www.atameken-kz.com, 17 февраля
Министерство юстиции Республики Казахстан На Ваш исх. № 8-5-4/И-672, от 08.02.2011 года
Национальная экономическая палата Казахстана "Союз "Атамекен" ранее уже направляла в адрес Министерства юстиции РК позицию, относительно необходимости разработки Коммерческого (предпринимательского) кодекса. Дополнительно сообщаем следующее. Основная идея правового регулирования Предпринимательского кодекса Республики Казахстан сводится к созданию комплексного единого законодательного акта, призванного урегулировать социально-экономические и связанные с ними политические отношения, возникающие в связи с предпринимательством как социально-экономическим явлением. Субъектами экономической жизни являются потребители, предприятия и государство. Предприятия (или субъекты предпринимательской деятельности) являются связующим звеном между основными потребителями создаваемых обществом материальных благ, и государством – источником регулятивного и фискального порядка. Таким образом, предпринимательство выступает как самостоятельное экономическое и социальное явление, отнюдь не тождественное всей экономической деятельности как таковой. Гражданское законодательство Республики Казахстан, как составная часть частного законодательства, должно служить основой Предпринимательского кодекса, как комплексной отрасли Казахстанского законодательства. Вместе с тем, ряд понятий и норм Гражданского кодекса Республики Казахстан должны быть изменены в связи с разработкой и принятием Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Переработке будет подвергнуто само понятие предпринимательства, уточнены виды и формы юридических лиц в целом и коммерческих в частности. Необходимо дать новое содержательное наполнение правам собственности и другим вещным правам с учетом сложившейся практики их применения. Субъектами права, на которых распространяется действие указанного законопроекта, являются, в первую очередь, коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели без образования юридического лица. Кроме того, частично действие Предпринимательского кодекса Республики Казахстан должно распространяться на некоммерческие организации в части осуществления ими предпринимательской деятельности, а также на физические лица в связи с защитой их прав как потребителей, иностранные государства, их союзы и международные организации. Конструктивной переработке следует подвергнуть обязательственное право, особенно предпринимательские договоры. Это связано как с реальной практикой заключения и применения предпринимательских договоров, так и с необходимостью их более детальной регламентации оных. К тому же, данные договоры должны обеспечивать защиту прав потребителей. В качестве примера можно привести ситуацию с так называемыми "договорами присоединения", заключаемыми с банками на оказание банковских услуг. Несмотря на то, что Гражданским кодексом РК установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей, договора на оказание банковских услуг не подлежат обсуждению и физические/юридические лица заключающие договора с банками вынуждены заключать договора, без возможности внесения в них каких либо изменений и/или дополнений. Предпринимательская деятельность представляется как поощряемое государством социально-экономическое явление в определенных законодательством сферах экономики и запрещаемое законодательством в иных экономических сферах. В противном случае, необходимо признать торговлю наркотическими средствами и оружием массового поражения как вид предпринимательской деятельности. В этой связи предлагаем первоначально разработать проект концепции Предпринимательского кодекса Республики Казахстан. Для предварительного его обсуждения с консолидированными союзами предпринимателей и всем бизнес-сообществом Казахстана. С позиции НЭПК "Союз "Атамекен" целями правового регулирования Предпринимательского кодекса Республики Казахстан могут стать: 1. Создание кодифицированного акта, комплексно регулирующего отношения в сфере предпринимательской деятельности. 2. Упорядочение правового регулирования предпринимательской деятельности в связи с привязкой законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, к понятийному аппарату Гражданского и Предпринимательского кодексов Республики Казахстан. 3. Решение задачи оптимизации механизмов государственного регулирования предпринимательской деятельности. Задачами Предпринимательского кодекса могут быть названы: · сведение нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательские отношения в единый кодифицированный нормативный правовой акт; · использование единого понятийного аппарата в отношениях, регулирующих предпринимательскую деятельность; · устранение противоречий внутри массива законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность; · нормативное закрепление понятие предпринимательской деятельности как самостоятельного социально-экономического явления; · юридико-техническое определение предпринимательской деятельности и ее видов, допущенных государством как легитимных, а также определение запрещенных видов хозяйственной деятельности; · учет требований международного опыта правового регулирования предпринимательской деятельности; · определение приоритетов и гарантий государственного регулирования экономики; · оптимизация договорного регулирования предпринимательской деятельности; · определение принципов, обеспечивающих защиту и развитие предпринимательской деятельности; · укрепление правовой защиты предпринимательской деятельности; · уточнение организационно-правовых форм юридических лиц, могущих участвовать в предпринимательской деятельности. В этой связи предметом правового регулирования Предпринимательского кодекса Республики Казахстан по нашему мнению, должны являться следующие виды общественных отношений: 1. Отношения, возникающие в сфере предпринимательской деятельности, включающие: · правовое положение участников торгового оборота, инвесторов и иных участников предпринимательских отношений. · основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, возникающих в процессе предпринимательской деятельности. · предпринимательские обязательства. · отношения, возникающие во внешнеэкономической деятельности. 2. Отношения, возникающие в сфере хозяйствования, тесно связанного с предпринимательской деятельности, включающие: · отношения по защите прав потребителей (преимущественно физических лиц), возникающих в связи с осуществлением предпринимательской деятельности. · отношения между субъектами предпринимательской деятельности и международными неправительственными организациями и их союзами. 3. Отношения по государственному регулированию предпринимательской деятельности, включающие: · государственную регистрацию создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательской деятельности. · лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности и установление государственного контроля за указанными видами предпринимательской деятельности. · антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности. · государственное регулирование ценообразования. · государственное регулирование налогообложения, бухгалтерского учета и аудиторской деятельности. · государственную поддержку приоритетных видов предпринимательской деятельности (дотации, субсидии, налоговые льготы и т.п.). · государственное кредитование приоритетных направлений предпринимательской деятельности (жилищное и дорожное строительство; энергетика). · государственный запрет на занятие определенными видами деятельности (наркотические и психотропные средства, торговля людьми, торговля и создание оружия и т.п.). · государственный контроль, надзор и осуществление проверок за деятельностью субъектов частного предпринимательства. Социально-экономические последствия принятия Предпринимательского кодекса Республики Казахстан: 1. Единый документ позволит создать ясные и четкие правила поведения участников предпринимательской деятельности. 2. Предпринимательская деятельность получит более социальный вектор своего развития. 3. Четкие правила поведения позволят стабилизировать меняющееся предпринимательское законодательство и обеспечить динамичное развитие Казахстанской экономики и как следствие повысить уровень жизни населения. Политическими последствиями принятия Предпринимательского кодекса Республики Казахстан станет унификация Казахстанской правовой модели с развитыми государствами мира. Кроме того, развитие предпринимательского законодательства позволит более эффективно взаимодействовать с международными экономическими организациями, в частности со Всемирной торговой организацией, большинство членов которой принадлежат к континентальной правовой модели. Юридические последствия принятия Предпринимательского кодекса связаны с укреплением кодификационной техники в Казахстанской законодательной практике в целом. Предпринимательский кодекс Республики Казахстан должен стать стержнем правовой системы экономического блока и логическим продолжением Гражданского кодекса Республики Казахстан. Его принятие явится не менее значимым событием в Казахстанской законодательной практике, чем принятие Гражданского и Налогового кодексов. Учитывая характер и важность разрабатываемого документа, полагаем необходимым к разработке проекта Предпринимательского кодекса Республики Казахстан привлечь следующие органы в обязательном порядке: Министерство экономического развития и торговли Республики Казахстан; Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан; Министерство юстиции Республики Казахстан; Министерство финансов Республики Казахстан; Министерство внутренних дел Республики Казахстан; Министерство транспорта и коммуникаций Республики Казахстан; Министерство здравоохранения Республики Казахстан; Верховный Суд Республики Казахстан; Генеральная Прокуратура Республики Казахстан; НЭПК "Союз "Атамекен"; Институт законодательство Республики Казахстан; Казахстанский Гуманитарный Юридический Университет.
Председатель Палаты А. Перуашев |