Арсен БАЙГОНУСОВ, www.better.kz, 17 марта
"Я категорически против паранджи. Особенно против того, чтобы студенты, учащаяся молодежь носила хиджабы и паранджу", – сказал Назарбаев, выступая на встрече с общественностью в Туркестане. "У нас никогда такого не было в истории, наша религия не имела такой традиции. Нужно уметь отличать истинную религию от навязанной нам", – подчеркнул он. При этом глава государства заметил, что с уважением относится к тем, кто придерживается исламской веры. "Но у нас своя дорога", – заметил он. Снято с информационных лент
Как всем известно, окончание тоскливо-помпезной бодяги под названием "председательство в ОБСЕ, Ура! Ура!", к сожалению, не обещает нам год, свободный от пафоса и гламура. Теперь нам (т.е. нашему начальству за счет наших денег и нервов) предстоит тянуть лямку в "Организации исламской конференции". Мы ведь входим в "Лигу исламских государств", можете себе такое представить? Об отношении казахов к религии говорят обычно тоном смущенного оптимизма. С одной стороны, цифра в 70% мусульман, проживающих в стране, в официальной и даже фрондерской пропаганде, никогда не подвергается сомнению и принимается в качестве аксиомы. Также как и 20% православных, в число которых чохом зачисляют всех славян, за исключением разве что поляков. Но в то же время не обходится без оговорок по поводу "мягкого", "недогматического" характера казахского ислама – наш человек де ко всему найдет креативный подход и нестандартное решение. Простонародный казахский ислам зрелище и впрямь занятное. Праведные мусульмане, искренне возмущающиеся циничным, потребительским отношением к жизни у подрастающего поколения и печалующиеся о духовно-нравственной деградации нашего общества, почему-то не спешат исправить ситуацию (действительно прискорбную – кто бы спорил) личным примером. Они не посещают (или делают это очень редко) мечеть, нерегулярно читают намаз, водружают на своих и чужих могилах приземистые домишки, что решительно осуждается в исламе, употребляют не хахяльную пищу, хохмят (в Коране это тоже харам!) и бухают. Да, последнее утверждение, как правило, оспаривается особенно яростно, но является неопровержимым фактом для любого, кто хоть иногда посещает казахские посиделки. Пьют! Пьют наши доморощенные благочестивцы. В будние дни, в праздничные, во время Уразы, на Курбан-байрам, до и после намаза. В основном, водку. И еще имеют наглость ссылаться на Священную книгу, в которой запрещается лишь употребление вина, а про казенную, пиво или коньяк, мол, ничего не сказано. Не говоря уже о "яге". Вообще, можно, наверное, говорить о целом феномене "жлобского ислама", когда одна из крупнейших мировых религий и сложное, порой парадоксальное метафизическое учение, попав в неблагоприятную степную купель, стало лишь дополнительной формой бешпармачничества. Но если над этой формой досуга можно просто посмеиваться или даже игнорировать, логично заключив, что каждый сходит с ума по-своему, то иная крайность, – в последние годы ставшая устойчивым и, увы, массовым трендом, – выглядит совсем не безобидно. Ведь опять же, ни для кого ни секрет, что девушки закутанные в хиджаб и парни в бесформенных шальварах с клочками волос на подбородке стали таким же безотзывным фактом нашей жизни как коррупция, рост и нур-сияние. То, чего не смогли добиться арабские прозелиты на протяжении многих столетий, статус страны периферийного капитализма сделал за какие-то два десятка. Политолог Тимур Козырев причисляет их к 25% действительно верующих казахстанцев. Цифра куда более убедительная, чем та, что приведена выше, тем более что в их число, по словам эксперта, входят все кто верит в наступление Судного дня, а ведь это не одни только мусульмане. В южных регионах страны, где индустриальная (а значит и сопутствующая ей социо-культурная) отсталость, трайбализм, архаика и дикость всегда были нормой жизни, подобно раковым клеткам стали возникать очаги обскурантизма и варварства. Там без конца множатся мечети, построенные без всякого участия оскоромившегося и не пользующегося никаким авторитетом официозного и провластного ДУМКа (Духовного управления мусульман Казахстана) и в которых ведутся проповеди махрового и формально запрещенного у нас ваххабизма. Т.е. власти, конечно, регулярно устраивают свирепые репрессии в отношении таких анклавов, но поскольку менее радикальных, т.е. мирных приверженцев этого течения становится все больше, то государство вольно – невольно идет у них на поводу. И вот на отечественных теле-частотах появляется канал "Асыл Арна". Создан он под протекторатом ДУМКа, но контент этого медиа (бесконечные молитвы и реакционно-традиционалистский трындеж) могут удовлетворить даже самого взыскательно ваххабита. Вот у этих салафитов (как они сами себя именуют) уже и свой депутат в парламенте. Сам это человек – певец-исполнитель традиционной музыки божьей милостью и, вместе с тем, чудовищно реакционный политик, который требует изъять из школьной программы учение Дарвина и запретить безнравственные с его точки зрения фильмы. Вот мы и видим в итоге на улицах городов и сел девочек 7–10 лет, словно мумии закутанные в материю. Если ребенок уже в таком возрасте настолько вымуштрован и затюкан – что может получиться из него в будущем? Станет такая женщина научным работником, юристом, госслужащим или общественным деятелем? Как ни крути, но с таким бэкграундом светит лишь постоянный маршрут от кухни до мечети. Kinder, Küche, Kirche на отечественный лад. Но kleider (наряды) уже харам – разве что различные модели хиджаба и паранджи. Равно как и юноши, озабоченные только соблюдением обрядов и такой напастью как женская эмансипация, едва ли совершат инновационно-индустриальный прорыв, о котором столько говорит начальство, по вине которого эти средневековые сорняки стали произрастать на нашей сухой почве. Чтобы устранить начавшуюся эпидемию, нужна настоящая ремодернизация страны и уменьшение социального неравенства, но надеяться на это со стороны нынешнего режима просто смехотворно. Космато-укутанные радикалы множатся с каждым днем и все активнее вмешиваются в светскую жизнь общества. То поставят на повестку дня вопрос о ношении своих атрибутов в стенах учебных заведений, то возмутятся празднованием безбожных западных сатурналиев, то добьются ухода неугодного им работника вуза – история о том, как из-за протестов студенчества страдающего ФГМ (фундаментализмом головного мозга) была снята с должности декан журфака КазНУ Галия Ибраева. Что будет завтра? Ведь аппетит приходит во время еды, а эти мракобесы ходят все большим гоголем. Чтобы представить себе последствия их численного роста, достаточно посмотреть на то, что творится в соседних с Центральной Азией регионах. |