательного регулирования доступа к информации.
Разрешите еще раз поблагодарить всех, кто принимал участие в его работе, особенно зарубежных экспертов, чьи презентации были содержательными и интересными и представляют для нас большую практическую ценность.
Считаю, что "круглый стол", которую мы сегодня завершаем, был очень плодотворным.
Во время работы сессий прозвучало много интересных предложений и рекомендаций. Все они приняты во внимание и, конечно же, будут тщательным образом рассмотрены при доработке этого законопроекта в рамках рабочей группы. Полагаю, что со многими из них, наверное, следует согласиться, так как среди них было много конструктивных предложений, которые могли бы еще больше "оживить" законопроект.
Надеюсь, что это не последняя с Вами встреча по данному вопросу. Во всяком случае, мы заинтересованы в таких контактах, чтобы разработанный закон в будущем принес реальную пользу казахстанцам и создал реальный механизм реализации прав граждан на свободное получение и распространение публичной информации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инициативная группа референдума о продлении полномочий президента Казахстана собрала свыше 314 тыс. подписей 31.12.2010
Счетный комитет подвел итоги работы за 2010 год и обозначил приоритетные направления деятельности на 2011 год 31.12.2010
Чиновники и политики встречают Новый год 31.12.2010
В правильном государстве кормильцев не ставят к стенке… 31.12.2010
В пять раз снизили стоимость ускоренной регистрации недвижимости в Казахстане 31.12.2010
Поздравление с Новым Годом 31.12.2010
Молдавский парламент избрал временного главу государства 31.12.2010
Экс-президент Израиля признан виновным в изнасилованиях 31.12.2010
"Спасибо Кариму-ага за такой подарок" 31.12.2010
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz