NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:17 ast
18:17 msk

Восприятие населением Казахстана ситуации в сфере культуры
Г.Илеуова: Если внимательно проанализировать информационное пространство Казахстана, то становится заметной двойственность оценок состояния культуры в республике…
13.04.2011 / политика и общество

Гульмира Илеуова, журнал "Телескоп", №2 (86) / 2011

Если внимательно проанализировать информационное пространство Казахстана, то становится заметной двойственность оценок состояния культуры в республике. С одной стороны, оно описывается как динамично развивающееся, имеющее значительные перспективы. Есть и другое мнение, в котором сквозит глубокая озабоченность и неудовлетворенность нынешним положением. При этом кардинальное различие в оценках чаще всего опирается на позицию оценивающего, на то, какой смысл он вкладывает в понятие "культура". В данном случае становится очевидным наличие двух подходов, выпячивающих только одну сторону, одну компоненту культуры: культуры, как производства объектов искусства, совокупности духовных и материальных ценностей (и в этом случае оценки оптимистичные) и культуры, как совокупности обычаев, ритуалов, традиций той или иной нации/этноса. При этом взгляде состояние современной культуры рассматривается с позиций утраты обществом самобытной казахской идентичности. Безусловно, понятие "культуры" гораздо шире, оно включает в себя и эти определения, и многие другие, достаточно взглянуть в словари. Но это все больше экспертные оценки. А что на такую важную тему думает население страны, как оно воспринимает состояние культуры в Казахстане? Предлагаемое исследование было призвано провести своего рода ревизию культурных потребностей населения на современном этапе, выявить их содержание, направленность, приоритеты; определить сходства и различия в установках представителей различных социально-демографических групп.
В рамках исследования респондентам предлагалось подумать о том, кого можно назвать культурным человеком; изменились ли с течением времени (например, в сравнении с советским периодом) смысл и содержание этого понятия?
Как показывают материалы фокус-групповых обсуждений, какого-то совокупного представления о "человеке культурном" в нашем обществе нет. Чаще всего респонденты называли различные признаки, которые в их представлении отражают изучаемое явление. При этом можно отметить, что в разных регионах страны представителями разных социально-демографических страт (возрастных, этнических, поселенческих и др.) во главу угла ставились различные аспекты понимания "культурного человека", а в более широком контексте восприятия таких понятий, как "культура", "духовность", "мораль", "нравственность".
Вместе с тем, можно подвести некоторые итоги.
В первую очередь, когда поднимался вопрос о том, кто такой "культурный человек" в представлении участников фокус-групповых обсуждений, респонденты говорили о внутренней культуре человека, которая предполагает целый набор довольно разнородных качеств – от соответствия своей этнической культуре до умения одеваться. Но, все-таки, превалирующим в разговоре о внутренней культуре человека был акцент на том, что культурный человек не игнорирует сложившиеся стереотипы поведения, общественные нормы, традиции, а старается ими руководствоваться в своей жизни ("нас отцы учили: не переходить дорогу старшим, не перебивать, когда взрослые разговаривают, помогать и все такое. И в школе тоже нас так воспитывали").
Еще одной важной характеристикой культурного человека в представлении участников фокус-групп является его образованность. Как утверждалось, малые знания или их отсутствие однозначно могут свидетельствовать о низком культурном уровне человека ("Если человек не образован, о какой культуре может идти речь?"). Достаточно тиражируемым (но не доминирующим), в этой связи, является мнение, что нынешнее молодое поколение, несмотря на, казалось бы, более широкие возможности, предоставляемые современной жизнью и технологиями, более высокие образовательные стандарты, в меньшей степени культурно, чем люди старшего возраста, потому что образованность у молодежи в итоге не перерастает в культурность, воспитанность, стремление саморазвиваться. Т.е., для респондентов старшего возраста современный уровень образования не всегда может рассматриваться как база для культурного развития человека ("Я библиотекарь. К нам приходят дети и родители. Родители всегда здороваются и интересуются, какие книги есть в библиотеке, а дети не знают ни названий, ни авторов, бросают книги и уходят. Сами не знают, кого просят: Гоголя или Пушкина, даже автора не знают. Я наблюдаю много безграмотных детей").
В то же время данное восприятие не было поддержано участниками фокус-групп более молодых возрастов. По их мнению, нельзя сказать, что молодежь менее культурна. Конфликт "отцов и детей" еще никто не отменял, противоречия во взглядах на жизнь, на отношения людей, на моду, и т.п. людей разных поколений исторически непреодолимы. Вопрос в остроте восприятия этого противоречия, которое в настоящее время усилилось и в связи с переходом к новым общественно-политическим условиям ("У каждого поколения есть своя культура. Этого нельзя опровергнуть. Вот старшее поколение говорит, что сейчас молодежь неправильно одевается, слишком открыто, вызывающе и так далее. Это мода такая. Вы же тоже одевались по моде? Бабушки тоже говорили, что какие откровенные у молодежи платья, потому что нет рукавов. Все повторяется").
Следует отметить, что довольно распространенным в последнее время становится мнение, что культурность человека тесно связана с его религиозностью, что эти два понятия идут "рука об руку", иногда рассматриваются как синонимичные.
Поэтому практически на всех группах поднимались духовно-религиозные аспекты культурного развития человека ("Верующие люди всегда культурные. Человек, в сердце которого есть религия, всегда культурный").
При сравнении с советским периодом, во время фокус-групповых обсуждений, отмечалось существенное, зачастую негативное, влияние, которое оказывает изменившаяся социальная реальность на общий культурный фон страны. Культ денег, который доминирует в настоящее время, не мог не сказаться и на духовно-культурной составляющей общества ("Мне кажется, у нас сейчас теряется культура, это такая рыночная система…"). С одной стороны, респонденты отмечали негативные явления, проявившиеся в последнее время: люди стали более закрытыми, недоверчивыми, им в меньшей степени стали присущи такие черты, как коллективизм, человеколюбие, добросердечие, гостеприимство, а отсюда и грубость, невнимательность к интересам окружающих, которые очень легко обрядить в "одежды" бескультурья ("казахское гостеприимство. А сейчас люди не такие. Совсем другие стали. Не только это, но даже то, что говорили про приветствие, а сейчас не так").
С другой стороны, по свидетельствам участников фокус-групп, нет ничего сверхординарного в том, что происходит.
Люди не могут не меняться под воздействием обстоятельств и то, что казахстанцы становятся в большей степени индивидуалистами – веление времени, результат выбора новой экономической модели развития ("с каждым днем прогрессирует страна"). Поэтому сейчас нужны иные стандарты при рассмотрении процессов, связанных с культурным развитием общества, в котором учитывались бы такие аспекты современной жизни, как ее неоднородность, открытость миру с появлением возможностей для новых культурных контактов и обменов и др.
Т.е. необязательно, да и неверно, для сравнения использовать советскую "линейку", а необходимо выбирать и другие стандарты для сравнения ("Сейчас не сравнивают нынешних и людей советских. Сейчас сравнивают нас и американцев. Советские стереотипы забыты. Если сравнить американцев и нас, можно увидеть, насколько мы ниже их"; "У всех все разное, а не так однообразно, как в советское время. Люди осваивают новые технологии, освоили интернет. Раньше ведь не было всего этого, и это мешало человеку развить культуру быстрым темпом. Другое дело, это фильтровать все полученное у себя в мозгу. У людей появилось право выбора. Люди приобрели разнообразный вкус, развивается фантазия").
В ходе массового опроса населения респондентам предлагалось попытаться ответить на вопрос: что, с их точки зрения, сейчас определяет, а что должно определять место человека в современном казахстанском обществе. Опрос показал значительную разницу между "должным и сущным" в данном вопросе. Так, сейчас основаниями, определяющими положение человека в обществе, являются богатство и власть, в то время как в идеале таковыми должны выступать достижения человека и уровень его общей культуры (пожалуйста, см. диаграмму 1).
По результатам анализа данных в разрезе различных социальных групп населения, обращает на себя внимание значительная степень неудовлетворенности жителей областных центров и сел, связанная с их низкой востребованностью и слабой достижимостью высоких результатов в обществе. Так, при ответах на вопрос, что должно определять положение человека в обществе, 71% опрошенных жителей областных центров и 61% сельчан ответили, что это должны быть достижения в образовании, профессиональной деятельности (для сравнения, в столичных центрах доля таких ответов – 45,7%). А сельские жители, кроме того, не удовлетворены материальным уровнем своей жизни: они на второе место в идеальном рейтинге поставили "владение материальными или другими ценностями", в то время как для жителей больших и средних городов на втором месте находится "уровень общей культуры".
Характерно, что представители всех этнических групп единодушны во мнении, что главными составляющими успеха в наше время являются власть и богатство, и также сходятся в том, что так не должно быть, и на смену этому подходу должна прийти оценка заслуг человека по его достижениям и уровню общей культуры. Аналогичная картина вырисовывается и при анализе данных в разрезе возрастных групп.

Диаграмма 1. – ЧТО, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛЯТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ОБЩЕСТВЕ? А ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ СЕГОДНЯ? (% от общего числа опрошенных)


В ходе исследования неоднократно отмечалось, что идет активный процесс проникновения в Казахстан западной массовой культуры и ее стандартов, основанных на индивидуализме, отрицании коллективистских начал в обществе, которые привлекательны некоторым слоям (городским, молодежным), но, в целом, пока еще чуждых, по мнению участников фокус-групп, большей части населения. При этом респонденты также указывали на влияние на их жизнь новых информационных технологий, интернета, которое рассматривается как один из каналов продвижения западной масскультуры. В связи с этим присутствует определенная настороженность: интернет – это нечто неконтролируемое, для многих взрослых малоиспользуемое в повседневной жизни явление, но которое для более молодых поколений становится формой жизни, общения и т.д. Все это вызывает озабоченность, особенно в казахской среде, в силу того, что, по мнению некоторых ее представителей, угрожает культурным ценностям казахов, основанных на смеси патриархальности и исламских традиций ("Молодежь подражает друг другу. Не хочет отставать. Сидят дома и рассказывают про западных звезд, я даже имен выговорить не могу. Потому с духовной точки зрения они отстают. Родители все видят, но им лень").
В то же время, участники ФГ не видят защиты от этого влияния во введении цензуры, всякого рода запретов, поскольку есть возможность сравнения с советскими временами, когда существовал "железный занавес", и это время также не рассматривается в позитивном ключе. ("Вот в советское время, допустим, возник определенный щит, определенная как бы оболочка, через которую культура вообще не пробивалась, а потом, когда он лопнул – человек чуть с ума не сошел от того, что хлынуло это все").
Еще одной проблемой, по утверждениям респондентов, является снижение роли семьи в воспитательном процессе: родители мало уделяют внимания детям, не происходит полноценная межпоколенческая передача моральных ценностей и традиционных установок, в том числе и в отношении культуры.
Как отмечалось на ФГ, сейчас люди мало читают как художественную литературу, так и печатные СМИ, редко ходят в библиотеки, которые раньше являлись "очагом культуры". И здесь можно отметить такой парадокс: несмотря на то, что в старших возрастах, такой показатель, как "любовь к книге" все еще является распространенным стереотипом в восприятии уровня культуры человека, в молодых возрастах он не распространен, т.е. не привит детям родителями ("Никто не думает заставлять ребенка читать книги"). И теперь отсутствие интереса к чтению художественной литературы у молодежи рассматривается как показатель снижения уровня культуры общества в целом. ("Дети сейчас соответствуют времени. Пользуются компьютером и интернетом. Книги вообще не читают. Читают только школьную программу"). Объяснение создавшемуся положению одно: тяжелые, на грани выживания, социально-экономические условия жизни, которые не позволяют родителям в должной мере обращать внимание на воспитание детей ("Люди ходят с одной работы на другую, торчат в пробках, ломают голову, как прокормить семью, дать образование, на учебу деньги и так далее! Это же нелегко, какое тут потом место остается для культуры? Другое дело, что надо в какой то мере смотреть на это не только осуждающе, но и объективно").
По утверждениям респондентов, государство также сыграло свою неблаговидную роль в процессе снижения культурного уровня страны. Так, участники фокус-групп говорили об имевшемся до недавнего времени слабом финансировании, как самой культуры, так и ее объектов, об удручающем состоянии объектов сельской социальной инфраструктуры ("Как можно назвать образованной страну, где отсутствует Академия наук!! У нас ее нет. Еще сказали про молодежь, да? Да, не про всех можно так говорить. В последние годы вот наши школьники занимают на международных олимпиадах почетные места. Если я не ошибаюсь, они сильны в области математики и физики. Они даже обходят Россию! Но их показатели не могут отвечать за весь Казахстан. У нас же нету достижений в области науки, признанные мировым сообществом! Мы ничего не открываем!"; "Вот вся беда в том, что мы остались в селе, которое разрушили, когда жили мы в райцентре, у нас все было, а теперь нас разрушили, никому не нужно"). Как одно из следствий слабого внимания к развитию культуры со стороны общества и государства, называлась низкая конкурентоспособность, слабая востребованность казахской (традиционной и современной) национальной культуры, казахского языка. ("Надо поднимать национальную культуру. В городе ее нет вообще!").
В последнее время в Казахстане, безусловно, стал приниматься ряд мер, призванных исправить ситуацию: из года в год увеличивается бюджетное финансирование сферы культуры; приняты общегосударственные долгосрочные программы – "Культурное наследие" и программа развития государственного языка; ремонтируются старые и строятся новые объекты культуры (театры, музеи) и др. В ходе опроса была предпринята попытка определения рейтинга направлений культуры, которые, с точки зрения населения, требуют поддержки государства. Наиболее требующими поддержки государства направлениями признаны (пожалуйста, см. диаграмму 2): музеи/заповедники, кинематография и казахское национальное искусство. В разрезе различных социально-демографических групп населения имеются определенные различия. Так, в отличие от казахов, у которых тройка наиболее нуждающихся в поддержке – казахское национальное искусство, кинематография и музеи/заповедники, для русских и других этносов поддержка государства более актуальна для – музеев/заповедников, охраны памятников и кинематографии.
Существенны различия в рейтингах, предложенных респондентами, проживающими в разных населенных пунктах.
Так, для жителей столичных городов требующими наибольшего внимания являются направления кинематография и музеи/заповедники; для жителей областных центров – музеи/заповедники и казахское национальное искусство; для жителей села – национальное искусство казахов и охрана памятников.
В разрезе возрастов: поддержка государством казахского национального искусства и музеев/заповедников признается в равной степени всеми возрастными группами, чего не скажешь в отношении кинематографии. В данном случае необходимость большего внимания со стороны государства к этой сфере культуры разделяется в большей степени молодыми и средними возрастными когортами (до 44 лет). В то же время для групп старше 45 лет важной с точки зрения поддержки государства представляется охрана памятников.
Следует отметить, что и на фокус-группах практически в один голос участники говорили о необходимости развития и поддержки отечественного кинематографа. Можно предположить, что поскольку главным способом времяпрепровождения является просмотр программ телевидения, поэтому основной акцент в требованиях поддержки со стороны государства направлен на киноиндустрию. Среднему казахстанцу, "наевшемуся" иностранной кинопродукции (в том числе и российской) нужны хорошие, качественные, разножанровые фильмы отечественного производства.

Диаграмма 2.- КАКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ТРЕБУЮТ НАИБОЛЬШЕЙ ПОДДЕРЖКИ СО СТОРОНЫ ГОСУДАРСТВА? (% от общего числа опрошенных)



Если проанализировать полученные материалы исследования и попытаться сделать некоторые обобщения, то главным является то, что восприятие населением ситуации в сфере культуры носит неоднозначный характер. И эта неоднозначность, безусловно, имеет в основании переживаемый Казахстаном транзитный период своего существования.
Так, с одной стороны, по-прежнему живучими остаются подходы к оценке культурной сферы, присущие советскому строю. Состояние культуры здесь чаще связывается с оценкой уровня образованности общества: до сих пор довольно распространено мнение, что в СССР люди были более образованными, а, соответственно, "более культурными", т.е. больше читали, больше интересовались новостями культуры, чаще посещали культурные мероприятия. Сейчас, по мнению респондентов, разделяющих данную точку зрения, всего этого нет или почти нет, и поэтому на современность навешивается ярлык – "бескультурье". Этот взгляд на культуру находит свое отражение в требованиях (скорее, по инерции) к государству о необходимости большего внимания с его стороны к состоянию и охране музеев, заповедников, памятников культуры, театров, развитию литературы. Понятно, что носителями такого понимания, прежде всего, являются представители старшего поколения, сохраняющие консервативность в восприятии современной жизни.
С другой стороны, заметно, что такое видение постепенно теряет свою актуальность. Это связано с тем, что на уровне общественного сознания происходит отторжение советских образцов, главным образом, из-за характерных для тех лет издержек таких, как закрытость от внешних влияний, социальное и идеологическое единообразие, цензура, отсутствие должного внимания к развитию культуры этносов, населяющих страну и т.д. В этих условиях закономерным образом происходит активный поиск новых культурных образцов. Для молодых их предложила западная массовая культура, воздействуя через СМИ и другие современные каналы коммуникации. Но, более взрослая часть населения, не приемлющая западные идеалы и стандарты, стремится воспроизвести новые культурные лекала, которые не только отражали бы местный социокультурный колорит, но и позволяли бы сохранить самобытность казахского народа в условиях глобализации. В этом русле наиболее заметной тенденцией является усиление запроса на возвышение традиционной казахской культуры, предполагающий возврат к истокам и культивирование обычаев предков. В целом такое понимание развития культуры на сегодняшний день имеет определенный успех (особенно в традиционной казахской среде), особенно с учетом того, что государство выступает активным сторонником возрождения национальной культуры. Однако, несмотря на государственную поддержку, говорить о данном течении, как о доминирующем в культурном развитии Казахстана, пока рано. Таким образом, сохраняющаяся в текущей культурной ситуации фрагментарность общественных запросов на культурные образцы должна рассматриваться как важный фактор формирования культурного пространства на территории республики.
* * *
При подготовке данной работы использовались некоторые результаты исследования, проведенного ОФ "ЦСПИ "Стратегия" в июле 2009 года. В 14 областях Казахстана и г.г. Алматы и Астана (города республиканского значения) было опрошено 1545 респондентов (использовалась маршрутно-квотная выборка, основывающаяся на таких параметрах, как область, место жительства респондентов (город/село), пол, возраст, этническая принадлежность); проведены 4 фокус-групповые дискуссии (город республиканского значения, областной центр, город областного значения, село).


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономические отношения между Казахстаном и Китаем находятся на подъеме 29.04.2011
О реализации программы посткризисного оздоровления предприятий 29.04.2011
В Верховном суде состоялось расширенное совещание судей по итогам работы судов за 3 месяца текущего года 29.04.2011
Республиканский координационный совет провел в Караганде вице-премьер Асет Исекешев 29.04.2011
Экспертная комиссия по мониторингу судебной практики создана при партии власти "Нур Отан" 29.04.2011
МИД РК и Посольство РК в США работают над выяснением всех обстоятельств инцидента с К.Денякиным 29.04.2011
Коммюнике 28-го заседания Специальной рабочей группы 29.04.2011
Состоялось второе совещание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС 29.04.2011
С начала года в комиссию по правам человека при Президенте РК поступило 32 жалобы на нарушение прав детей 29.04.2011
В Астане обсудили статус реализации гражданских и политических прав 29.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz