Пресс-служба МОН РК, 14 февраля
12 февраля в Алматы с участием Министра образования и науки РК Бакытжана Жумагулова прошло Республиканское семинар-совещание "Обеспечение качества повышения квалификации педагогических кадров в условиях реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы". Глава Государства в своем новом Послании народу Казахстана поставил задачу модернизации образования и реализации принципа "образование в течение жизни". Это крайне ответственные задачи и прямое руководство к действию, – сказал министр на открытии семинара-совещания. В своем выступлении перед педагогической общественностью Глава ведомства также подчеркнул, что настало время привести систему повышения квалификации педагогов в соответствие с запросами времени, придать ей адаптивный характер, способность адекватно реагировать на современные и перспективные потребности развития образования. В качестве кардинальных мер предлагается, во-первых, ввести принципиально новую ваучерно-модульную систему финансирования. Во-вторых, укрепить материально-техническую базу институтов повышения квалификации. Впервые за последние годы из республиканского бюджета выделяется почти полмиллиарда тенге (448 млн.) в областные бюджеты. В-третьих, требуется обновление образовательных программ повышения квалификации с учетом потребностей всех уровней образования, внедрение инновационных технологий в процесс повышения квалификации. Участники совещания выразили общее мнение, что все обозначенные механизмы направлены на решение важной стратегической задачи – повышение статуса и престижа учительства. Поэтому надо серьезно перестраиваться на формирование положительного образа учителя – показывать лучших, их достижения, распространять опыт и т.д. Такая практика нуждается в развитии и дополнении на уровне районов и областей. В работе семинара приняли участие руководители структурных подразделений МОН РК, республиканские подведомcтвенные организации образования, заместители начальников областных управлений образования и гг. Астана и Алматы, ректоры педагогических вузов, директора институтов повышения квалификации (ИПК), директора колледжей, региональных центров ПК при педагогических вузах, межрегиональных центров повышения квалификации и переподготовки кадров, представители СМИ. В рамках семинара также проведены пресс-конференция "Взаимодействие ИПК с различными организациями и структурами в условиях модернизации образования", "круглый стол" по обеспечению результативности деятельности ИПК по повышению квалификации педагогических кадров, мастер-классы по проектированию содержания образовательных программ повышения квалификации топ-менеджеров и формированию профессиональной компетентности педагогов с использованием ИКТ. По итогам семинар-совещания были выработаны рекомендации Министерству, Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина, управлениям образования в областях и гг. Алматы и Астаны, руководителям педагогических вузов и колледжей, организаций дошкольного, среднего, технического и профессионального образования.
* * *
Выступление Министра образования и науки Республики Казахстан Б.Т.Жумагулова на Республиканском семинар-совещании
Құрметті әріптестер! Қазақстан Республикасының Елбасы Нұрсұлтан Әбішұлы Назарбаев адами капиталды дамытудың қажеттілігі мен маңыздылығын ерекше анықтап, білім беру жүйесін реформалауды жүргізуге жан-жақты қолдау көрсетуінің нәтижесінде білім беруді қарқынды дамыту мен жаңғырту мүмкін болып отыр. Осы тұста Қазақстан Республикасының 2011-2020 жылдарға арналған білім беруді дамытудың мемлекеттік бағдарламасын іске асыру маңыздылығы күн санап артуда. Бағдарламаның маңызды бағыттарының бірі – педагогикалық кадрлардың біліктілігін арттыру жүйесінің сапасын жетілдіру және құрылымдық жүйелерінің өзара әрекеттестігі мен тиімділігін арттыру. Сондықтан, сапалы білімге қолжетімділікті арттыруға бағытталған білім беруді қаржыландырудың жаңа тетіктерін әзірлеу; білім беру жүйесін жоғары білікті кадрлармен қамтамасыз ету; педагог қызметкерлердің мәртебесі; білім берудегі менеджментті жетілдіру, сонымен қатар жоғары білікті ғылыми және ғылыми-педагог кадрларды даярлау сияқты аса маңызды міндеттерді жүзеге асыру мақсатында біз біліктілікті арттыру жүйесіне түбегейлі өзгерістер енгізуіміз қажет. Уважаемые участники семинара-совещания! Уважаемые коллеги! Глава государства в Послании народу Казахстана поставил задачу модернизации образования и реализации принципа "образование в течение жизни". Это крайне ответственные задачи и прямое руководство к действию. В Казахстане система повышения квалификации педагогических кадров существует более 60 лет и внесла значительный вклад в развитие образования. Однако за последние годы эта система модернизации не подвергалась, и во многом не соответствует уровню сегодняшних задач. Поэтому необходимо привести систему повышения квалификации в соответствие с запросами времени, придать ей адаптивный характер, способность адекватно реагировать на современные и перспективные потребности. Для этого необходимы кардинальные изменения. Во-первых, в соответствии с Госпрограммой предстоит ввести принципиально новую ваучерно-модульную систему финансирования. Предусматривается ее апробация на базе Павлодарской и Жамбылской областей и городов Астана, Алматы. Средства на повышение квалификации должны предоставляться педагогам школ на принципах подушевого финансирования с предоставлением возможности выбора как программ, так и учреждений повышения квалификации. При этом программы повышения квалификации учителей должны строиться по модульному принципу, гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов и учащихся. Поэтому уже сейчас РИПКСО и управлениям образования названных областей надо продумать вопросы нормативного и программно-методического сопровождения ваучерно-модульной системы финансирования. Нужен четкий механизм ее апробации и внедрения. Во-вторых, на повышение квалификации педагогов в регионах государственным бюджетом в 2010 году выделено 1,6 млрд.тенге, около 2 млрд. тенге предусмотрено и на 2011 год. Более того, впервые за последние годы из республиканского бюджета выделяется почти полмиллиарда тенге (448 млн.) в областные бюджеты для укрепления материально-технической базы институтов повышения квалификации. Разумеется, выделение таких средств должно найти выражение в обратной отдаче – высоких результатах повышения квалификации. И здесь нужно обязательно продумать систему мониторинга и обратной связи – насколько эффективно используют педагоги знания, полученные в данной системе, где и как реализуют результаты обучения. В–третьих, нужно серьезно задуматься об обновлении программ повышения квалификации с учетом потребностей всех уровней образования, внедрении инновационных технологий. В программах нужно четко сформулировать задачи, формы повышения квалификации, результаты и индикаторы оценки качества. Педагогические вузы должны принять самое активное участие в этой работе. Программы повышения квалификации должны быть аккредитованы. Необходимо проводить мониторинг качества на основе опроса и разработанных индикаторов. Результатом работы системы ИПК должен быть не высокий уровень удовлетворенности слушателей, а включение полученных знаний в их повседневную практику в школе. Система подготовки и повышения квалификации должна прогнозировать и нести ответственность за конечный результат. При этом программы должны быть ориентированы на внедрение компетентностного образования. Крайне актуальна эта задача, в частности, в связи с переходом на 12-летку, так как новое содержание образования потребует и новых учителей. Понадобятся педагоги, глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития детей, способные помочь школьникам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Подготовка таких учителей невозможна без интеграции и взаимодействия системы повышения квалификации с педагогическими вузами. В развитых странах считается, что одна из эффективных форм повышения квалификации учителей – именно в лучших школах. Распространена система стажировок учителей и студентов в таких школах, в том числе в школах при вузах, в которых они изучают достижения коллег и ретранслируют в свои школы лучший педагогический опыт. У нас в этом направлении также нужно вести работу. Надо закрепить за педвузами, университетами и колледжами школы, реализующие инновационные образовательные программы и имеющие положительные результаты. В таких школах студенты будут проходить педпрактику, а преподаватели вузов обновят свои педагогические (учительские) навыки и знания. Кроме того, в этих школах нужно организовать стажировку выпускников магистратуры, готовых работать в качестве преподавателей в педвузах, колледжах и ИПК. В целом необходимо закрепить профессуру педвузов за школами, а также выстроить систему стажировок работников педвузов с давним (устаревшим) опытом работы на базе лучших школ и ИПК. Такое "обучение действием" должно войти в традицию при подготовке и профессиональном совершенствовании учителей. Еще одним стимулом повышения качества подготовки кадров должно стать изменение аттестации преподавательского состава педвузов и колледжей. Аттестация должна предполагать периодическое подтверждение квалификации педагога вуза и ее соответствие современным и перспективным задачам, стоящим перед средней школой. В связи с этим должны быть принципиально обновлены квалификационные требования и квалификационные характеристики преподавателей педвузов и колледжей. В системе педагогического образования также необходимо внедрить систему стимулов для привлечения в вузы и колледжи лучших выпускников школ. Поэтому педагогическим вузам и колледжам следует продумать новый формат проведения профориентационной работы во взаимодействии со СМИ, местными исполнительными органами и обществом. Развитие учительского потенциала невозможно без обеспечения информатизации. Качественное повышение квалификации требует использования IT-технологий, развития единой информационной среды, телекоммуникационных сетей, активизации электронного обучения, создания электронных банков и баз данных. ИПК и педвузы должны оперативно подключиться к внедрению электронного обучения – e-learning. Его развитие – одна из ведущих мировых тенденций. Нельзя не отметить возможности, которые дает международное сотрудничество. Его расширение позволит: – повысить конкурентоспособность повышения квалификации; – привлекать инвестиции; – осуществлять экспорт образовательных услуг, обмен опытом с зарубежными организациями образования; – развивать систему имиджевой деятельности. И обязательно нужно постоянно и системно отслеживать мировой опыт и тенденции в своей сфере ответственности, сверять с ним текущее состояние и прогнозы развития данной сферы в Казахстане, вырабатывать на этой основе четкие и обоснованные рекомендации. Уважаемые коллеги! Думаю, вы согласитесь, что все обозначенные сегодня механизмы направлены на решение важной стратегической задачи – повышение статуса и престижа учительства. Для сохранения в школах лучших педагогов и пополнения новым поколением учителей, любящих и умеющих работать с детьми, профессию педагога необходимо пропагандировать в обществе посредством СМИ, особенно на телевидении. Поэтому надо серьезно перестраиваться на формирование положительного образа учителя – показывать лучших, их достижения, распространять опыт и т.д. Данная работа станет основой Концепции имиджевой политики министерства. Здесь нам надо будет задействовать стимулы и каналы моральной поддержки учительства: конкурсы, смотры, акции и т.д. Такая практика нуждается в развитии и дополнении на уровне районов и областей. И должна быть обеспечена активной поддержкой педвузов, колледжей и институтов повышения квалификации. Только так – совместно – мы получим адекватную систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Это далеко не все вопросы, которые необходимо рассмотреть сегодня в рамках семинара-совещания. И это мероприятие не должно быть разовым, такие семинары нужно проводить систематически. Все участники должны отдавать себе отчет в важности и долгосрочности тех решений, которые будут вынесены сегодня. Желаю всем успешной плодотворной работы! |