АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
Необходимо придать образованию в Казахстане новое качество, наполнить его новым содержанием. Об этом говорил министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на совещании по вопросу разъяснения Послания Президента РК от 28 января 2011 года. "Каждое поручение Главы государства, данное им в Послании народу, будет выполнено. Мы уверены в этом, потому что видели, как все поручения Президента выполнялись в течение 20 лет", – сказал Б.Жумагулов. Он отметил, что в новом Послании Президента Н.Назарбаева развитие сферы образования обозначено в качестве одного из приоритетных направлений. Принятая в 2010 году Государственная программа развития образования в РК до 2020 года – одна из четырех основных государственных программ, разработанных для реализации Стратегии-2020. В прошлом году объем финансирования сферы образования достиг 4,1 процента – это сравнимо с соответствующими показателями многих европейских стран. Министр подчеркнул, что период структурных реформ в сфере образования, в основном, уже завершен. Поэтому необходимо работать над тем, чтобы придать образованию в Казахстане новое качество, наполнить его новым содержанием.
-----
Необходимо привлекать в педагогические вузы наиболее подготовленных абитуриентов – глава МОН РК АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
Необходимо привлекать в педагогические вузы наиболее подготовленных абитуриентов. Об этом сказал министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на совещании по вопросу разъяснения Послания Президента РК от 28 января 2011 года в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева. "Не подняв статус педагога, рассчитывать на успех вряд ли придется. Поэтому и в госпрограмме, и в выступлении Главы государства особое внимание уделяется этой части вопроса. Не подняв профессиональный уровень наших педагогов, рассчитывать на удачу мы не можем", – сказал Б.Жумагулов. Министр отметил, что предстоит коренным образом пересмотреть подготовку педагогических кадров. Необходимо привлекать в эту сферу наиболее подготовленных выпускников школ, поскольку в настоящее время педагогические кадры комплектуются по остаточному принципу – в педвузы поступают те, кто не смог поступить на более престижные специальности. Б.Жумагулов отметил, что, в соответствии с Госпрограммой развития образования в РК в ближайшие годы будет значительно повышена заработная плата педагогов. Будет также введено ваучерно-модульное финансирование, при котором педагог сможет сам выбирать любое учреждение для повышения своей квалификации, в Казахстане и за рубежом.
-----
Введение 12-летнего школьного образования позволит обучать студентов вузов по полной программе бакалавриата – Б.Жумагулов АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
Введение 12-летней школы позволит обучать студентов вузов по полной программе бакалавриата. Об этом сообщил министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на совещании по вопросу разъяснения Послания Президента РК от 28 января 2011 года в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева. Министр отметил, что 11-12 классы, которые будут работать после введения 12-летнего школьного образования, начиная с 2015 года, будут отделены от средней школы и станут самостоятельными учреждениями образования. Эти школы могут существовать при университетах, и работать отдельно. Введение 12-летней школы позволит обучать студентов вузов по полной программе бакалавриата, в то время как нынешних выпускников школ в университетах вынуждены доучивать в течение первого года обучения. Б.Жумагулов подчеркнул, что Казахстан в сфере образования продвинулся дальше, чем другие страны СНГ. Начиная с этого года, полностью внедрена система ученых степеней, принятая в западных странах. Прекращена защита кандидатских и докторских диссертаций, теперь будет присваиваться только ученая степень "доктор PhD".
----
В Казахстане будет создан Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров – Б.Жумагулов АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
В Казахстане будет создан Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров. Об этом сообщил министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на совещании по вопросу разъяснения Послания Президента РК от 28 января 2011 года, прошедшем в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева. "У нас есть системная проблема – неконкурентоспособность специалистов. Выпускники наших вузов не отвечают требованиям работодателей. Поэтому в Послании поставлена задача реформирования и полного обновления содержания профессионального и технического образования. Для этого нужно принимать меры для установления связи между учебными заведениями и работодателями", – сказал Б.Жумагулов. Министр сообщил, что будет создан Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-сообщества и ассоциаций работодателей.
-----
В сертификации профессиональных учебных заведений будут участвовать работодатели – министр образования и науки РК АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
В сертификации профессиональных учебных заведений будут участвовать работодатели. Об этом сообщил министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на совещании по вопросу разъяснения Послания Президента РК от 28 января 2011 года в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева. Министр отметил, что для форсированного индустриально-инновационного развития страны необходимо повысить качество подготовки специалистов для промышленности и агропромышленного комплекса, в соответствии с требованиями, предъявляемыми работодателями. Поэтому к сертификации учебных заведений будут привлекаться работодатели.
-----
Университеты, выпускающие слабо подготовленных специалистов, будут преобразованы в колледжи – Б.Жумагулов АСТАНА. 1 февраля. КАЗИНФОРМ /Муратбек Макулбеков/
Университеты, выпускающие слабо подготовленных специалистов, будут преобразованы в колледжи. Об этом сообщил министр образования и науки РК Бакытжан Жумагулов на совещании по вопросу разъяснения Послания Президента РК от 28 января 2011 года в Евразийском национальном университете имени Л.Н.Гумилева. "В Послании Главы государства поставлена задача провести ранжирование вузов. Они будут разделены на шесть ступеней: национальные университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты", – сказал Б.Жумагулов. Министр отметил, что некоторые университеты, которые выпускают специалистов с недостаточно высоким уровнем подготовки, могут быть преобразованы в колледжи. По его словам, некоторые казахстанские вузы набирают большое количество студентов на платной основе, не располагая возможностями для их качественного обучения. Б.Жумагулов напомнил слова из Послания Президента о том, что в развитых странах на 1 миллион жителей приходится от 1 до 6 университетов, в среднем 3 университета. То есть в Казахстане должно быть не более 50 университетов.
---------
Выступление Министра образования и науки РК Б.Жумагулова по Посланию Президента страны Н.А.Назарбаева "Построим будущее вместе" в ЕНУ им. Л.Гумилева о задачах по реализации Послания Президента страны народу Казахстана и Государственной программы развития образования на 2011-2020 годы
ru.government.kz, 1 февраля
Мы с Вами всегда ждем ежегодное Послание Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана. Но Послание, озвученное Главой государства, превзошло все наши ожидания – и по достигнутым результатам, и по поставленным целям Цифры говорят сами за себя. Вот только некоторые из них. ВВП на душу населения превысил 9 тысяч долларов. Это 12-кратный рост по сравнению с 1994 годом, то есть за 17 лет. Ни одна страна в мире такого темпа роста за первое 20-летие независимости не достигала. Для сопоставления в Послании приведены данные: рост ВВП на душу населения за 20 лет в Южной Корее -в 3 раза, Малайзии – в 2 раза, в Сингапуре – в 4 раза, и т.д. А у нас, повторюсь, в 12 раз! Думаю, все согласятся, что это несомненный успех Казахстана и его Лидера Нации. Вы знаете, что принята Государственная программа форсированного индустриально-инновационного развития, в корне меняющая вектор экономического продвижения страны. И менее чем за год введено в строй 152 новых предприятия. Это начало серьезных структурных изменений, заложенных в Стратегическом плане развития страны до 2020 года. За это время рост ВВП должен составить не менее 30%. Инвестиции в несырьевые сектора экономики также увеличатся на 30%. Очень важным показателем устойчивого развития является доля малого и среднего бизнеса в ВВП – она должна достичь 40% Численность населения достигнет 18 млн. человек, 40% будут составлять квалифицированные специалисты. Можно приводить и другие, не менее впечатляющие цифры. Но главное – что все они детально просчитаны и обоснованы. В этом характерная черта политики нашего Президента – все обещанное сбывается. И как в каждом Послании, главным вектором является социальная направленность развития страны. Глава государства еще раз подчеркнул, что главная цель – укрепить благосостояние народа. Очень высокий приоритет придается образованию. Вы знаете, что 7 декабря прошлого года Указом Главы государства утверждена Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы. Она стала одной из четырех программ самого высокого уровня в стране. Политическая оценка достигнутого уровня показывает, что этап структурных реформ завершается, все уровни и структура приведены в соответствие с Международной стандартной классификацией образования – МСКО, Уже несколько лет расходы на образование составляют порядка 4% от ВВП (в 2010 году – 4,1%). Теперь главная задача – наполнение образования новым качеством и содержанием. Именно на это нас с вами ориентирует новая Государственная программа и цели, поставленные в Послании. С этими документами вы знакомились, поэтому остановлюсь на самых принципиальных положениях и задачах. И самое первое, что хочу подчеркнуть – повышение статуса педагога. Этому вопросу отведен целый раздел программы. Вы прекрасно знаете, что так задача ставится впервые в новой Госпрограмме. Здесь нам предстоит задействовать несколько направлений. Во-первых, резко повысить действенность системы повышения квалификации педагогов. Кроме того, охватить переподготовкой не только самих педагогов, но и руководителей организаций образования, обучать их образовательному менеджменту. Во-вторых, внедрить новые механизмы финансирования и материального стимулирования. Чтобы приблизить зарплату педагогов к уровню оплаты в частном секторе, освоить ваучерно-модульное финансирование повышения квалификации, накопительную систему для уровней технического и высшего образования. В-третьих, организовать серьезную имиджевую работу по повышению общественного статуса учителя. Столь же существенным фактором повышения качества и доступности образования станет электронное обучение – е-learning. Это самая бурно развивающаяся отрасль образования в мире. К 2015 году Главой государства поставлена задача: охватить такой формой обучения 50% организаций образования, а к 2020 году довести до 90% по всем уровням подготовки. Это задача очень непростая. Она требует совершенно новой методологии, технической и информационной базы, и мы обязаны с ней справиться. Все перечисленные направления имеют общесистемный характер, затрагивают все уровни обучения. Что касается особенностей каждого уровня, то здесь можно отметить следующее. В дошкольном воспитании – две главные задачи. Первая – резкое увеличение числа дошкольных организаций. Президентом страны поставлена задача, какой еще не ставилось никогда, в том числе при советской власти – к 2020 году выйти на 100% охват детей дошкольного возраста. Вторая задача – наполнить воспитательную работу новым содержанием. Как вы понимаете, для этого предстоит пересматривать все программы и методики, обеспечивать подготовку специалистов нового уровня. В средней школе основной стержень – переход на 12-летнее обучение. Здесь также две базовые задачи: * введение профильной школы по двум направлениям: общественно-гуманитарному и естественно-математическому; * смена концепции обучения: переход от оценки знаний к компетентностному подходу. Для этого потребуется серьезное строительство новых объектов образования. В Послании намечены такие цифры: к 2015 году построить не менее 200 школ за счет республиканского бюджета и столько же за счет местных бюджетов. Также нужен полный пересмотр стандартов, содержания, программ обучения, всех учебных материалов. Это работа очень большая и ответственная. В техническом и профессиональном образовании системной проблемой является то, что специалисты мало конкурентоспособны, не отвечают требованиям работодателей. Поэтому в Послании перед нами поставлена задача коренного реформирования системы ТиПО, полного обновления содержания обучения. Для этого будут приняты меры, обеспечивающие тесное взаимодействие с работодателями. На высшем уровне будет создан Национальный совет по подготовке профессионально-технических кадров с участием представителей бизнес-ассоциаций и работодателей. Будут сформированы Национальная квалификационная система, гибкие образовательные программы с учетом требований рынка труда. Важные функции в сертификации выпускников будут выполняться отраслевыми ассоциациями работодателей. На базе создаваемых 4-х межрегиональных профессиональных центров будем отрабатывать механизмы корпоративного управления, взаимодействия с работодателями, государственно-частного партнерства. В сфере высшего образования в Послании и Государственной программе сформулированы не менее серьезные задачи. Во-первых, реальная интеграция с наукой и инновационным процессом Для этого в новом Законе Республики Казахстан "О науке" вводится новое для нас понятие "исследовательский университет". Ориентиром здесь будет новая модель высшего учебного заведения, которая сегодня формируется на базе Назарбаев университета. Заложенные в ней цели и подходы к подготовке кадров, академической мобильности, развитию науки и освоению результатов вы знаете. Она станет образцом и для других вузов страны. Основной базой подготовки абитуриентов для лучших университетов станут 20 Назарбаев интеллектуальных школ. Главой государства дано поручение Правительству выработать механизм перехода вузов к инновационной деятельности. Во-вторых, в соответствии с такими изменениями предстоит выработать и реализовать новую классификацию вузов. Будет 6 градаций: * национальные исследовательские университеты * национальные высшие учебные заведения * исследовательские университеты * университеты * академии * институты. А некоторые вузы могут быть преобразованы в колледжи. Возможно, будет дифференцирован и размер грантов. На этой основе будут повышены требования к вузам, их аттестации и аккредитации, а в дальнейшем – представлении автономии (это впервые в нашей истории). В Послании Глава государства поставил задачу ориентироваться на опыт развитых стран – когда на 1 млн. населения приходится от 1 до 6 вузов. У нас такой показатель пока в 1,5 раза больше. В-третьих, в Послании Президента страны подтвержден окончательный переход от подготовки кандидатов и докторов наук к принятой в развитых странах подготовке докторов философии – РhD. Он был заложен и поэтапно реализован в Госпрограмме развития образования на 2005-2010 годы. Такой переход отвечает потребностям страны, курсу на интеграцию науки и образования, интеграцию в мировое научно-образовательное пространство. В числе базовых показателей, которые мы с вами должны обеспечить к 2020 году, в Послании отмечены следующие: Доля ВУЗов, прошедших независимую национальную аккредитацию по международным стандартам, составит 30%. До 5 % увеличится доля вузов, осуществляющих инновационную деятельность и внедряющих результаты научных исследований в производство. Не менее 2-х высших учебных заведений будут отмечены в рейтинге лучших мировых университетов. Особо остановлюсь на задачах, поставленных Главой государства в сфере развития языков. К 2017 году число казахстанцев, овладевших государственным языком, должно стать не ниже 80%, а к 2010 году – не менее 95%. На эту задачу должны ориентироваться все уровни подготовки кадров. Но особо ответственна она для средней школы. Здесь Президент страны поставил требование, чтобы к 2020 году 100% выпускников школ владели государственным языком. Это основная база решения задачи в целом. Будут развиваться русский язык и языки других казахстанских этносов. А по овладению английским языком доля населения к 2020 году должна составлять не менее 20%. Все эти меры направлены на то, чтобы обеспечить главную задачу, поставленную перед нами Главой государства: "Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана". В Послании представлены также масштабные задачи в сфере сельского хозяйства, здравоохранения, занятости, модернизации жилья, обеспечения качественной питьевой водой, повышения доходов населения и т.д. – вы с ними знакомы. Все они ориентированы на впечатляющее развитие социальной сферы, качества жизни казахстанцев. Это будет настоящий прорыв в третье десятилетие 21-го века. И он начинается в Год 20-летия Независимости Республики Казахстан. Это очень важное событие. Создана Государственная комиссия, утвержден Общенациональный план мероприятий. Как сказал Нурсултан Абишевич: "Это общенародное дело". И мы с вами, учителями и воспитателями, учеными и преподавателями, всеми нашими учениками должны объединить усилия. Чтобы под девизом "20 ЛЕТ МИРА И СОЗИДАНИЯ" этот юбилей продемонстрировал поистине историческую ценность обретения Казахстаном собственного пути и огромную роль Лидера Нации Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Уважаемые коллеги! Вопросы, затронутые в Послании Президента и Государственной программе, охватывают практически все стороны нашей с Вами жизни. Если по ним и по выступлению есть вопросы, готов на них ответить. Спасибо за внимание. |