NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 03:59 ast
01:59 msk

Доклад Министра экономики и торговли Айтжановой Ж.С.
на пленарном заседании Сената Парламента РК по обсуждению законопроектов "О государственном имуществе" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества"
28.12.2010 / политика и общество

www.minplan.kz, 27 декабря

Доклад Министра Айтжановой Ж.С. на пленарном заседании Сената Парламента Республики по обсуждению законопроектов "О государственном имуществе" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного имущества" 23 декабря 2010 года
Уважаемый Косымжомарт Кемелевич!
Уважаемые депутаты!
I. Целью разработки законопроекта "О государственном имуществе" является построение системы управления государственным имуществом с момента приобретения государством имущественных прав до момента их прекращения:
- законопроект определяет права и обязанности государства в сфере управления государственным имуществом, устанавливает порядок осуществления имущественных прав государства, включая владение, пользование и распоряжение имуществом, принадлежащим государству на праве собственности, порядок приобретения и прекращения прав на государственное имущество, в том числе при национализации и приватизации имущества, а также владение и (или) пользование им физическими лицами и негосударственными юридическими лицами.
- законопроект устанавливает порядок управления имуществом, закрепленным за государственными юридическими лицами, акциями акционерных обществ и долями участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью, принадлежащими государству, и иным государственным имуществом.
Государственное имущество подразделяется на республиканское и коммунальное имущество.
Законопроектом:
во-первых, систематизированы все основания приобретения прав на государственное имущество. Кроме того, введен ряд новых институтов, таких реквизиция и национализация, которые ранее не были урегулированы либо в законодательстве содержались только отсылочные положения.
Основаниями приобретения имущества являются – поступления в бюджет; приобретение имущества государственными юридическими лицами; конфискация; приобретение и создание имущества на основании гражданско-правовых договоров (купля-продажа, подряд и другие договоры); реализация приоритетного права на приобретение стратегических объектов и другие.
Впервые в законодательстве в целях практической реализации пункта 3 статьи 26 Конституции Республики Казахстан детально и в полном объеме регламентированы процедуры приобретения государством имущественных прав в процессе изъятия имущества для государственных нужд.
В случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий, в период действия военного положения или военное время и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер государство может осуществить реквизицию имущества у собственника в интересах общества с выплатой собственнику стоимости имущества.
В общественных интересах в целях обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан государство может национализировать имущество собственника, что будет осуществляться в исключительных случаях на основании Закона Республики Казахстан о национализации конкретного имущества с при условии предварительного и равноценного возмещения Республикой Казахстан рыночной стоимости национализируемого имущества и других убытков собственника.
На законодательном уровне закреплен порядок реализации приоритетного права государства на приобретение стратегического объекта при его отчуждении или обременении правами третьих лиц.
Во-вторых, систематизированы процедуры управления государственным имуществом, то есть реализацию государством триады прав – на владение, пользование и распоряжение государственным имуществом.
На законодательном уровне определена компетенция государственных органов по управлению государственным имуществом по всем уровням, определены особенности управления государственными предприятиями, акционерными обществами с государственным участием, национальными компаниями, государственными холдингами.
Законопроект предусматривает внедрение элементов корпоративного управления в государственных предприятиях на праве хозяйственного ведения в сферах образования и здравоохранения путем введения в них наблюдательных советов, что является пилотным проектом, положительный опыт реализации которого позволит вводить в государственные предприятия наблюдательные советы и в других секторах экономики страны.
В-третьих, систематизированы все основания прекращения прав на государственное имущество, которые в настоящее время предусмотрены в различных законодательных актах – в Гражданском кодексе, Земельном кодексе, в законах "О приватизации", "О государственных предприятиях" и др.
Отчуждение государственного имущества осуществляется в виде приватизации и иных видов отчуждения (передача имущественного вклада в уставный капитал ТОО или в оплату акций АО, отчуждение жилищ, земельных участков и другие).
Какие новеллы предусмотрены в данном законопроекте?
(1) Впервые на законодательном уровне правовой режим имущества всех государственных юридических лиц раскрывается в едином законодательном акте и впервые закрепляется понятие "государственное юридическое лицо". Государственными юридическими лицами являются государственные предприятия и учреждения.
Для государственных предприятий пересмотрены сферы деятельности, усилена ответственность руководителей предприятий за результаты управления государственным имуществом.
Новым является положение проекта о том, что уполномоченный орган устанавливает размер фонда оплаты труда государственных предприятий, размеры должностных окладов руководящих работников предприятий. Данный порядок будет единым, как для предприятий на праве хозведения, так и оперативного управления.
На законодательном уровне установлены конкретные сроки перечисления части чистого дохода государственным предприятием.
(2) В отношении государственных учреждений новшеством является разделение их в имущественных отношениях на учреждения и государственные органы.
(3) Особое место в законопроекте занимают вопросы регулирования деятельности акционерных обществ, в том числе национальных холдингов, национальных компаний, и товариществ с ограниченной ответственностью с участием государства
Что нового предусматривается в этой части?
1) впервые на законодательном уровне предусматривается порядок передачи государственного имущества в оплату размещаемых акций, долей участия;
2) вводится классификация акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью на контролируемые и неконтролируемые государством АО и ТОО в зависимости от количества голосующих акций, принадлежащих государству.
Данная классификация позволяет определить особенности управления контролируемых АО и ТОО, например, контролируемые АО (ТОО) вправе выступать учредителями только юридических лиц в форме АО и ТОО, в других формах не допускается.
3) В целях четкого разграничения компетенций определен порядок управления АО (ТОО) от лица Правительства, т.е. реализация Правительством своих прав владения, пользования и распоряжения государственными пакетами акций (долями участия) АО и ТОО с государственным участием путем передачи права распоряжения государственным пакетом акций уполномоченному органу по государственному имуществу, права владения и распоряжения уполномоченному органу соответствующей отрасли (доработано по предложениям депутатов).
4) усиливается ответственность государственных органов по управлению государственным пакетом акций – они должны обеспечить перечисление АО (ТОО) дивидендов на государственный пакет акций;
5) определена особенность управления национальными компаниями.
В частности, компетенция совета директоров национальной компании дополнена принятием решения о заключении ею сделки или совокупности сделок, в результате которой отчуждается имущество, стоимость которого составляет от 10 до 25% от общего размера стоимости активов общества, а по сделке более 25% советом директоров по согласованию с уполномоченным органом соответствующей отрасли;
в отношении национальной компании, входящей в национальный управляющий холдинг, национальный холдинг, решение о сделке в размере до 10% принимает правление национальной компании, от 10 до 25% процентов совет директоров национальной компании, от 25% и более совет директоров национального холдинга;
6) внедрение принципов корпоративного управления в акционерных обществах с участием государства ставит одной из задач введение в них стратегического планирования, что также предусмотрено законопроектом.
Планирование деятельности АО (ТОО) с госучастием будет осуществляться в соответствии Системой государственного планирования в РК путем разработки ими планов развития на 5 лет.
Критериями оценки деятельности контролируемых акционерных обществ будет являться выполнение ими целевых показателей стратегии развития и планов развития, которые разрабатываются в реализацию данных стратегий. Предусматривается ежегодное заслушивание результатов деятельности контролируемых акционерных обществ государственными органами, осуществляющими функции акционера. Планирование деятельности национальных холдингов осуществляется в соответствии с Системой государственного планирования.
6) Разработана система учета государственного имущества, предполагается введение реестра государственного имущества, а также система планирования, мониторинга, оценки и контроля эффективности управления государственным имуществом.
II. Уважаемые депутаты, целью принятия сопутствующего законопроекта является внесение изменений и дополнений в действующее законодательство для приведения его в соответствие с проектом Закона "О государственном имуществе".
Принятие Закона потребует внесения соответствующих изменений и дополнений в 43 законодательных акта Республики Казахстан, в том числе в 6 кодексов и 37 законов.
Внесение изменений и дополнений в действующее законодательство осуществляется во избежание дублирования положений, детально урегулированных законопроектом, в целях приведения в соответствие с положениями Конституции РК о принудительном отчуждении имущества для государственных нужд, а также в целях регулирования вопросов отчуждения и приватизации государственного имущества.
В ходе рассмотрения законопроектов депутатами Сената были доработаны положения, связанные с вопросами выкупа земельных участков для государственных нужд, наделения социально – предпринимательских корпораций, созданных местными исполнительными органами, статусом национальных компаний, реализацией приоритетного права Республики Казахстан на приобретение стратегического объекта в случае его отчуждения в рамках реабилитационных процедур и реструктуризацией обязательств финансовых организаций.
Принятие Закона приведет к (1) совершенствованию законодательной базы, определяющей правовые основы, принципы и положения об управлении государственным имуществом, (2) усилению контроля за АО и ТОО с участием государства; (3) определению сферы влияния и контроля за деятельностью национальных холдингов и национальных компаний; (4) увеличению доходная часть бюджета за счет увеличения прибыли, полученной в результате повышения эффективности управления государственным имуществом; (5) введению системы полного учета государственного имущества на постоянной основе, формированию Единого реестра государственного имущества и формированию на его базе Баланса активов и пассивов государства.
Уважаемые депутаты, разрешите поблагодарить членов рабочей группы, депутатов Сената, Комитет по экономической и региональной политике, за активное участие в рассмотрении и доработке законопроекта.
Прошу поддержать.
Спасибо за внимание!

Справочно:
По состоянию на начало текущего года в государственной собственности находились 5 395 государственных предприятий, из них в коммунальной собственности 5036, в республиканской 359 государственных предприятий, 201 доля участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью (в республиканской 15, в коммунальной 186) и 124 пакета акций акционерных обществ, из них 2 национальных управляющих холдинга (ФНБ "Самрук-Казына", "КАзАГРО"), 1 национальная компания (АО "НК "Казахстан Ғарыш Сапары" (остальные 23 национальных компании находятся в собственности национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, 7 социально-предпринимательских корпораций), 2 национальных холдинга (Зерде, Парасат).


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Инициативная группа референдума о продлении полномочий президента Казахстана собрала свыше 314 тыс. подписей 31.12.2010
Счетный комитет подвел итоги работы за 2010 год и обозначил приоритетные направления деятельности на 2011 год 31.12.2010
Чиновники и политики встречают Новый год 31.12.2010
В правильном государстве кормильцев не ставят к стенке… 31.12.2010
В пять раз снизили стоимость ускоренной регистрации недвижимости в Казахстане 31.12.2010
Поздравление с Новым Годом 31.12.2010
Молдавский парламент избрал временного главу государства 31.12.2010
Экс-президент Израиля признан виновным в изнасилованиях 31.12.2010
"Спасибо Кариму-ага за такой подарок" 31.12.2010
Состоялось пленарное заседание Мажилиса 30.12.2010

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz