www.atameken-kz.com, 3 февраля
Руководителю Администрации Президента Республики Казахстан г-ну Мусину А.Е.
Уважаемый Аслан Еспулаевич!
Национальная экономическая палата Казахстана "Союз "Атамекен" выражает Вам свое уважение. Настоящим информируем, что принятая 2 февраля 2011 года Комитетом по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента Республики Казахстан (далее – Комитет) коллективная поправка депутатов Мажилиса Парламента Республики Казахстан Г.Сейтмаганбетовой, Г.Исимбаевой, Б.Сыздыковой, Н.Сабильянова к подпункту 3 пункта 13 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан "О здоровье народа и системе здравоохранения" от 18 сентября 2009 года №193-IV (далее – Кодекс) немедленно приведет к полной остановке производства, импорта и реализации табачных изделий на территории Республики Казахстан со дня вступления в силу закона. Это связано с тем, что авторы поправки предлагают изложить подпункт 3) пункта 13) статьи 159 Кодекса в следующей редакции: "Пачка табачного изделия ачка табачного изделия, ки предлагают изложить а и реализации табачных изделий на территории Республики Казахстан с момента опудолжна содержать предупреждение о вреде курения, соответствующее следующим требованиям: 3) выполняется в виде рисунка (или пиктограммы, графика) и надписи". Вместе с тем, подпункт 9) пункта 2 статьи 159 Кодекса запрещает продажу табачных изделий без нанесенного на пачку табачного изделия предупреждения о вреде табакокурения. В связи с чем считаем необходимым сообщить, что в случае принятия данной поправки приблизительные потери областного бюджета Алматинской области от остановки предприятий в течение только одного года, только по акцизному налогу могут достичь около 19,2 млрд. тенге (128 миллионов долларов США). На сегодня неизвестно, сколько времени потребуется для наладки производства продукции с учетом новых требований. При такой остановке реализации табачных изделий прекратится производство продукции на сумму около 12 млрд. тенге, без работы останутся более 2000 работников табачных фабрик (ТОО "Филип Моррис Казахстан", ТОО "JTI Kazakhstan", ТОО "ВАТ"). В условиях отсутствия легальных поставок сигарет спрос потребителей будет удовлетворяться контрафактной или контрабандной продукцией, которую будет очень трудно устранить в короткие сроки. Контрафактная или контрабандная табачная продукция принесет государству дополнительные потери для бюджета и непредсказуемые последствия для потребителей. Более того, производители табачной продукции будут вынуждены остановить закуп табачного сырья у более чем 300 крестьянских хозяйств Алматинской области, осуществляющих выращивание табака, в которых занято более 3 000 человек. Все высвобождаемые работники, как табачных фабрик, так и крестьянских хозяйств (более 5000 человек), должны будут получать соответствующие социальные пособия по безработице, что повлечет дополнительные расходы бюджета в размере около 1,5 млрд тенге в год. Кроме того, обращаем Ваше внимание, что принятие данной нормы можно расценить, как лоббирование интересов иностранных производителей табачной продукции (в частности России), где отсутствует подобная норма. Таким образом, возникают серьезные сомнения в истинных мотивах авторов данной поправки. По нашему мнению, инициаторы поправки наносят ущерб интересам национальной экономики Казахстана. Для Вашего сведения сообщаем, что на сегодняшний день применяется Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 ноября 2009 года № 692/1 "Об утверждении Правил размещения на пачке табачного изделия… предупреждения о вреде курения", который полностью выполняет требования действующей нормы Кодекса. Кроме того, повторно информируем, о том, что на наш взгляд принятие данной поправки является преждевременной мерой и препятствует качественному выполнению Кодекса, который прошел согласование Мажилиса и Сената Парламента Республики Казахстан и был подписан Главой государства. На сегодня существуют следующие объективные причины не принимать вышеуказанную поправку. Во-первых: на сегодняшний день на территории Республики Казахстан нет утвержденного технического регламента, регулирующего порядок нанесения рисунков или пиктограмм, графиков, что в свою очередь не позволит производителям табачной продукции наносить какие либо рисунки или пиктограммы на табачную продукцию. Во исполнение Решения Комиссии Таможенного Союза от 20 сентября 2010 г. № 384 (копия прилагается), которое предусматривает приостановку вступления в силу национальных технических регламентов, объекты которых совпадают с объектами технических регламентов ЕврАзЭС или Таможенного союза, Министерством индустрии и новых технологий РК разработан проект постановления Правительства РК "О внесении изменений в постановление Правительства РК от 29 декабря 2010 г. № 2243", предусматривающий исключение из Плана по разработке национальных технических регламентов технического регламента Республики Казахстан "Требования к безопасности табака и табачных изделий". Во-вторых: в настоящее время ведется разработка и обсуждение проекта технического регламента ЕврАзЭС / Таможенного союза "Табачная продукция" в рамках гармонизации технических регламентов государств – членов ЕврАзЭС / Таможенного союза. Основные изменения, к которым приведет внедрение технического регламента на табачную продукцию, это изменение вида упаковки табачных изделий, которая должна быть единой на территории государств-членов ЕврАзЭС / Таможенного союза. Данная работа направлена на защиту интересов отечественных производителей и повышению конкурентоспособности отечественной индустрии в рамках интеграции Казахстана в Таможенный союз и ЕврАзЭС. В-третьих: рассматриваемый законопроект направлен исключительно на пересмотр компетенции государственных органов и вышеуказанная поправка не имеет никакого отношения к данному законопроекту и соответственно не соответствует концепции законопроекта, о чем государственный орган – разработчик, в лице Правительства РК неоднократно информировал членов Рабочей группы и Комитета. В-четвертых: Поскольку данная поправка предусматривает сокращение государственных доходов (в виде недополучения налогов и других обязательных платежей в бюджет от табачных компаний), а также увеличение государственных расходов (на содержание безработных граждан (свыше 2000 сотрудников табачных компаний, порядка 1,5 миллиарда тенге в год) согласно пункта 6 статьи 61 Конституции Республики Казахстан требуется наличие положительного заключения Правительства Республики. В-пятых: в соответствии с требованиями Кодекса в Казахстане только с октября 2010 года осуществлен переход с 30%-ной на 40%-ную предупредительную надпись. Поэтому представляется вполне разумным дать возможность производителям поработать с этой упаковкой в течение двух, трех лет, с тем чтобы окупить затраты по введению новой упаковки в 2010 году. Кроме того, обращаем Ваше внимание на тот факт, что внедрение графических предупреждений о вреде потребления табачных изделий, а это сложный технологический процесс, не обсуждался ни на уровне Правительства Республики Казахстан, ни на уровне отечественных производителей, тех кто будет это внедрять у себя на предприятиях в Казахстане. Необходимо также обратить внимание на тот факт, что в рамках работы Рабочей группы по разработке технического регламента ЕврАзЭС "Табачная продукция", который проходит в г.Москве с апреля 2010 года ни одним государством-членом ЕврАзЭС не было принято единогласного решения о внедрении пиктограмм, рисунков, графиков. Резюмируя вышеизложенное, считаем, что принятие данной поправки не обусловлено интересами защиты здоровья граждан Казахстана, а объясняется скорее стремлением нанести материальный ущерб субъектам частного предпринимательства, национальным производителям данной продукции, фермерским хозяйствам, а также тысячами мелких и средних предпринимателей, занятых в сфере реализации табачной продукции. В связи с чем, убедительно просим Вас рассмотреть данное обращение и оказать содействие в разрешении данной ситуации.
Приложение: Решение КТС от 20 сентября 2010 г. № 384
С уважением, Председатель Правления А. Перуашев |