Жигер Байтелесов, Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 22 декабря
На состоявшемся сегодня в Мажилисе пленарном заседании с депутатским запросом к Премьер-министру РК Масимову К.К., председателю Национального банка РК Марченко Г.А., председателю АФН РК Бахмутовой Е.Л. обратился депутат Аманжан Жамалов: "В своем запросе от 2 сентября 2010 г. я уже излагал Вам свои опасения о ситуации в банковском секторе Казахстана – в связи с активизацией иностранных финансовых игроков на нашем финансовом рынке. На сегодняшний день, как показывает аналитика информации из доступных информационных источников, участие в банковском капитале иностранных игроков составляет уже более 37%. Почти 15 банков принадлежат иностранным инвесторам, а в таких банках как "Центркредит", "АТФ банк" и "Казкоммерцбанк", судя по информации с их сайтов, иностранный капитал уже также является преобладающим. Также в своем запросе я писал об усилении позиций в банковском секторе Казахстана иностранных государственных банков и их достаточно агрессивной финансовой политике. Так, по сведениям из СМИ, Промышленно-Коммерческий банк Китая и Строительный банк Китая активно ищут для покупки действующий банк в Казахстане и ведутся переговоры с некоторыми из них, а уже действующий в Казахстане "China bank" продолжает накачку капитала и достаточно интенсивно укрупняется. Российский государственный "ВТБ банк" также ведет переговоры о приобретении в Казахстане коммерческого банка, а государственный АО ДБ "Сбербанк России" уже сегодня, по данным Агентства финнадзора Казахстана, занимает 7-ую позицию по капиталу и 11-ую по активам. Я хочу еще раз подчеркнуть – все они являются государственными банками, и это неслыханный прецедент. Обычно страны-участники ВТО открывают свои внутренние рынки для иностранных банков, но если они являются коммерческими, а не государственными. Господство государственных банков одних стран на рынках других стран – это нонсенс и прямая угроза государственной безопасности. Недаром классик по проведению революционных переворотов в государстве В.И. Ленин писал, что при любом перевороте, в первую очередь, необходимо захватить банки, телеграф и почту. Государственные банки, что в России, что в Китае, как я уже писал в своем запросе, имеют неограниченный, практически бесплатный доступ в своих странах к государственному финансированию. И сегодня ни один банк в Казахстане не в состоянии с ними конкурировать, а это противоречит законам и правилам о конкуренции, принятым во всех странах. В своем ответе на мой запрос об излишней жесткости требований по достаточности капитала АФН РК сослалось на требования стандартов Базель 2. Но простое сравнение показывает, что, в России и Китае данные требования гораздо мягче. Да и рекомендации Базельского комитета в отношении новых Базельских стандартов Базель 3 уже не содержат таких жестких требований по этому вопросу, так как в посткризисном мире все уже поняли, что повышение требований к достаточности капитала ведет к удорожанию банковских кредитов и сдерживает рост кредитования экономики, что мы сегодня и наблюдаем в Казахстане. И в итоге получается, что иностранные государственные банки имеют сегодня огромные конкурентные преимущества по сравнению с казахстанскими, так как имеют возможность неограниченного кредитования заемщиков с балансов своих родительских банков, к которым не предъявляются жесткие требования в странах их нахождения. Особенно это актуально в связи с дальнейшей экономической интеграцией в рамках Единого экономического пространства Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, который начнет действовать с 1 января 2011 года. При этом, для Казахстана особенно важно создать устойчивую национальную банковскую систему с доминированием казахстанских банков, жестко регулируемым присутствием иностранных коммерческих банков и жестким ограничением присутствия, а то и запрета на деятельность иностранных государственных банков. Уроки недавнего кризиса однозначно показывают ограниченные возможности государственных фискальных и монетарных органов оказывать влияние на кредитную и в целом финансовую политику коммерческих банков, и, в первую очередь, иностранных. Особенно, это касается риска изъятия капитала в периоды кризиса. Как правило, иностранные банки для минимизации рисков, в первую очередь, выводят капиталы с развивающихся рынков, что только ускоряет наступление кризиса в этих странах и усиливает его негативные последствия. Альтернативой этому могло бы быть создание в Казахстане сильного государственного банка с высоким международным рейтингом, способным быть катализатором финансовой активизации всей системы в периоды экономического роста и надежным буфером (подушкой безопасности) в кризисные годы. К примеру, базой создания такого государственного банка мог бы быть "БТА банк", который фактически находится под государственным управлением и на реструктуризацию которого вложены огромные государственные средства. В то же время, я согласен с мнением АФН о том, что сегодня государство уже не может оставаться в роли "ночного сторожа" для охраны финансового рынка, а должно активно его регулировать для обеспечения устойчивости экономики Казахстана, обеспечения условий для реализации всех экономических программ по индустриально-инновационному развитию. Для этого необходимо разработать соответствующую систему регулирования и контроля, а также определиться на перспективу о месте иностранного капитала в банковской системе нашей страны. Ответ прошу представить в письменном виде в установленные сроки". |