NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 10:59 ast
08:59 msk

Прогресс и этика – богоугодный синтез
Недавние трагические события в московском аэропорту "Домодедово", спровоцированные человеком, которого называют "шахидом", вновь актуализировали споры об истинном содержании понятия жертвенности в Коране
09.02.2011 / политика и общество

Алипа Утешева, "Юридическая газета", 8 февраля

Об этом, в частности, высказала свое мнение в один из своих последних визитов в нашу страну действительный член Российской академии естественных наук, иман (академик) Валерия Порохова – автор выдающегося перевода Священного Корана, который открыл русскоязычному читателю смысл Господнего руководства. Она – обладатель длинного списка наград и званий, самые дорогие из которых – выдвижение швейцарским парламентом и Советом Европы
(29 июня 2005 г.) на Нобелевскую премию мира в числе тысячи самых влиятельных женщин планеты, награда экс-президента Ирана Мохаммада Хатами "Хадм-аль Коран аль Карим" – "Служитель Священного Корана" (6 ноября 2003 г.), награждение орденом Петра Великого I степени "За выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие и укрепление государства Российского". При этом иман Валерия доступна и доброжелательна в общении, а еще она очень моложавая и красивая женщина.
- Валерия Михайловна, почему шахиды взрывают себя с именем Аллаха на устах?
- Шахид – это человек, погибающий за веру. В настоящее время я таких не вижу. Другое дело, им хочется, чтобы их считали таковыми. На самом деле это войны геополитического кризиса и кризиса власти. Когда каждый террористический акт щедро проплачивается, ни о каких шахидах не может быть и речи. Совершенно неправомерное увязывание исламской религиозной идеологии с геополитическими и финансово-экономическими интересами правящих кругов, с кровавой стратегией террористов – не есть ислам!
Это можно было бы назвать "исламизмом", где латинский суффикс "-изм" удивительно точно отражает трансформацию истинных исламских реалий в политическую идеологию, лишенную духа и буквы Господнего руководства. Исламизм – это не ислам! Границы, разделяющие эти два понятия, часто размываются самым изощренным образом в угоду, повторяю, интересам определенных властных образований.
Террорист не может быть ни мусульманином, ни христианином, ни иудеем. Он – вне религии.
- Почему сейчас так много сект, и как государство должно к ним относиться?
- Я полагаю, что слово "демократия" никак не должно быть соотнесено с мощнейшим вторжением инакомыслия, инакоментальности, инакоязычия из одной страны в другую, ибо это грозит как социальной, так и политической стабильности той страны, в которой веками формировался менталитет, основанный на тех или иных духовных ценностях. В Казахстане, как и у нас в России, всегда доминировали три мировые религии: ислам, православие и какие-то элементы буддизма, и я вижу все основания считать, что такое обильное вливание в религиозное, а отсюда и социальное, пространство отнюдь не является случайным явлением. Потому полагаю, что государство не должно быть индифферентным к этому явлению. Боюсь, что здесь прослеживаются чьи-то явно недружеские интересы.
- Вы фотогеничны – наверное, духовность отражается на внешности.
- Потому что Аллах красив и любит красоту. В кораническом Писании сказано: "Кто наложил запрет на те прекрасные дары, которые Я вам дал? Рядитесь в украшения и самые нарядные одежды".
- Совпадает ли это с библейским положением о сотворении человека "по образу и подобию" Творца?
- Ни в коем случае. Человек – это продукт творчества Всевышнего, а мы – любимейшее из Его творений. То есть если Всевышний создал Вселенную, которая функционирует по таким совершенным законам эволюции и диалектики, то, безусловно, эволюция встроена в Господний промысел. В Коране сказано: "Когда задумано творенье Им, Он молвит: "Будь! И явится оно". Очень важно понять, что творение Господне – не застывшая монада, это структура, которая непрерывно эволюционирует во времени и пространстве, и не надо лишать человека участия в той программе, по которой угодой Всевышнего функционирует вся наша Вселенная.
- А входит ли в эту программу явление зла?
- Обязательно входит. Почему? Всевышний добр, всемилостив и всепрощающ, но, создав любимейшее из своих творений – человека, Он награждает его самым большим даром, о котором человек постоянно стенает, – это свобода принятия решений. Именно в этой свободе и заложены два основополагающих понятия человеческой жизнедеятельности – понятие различения добра и зла. А забота человека – принять или отвергнуть Его истину. В Коране есть два емких словосочетания: "вспомнить и обратиться, или же – "забыть и отвернуться". Вспомнить – это когда вы на уровне подсознания вспоминаете то, что заложено в вас во чреве матери, когда Он "вдыхает" в вас от Себя. "Вспомнить" можно только путем синтеза осознанного прочтения Господнего Писания, с одной стороны, и накопления научного знания – с другой. "Забыть и отвернуться" означает, что, видя программу "в работе", мы остаемся слепыми к ее "программисту".
- Но вот в мире каждый день исчезает по одному виду растений и животных. Выходит, в рамках предоставления человеку свободы это согласуется с высшим велением?
- Давайте точно расставим акценты. Это, безусловно, вмешательство человека в "порядок строгий, что задуман был Творцом" – в экологию, а отнюдь не Господне волеизъявление.
Коран – единственное Писание, где очень мощно введен фактор экологии. В VII веке этого понятия не существовало вовсе, тем не менее в Коране уже тогда звучало: "Я удалю от милости Моей всех тех, кто пренебрег Моим порядком, порядком строгим, что задуман был Творцом". Человек позволил себе вмешаться в этот порядок! Роются каналы, создаются водохранилища, высушиваются болота, тем самым идет мощнейшее вмешательство во флору и фауну на земле. Москва является самым ярким примером экологического вмешательства человека. Мы высушили торфяники вокруг Москвы, и теперь, в условиях глобального потепления, вызванного опять-таки деяниями человеческих рук, эти торфяники "благополучно" и регулярно горят, окружая двенадцатимиллионный мегаполис угарным смогом, что вынуждает губернатора Московской области генерала Громова подписать постановление об их затоплении.
- Но все-таки давайте вернемся к теме разделения добра и зла.
- Введено ли в программу Творца понятие зла? Безусловно! Обладая свободой выбора, человек совершает не только добро, но и зло, причем, как правило, он совершает зла на степень больше, аргументируя это необходимостью при сложившихся обстоятельствах. Конечно, безусловно и то, что зло иногда сопоставимо с некоторыми физиологическими особенностями: необузданными страстями, интеллектуальными предпочтениями, привязанностями, сформированными образом жизни, и тому подобное. И когда человек своим собственным волеизъявлением преступает границы дозволенного, он чинит то, что именуется злом.
- Вы – дочь православных родителей, крещеная. Не было ли у вас чувства, что вы предаете веру своих предков?
- Нет. Понятие веры не имеет никакой религиозной привязанности. Вера в Творца либо есть, либо ее нет, и люди могут быть либо верующими, либо неверующими. Но объявить себя верующим – означает соблюдение заветно-запретного кодекса Господнего Писания. А это, безусловно, узда! И дабы ослабить эту узду, человек на вере в Бога строит институт веры по аналогии или, скорее, по опыту целой сети институтов, обслуживающих его каждодневные нужды (правовых, финансовых, банковских, общеобразовательных, политических, культурных и так далее).
Институализация веры привела человека к разделению по тому или иному восприятию Божественной сущности, с одной стороны, и пониманию Господнего промысла – с другой. И в зависимости от этого восприятия появились те или иные религии, одни из которых несли название их явителей (буддизм, христианство), другие же названия были чисто атрибутивные, то есть несли концептуальную суть (ислам).
- Вы не раз высказывались о том, что в исламе главное – вера. "Не важно, как ты веришь – как иудей, буддист или христианин. Если веришь, ты – мусульманин, верный Единому Богу". Еще вы сказали, что все ветхо- и новозаветные пророки на самом деле мусульмане. Но ведь Коран – самая молодая из религий.
- Коран поражает своей толерантностью. В Коране и к христианам, и к иудеям идет высокопочтительное обращение: "Аглюль Китаб" – "люди Писания", которых Всевышний Аллах почтил, послав к ним своих посланников с Писанием. "Аллах вам не дает запрета любовь и милость проявлять к тем, кто против вашей веры с вами не сражается, не изгоняет вас из ваших очагов", – говорит Коран.
А что касается того заявления, что все ветхо- и новозаветные пророки были мусульманами, то это можно аргументировать тем, что слово "мусульманин" имеет одно-единственное словарное значение: человек, предавшийся Господней воле, послушно следующий заветам Бога.
Если же говорить о "молодости" ислама, то в этой связи хотелось бы заметить, что, создав человека, Господь не мог оставить его без призора, и на всем протяжении истории во все уголки земли приходили Его наставники с Писанием или без оного. Каждое из этих Писаний исчерпывало свою надобность тем самым временем, тем самым пространством, этносом и менталитетом на данное время.
Человечество подготавливалось к принятию последнего наставления, последнего руководства, то есть последнего Писания, которое бы вобрало в себя все нюансы дозволенного и запретного в жизнедеятельности человека. Причем к этому времени сформировались все технические возможности сохранения информации, с одной стороны, и выработан аналитический подход к получаемому знанию – с другой, от отсутствия чего страдали практически все предыдущие Писания, претерпевшие в связи с этим мощнейшее вторжение человеческого фактора.
- Выходит, Коран – последнее наставление непутевому человечеству?
- Во-первых, мне не нравится словосочетание "непутевое человечество". Мы достигли высокого уровня научно-технического прогресса. И хотя широко распространено мнение, что этот прогресс изначально порочен, с этим заявлением можно согласиться только в том случае, если вывести из понятия "научно-технический прогресс" его этическую, благородную составляющую, иными словами, поставить этот прогресс на службу корысти, тщеславия, похоти и удовлетворения неблагородных пристрастий. Ежели этот прогресс будет идти рука об руку в дружбе и согласии с этическими нормами Господнего руководства, это будет прекрасный, богоугодный синтез.
- Вы сказали, что "Аллах создал равными мужчину и женщину". Почему же тогда в арабских странах, на родине Корана, женщина бесправна?
- Послушайте, как звучит Коранический текст: "У них над вами те же права, что и у вас над ними". Что касается бесправия женщины в некоторых регионах арабского мира, то это их проблемы, проблемы тех регионов, где превалирует менталитет мужчины-собственника. То же самое относится к парандже, черным одеяниям и так далее. Это предпочтения национального фактора. Я могу сказать, что ни в коем случае нельзя отягощать Кораническое Писание национальными традициями, менталитетом, географией и тому подобным. Надо обязательно ставить препоны на пути вторжения человеческого фактора с его страстями в Господнее руководство.
- Почему представители Московского института востоковедения говорят, что вы переводили Коран не с оригинала, а с английского?
- Ну, во-первых, это не представители, а один-единственный представитель, кстати, опять-таки не российских корней, и у него есть конкретное имя, а помимо этого – у него готовый перевод Корана на русский язык, для издания которого надо "расчистить" путь. Я обсуждала этот вопрос с генеральным директором Института востоковедения РАН господином Рыбаковым, и он мне авторитетно объяснил, что никаких подобных заявлений от института не исходило. Это были частные доводы частного лица.
А что касается моего владения арабским языком, то могу вам сказать, что я прожила в Дамаске, в Сирии, девять лет в арабской семье моего мужа, за которым я замужем более 30 лет. Более того, Верховный муфтий Сирии шейх Ахмед Кэфтару публично назвал меня своей дочерью, а его сын шейх Махмуд, мудир (ректор) университета шариата в Дамаске, принимал непосредственное участие в консультировании меня по всем неясным моментам перевода.
- Коран переводили или пытались это сделать десятки человек. Как вы думаете, кто имеет право браться за эту работу?
- Прежде всего, переводом Корана должен заниматься только мусульманин. Исключено, чтобы переводчик исповедовал другую религию, поскольку на подсознательном уровне ему будет чрезвычайно трудно противостоять соблазну привнесения в перевод своего видения предмета. Далее: он должен иметь очень высокий общеобразовательный и культурный уровень. Обязательно должен быть профессиональный опыт работы с языками. И он непременно должен располагать хорошим генетическим фоном: если это "из грязи в князи", то имей он хоть пять дипломов, он не переведет ни одной суры, потому как у него нет так называемой культуры духа, понятия чести.
- Какую страну вы любите больше – Россию или Сирию, которая стала вам второй родиной?
- Больше всего я люблю мою Россию, и уж, конечно, Сирию. И очень люблю своего свекра. Это редкий человек, выпускник самого престижного университета мусульманского мира Аль Азхар (Каир, Египет), шейх одного из самых густонаселенных районов Сирии, который за все годы моего пребывания в его доме ни разу не приступил к трапезе, не дождавшись меня!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 28.02.2011
Состоялось очередное пленарное заседание Сената Парламента 28.02.2011
Председатель Сената выступил на заседании Общего комитета по политическим вопросам и безопасности ПАСЕ ОБСЕ 28.02.2011
Об итогах выдвижения и о ходе регистрации кандидатов на внеочередных выборах Президента РК, назначенных на 3 апреля 2011 года 28.02.2011
Состоялось заседание Бюро Мажилиса 28.02.2011
О работе республиканской информационно-пропагандистской группы 28.02.2011
Больше судей – хороших и разных 28.02.2011
Электоральные традиции Казахстана 28.02.2011
Алматинский городской штаб в поддержку Нурсултана Назарбаева собрал 47 700 подписей 28.02.2011
Кандидаты – кто они и откуда? 28.02.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
66. ХАЙРУШЕВ Серик
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz