Айдос САРЫМ, "Время", 23 декабря
На прошлой неделе прошел пятый курултай Духовного управления мусульман Казахстана (ДУМК), на котором безальтернативно был переизбран Верховный муфтий Абсаттар кажы Дербисали. Выборы прошли, а вопросы остались. И их даже стало больше… Считается, что ДУМК – это общественная организация, которая представляет интересы мусульман Казахстана, а их, согласно итогам недавней переписи, 70 процентов населения страны. Казалось бы, деятельность ДУМКа должна как минимум учитывать мнение большинства верующих, строиться открыто и гласно, как того требуют каноны веры. Вместо этого общество увидело лишь накрепко закрытые двери, келейность в лучших советских традициях. Закономерен вопрос: ДУМК – это общественное объединение или ЗАО? Лично я склоняюсь в пользу последнего, особенно если учесть, что ДУМК – это один из крупнейших владельцев недвижимости, к тому же аккумулирующий значительные денежные средства! Бросающаяся в глаза слабость наших святых отцов уже негативно сказывается не только на авторитете этого объединения, но и бросает тень на будущность государства. Хватит пальцев на руке, чтобы перечислить всех казахстанских теологов, умеющих дискутировать на любые религиозные вопросы и достойно противостоять самозваным проповедникам. Для страны с многомиллионным исламским населением это очень мало. Этим дефицитом, который высмеивал еще великий Абай, пользуются всякого рода секты и радикальные течения, которые разрывают нацию на части. В нынешние непростые времена, когда имеется огромное количество безработных и социально незащищенных молодых граждан, не обремененных образованием и с небольшим жизненным опытом, некоторые проповедники оказываются более конкурентоспособными, нежели те, кому "по должности" следовало бы жечь божественным глаголом сердца людей! Да и кому жечь, если среди нынешних ревнителей веры есть даже вчерашние богоборцы, люди с откровенно криминальным прошлым, а может, и настоящим... Нынешняя позиция ДУМКа, отдающего "корешки" в виде проблем государству, а себе оставляющего лишь сливочные "вершки" в виде ленточек, тоев и похорон, чревата последствиями. И это не просто слова. Правозащитники сегодня говорят о сотнях граждан, осужденных за излишние симпатии к радикальным исламским организациям. Все мы помним недавний вопиющий случай вооруженного побега группы ваххабитов из актауской колонии. А случай с задержанием группы лиц, планировавших взрывы в Астане?! Это уже реальный вызов, не только ДУМКу, но и всему обществу. А как быть с тысячами граждан, которых принцип светскости не устраивает, и многие из них хотели бы жить в шариатском государстве? В новейшей истории есть немало примеров, как вполне себе светские государства вдруг превращались в радикальные исламские режимы. В Иране власть перешла к аятоллам, в Афганистане – к талибам, в Алжире – к фундаменталистам и т.д. Выбор, согласитесь, не самый приятный… Мы говорим, что у нас светское государство. Это исторический выбор нашего народа, нуждающийся в нашей защите. Государство отделено от религии, но оно не может, не вправе безучастно наблюдать за происходящим. На каждом этапе своего развития государство и общество должны заново осмысливать и очерчивать то, где должна проходить граница между невмешательством и обязанностью безотлагательного вмешательства. ...Как говорил Бернард Шоу: "Если вы предоставите ваши законы судьям, а вашу религию священникам, то вскоре обнаружится, что у вас нет ни законов, ни религии". |