www.better.kz, 15 апреля
По мере религиозного возрождения в Казахстане, начиная с первых лет независимости, стал возрождаться не только привычный традиционный ислам со всеми его традициями и обычаями, а также суфийские традиции, с которыми было связаны все духовное развитие мусульман Центральной Азии. В казахстанское общество стали активно внедряться адепты новых исламских направлений, которые объединяют в категорию т.н. "нетрадиционного ислама". Характерной чертой этих движений и направлений является отрицание Сунны и признание Корана как единственного авторитетного источника божественного откровения. Их "нетрадиционность" проявляется в первую очередь в том, что они стараются отвергнуть в исламе все, что происходит от людей, давая приоритет только и исключительно Корану. На основе этих "нетрадиционных" направлений в странах Ближнего Востока формировались общественно-политические организации, главным центром которых был египетский университет Аль-Азхар. Это партия "Хизб-ут Тахрир", движение "Братья-мусульмане", "Ихван аль-муслимин" и другие. Они появлялись в качестве ответа на непростую политическую обстановку в регионе, связанную с возникновением Израиля, кризисом колониализма, национально-освободительными войнами и распространением социализма. В ряде случаев общественно-политические движения, возникшие на основе "нетрадиционного ислама", играли значимую роль в национально-освободительных движениях, но в ряде случаев превращались в деструктивную силу, подрывающую и разрушающую мусульманское общество. Именно "нетрадиционные" направления ислама склонны к формированию общественно-политических движений и организации массовых митингов, поскольку традиционный ислам предпочитает традиционные же формы мусульманского общества, мечети и медресе. Между обоими лагерями идет жесткая полемика по поводу того, являются ли партии, движения и митинги приемлемыми для мусульман. Саудовский теолог, доктор Мухаммад аль-Ахмари считает, что да, приемлемы, и ссылается на примеры из практики Мухаммеда. Правда, уточняется, что при этом нельзя совершать действий, запрещенных шариатом. Другие теологи считают, что это недопустимо. Шейх Абд аль-Азиз бин Абдуллах Ибн Баз считает, что митинги мусульманам проводить нельзя, поскольку ни в Коране, ни в Сунне нет ни одного указания на это. По мнению шейха Мухаммада Ибн Солиха Аль Усаймина, митинги – это бида, то есть вещь новоизобретенная и неизвестная во времена Мухаммеда. Шейх Роджихи выразился более резко, что митинги – вещь, занесенная от кафиров. Ряд шейхов считает, что в ходе митингов могут происходить массовые нарушения шариата, такие как смешение мужчин и женщин, грабежи, погромы и кровопролитие. В этих спорах вполне проглядывает стремление ряда "нетрадиционных" течений в исламе использовать прямые ссылки на Коран и демонстративный отказ от многих традиций, с целью оторвать мусульманскую молодежь от авторитетов и вовлечь их в политическую борьбу, в том числе и вооруженную. Это тактический ход, использующий активность молодежи, радикальные настроения, а также невысокую грамотность в вопросах вероучения среди молодежи. Кроме того, отрицание Сунны ставит адептов движения в зависимость от мнения лидеров движений, а также развязывает руки для политики вражды. Сунна и традиции в исламе – это опыт прошлых поколений, когда было выработано немало сдержек и ограничений для того, чтобы отношения между мусульманами и немусульманами не вспыхивали враждой и кровавыми столкновениями. Отрицание этого опыта ставит мусульманское общество на грань войны со всем миром. За 20 лет независимости Казахстана, в республике уже сформировались свои "нетрадиционные" движения, которые относятся к двум основным разновидностям: салафиты (или, более известные как ваххабиты) и кораниты. Салафиты более склонны к радикальным формам выражения своей позиции, и именно среди них существует большое количество экстремистских и вооруженных группировок. Хотя, нельзя забывать, что и среди салафитов есть умеренное и радикальное крылья, между которыми также идет острая полемика и весьма напряженная борьба. Кораниты представлены мирными движениями, хотя и нацеленными на глубокое преобразование исламского общества. Кстати, казахстанские кораниты считают салафитов вовсе не союзниками, а соперниками. Пару лет назад большой шум подняли выступления Аслбека Мусина, возглавляющего движение "Изги Амал", который рассказывал о своем новом и по его словам мощном движении коранитов в Казахстане. Пожалуй, если бы Аслбек не был бы сыном главы администрации президента Казахстана, то его выступления приобрели бы куда меньшее внимание. В самом деле, исламские организации составляют собой свой особый мир, со своими отношениями и порядками, представители которого весьма редко выходят на широкую публику. Но вот в примере с Аслбеком Мусиным был краткий период, когда многие считали, что это чуть ли не "новый политический проект", не то Ак-Орды, не то каких-то зарубежных сил. Высказывалось даже мнение, что это проект по подрыву Казахстана изнутри. Недостатка в версиях не отмечалось. Рассуждения прекратились лишь тогда, когда стало очевидно, что никаких признаков "нового политического проекта" не наблюдается. Между тем, тема опасностей от движений "нетрадиционного" ислама остается, поскольку она регулярно подогревается событиями в Афганистане, Узбекистане и Кыргызстане. Считается, что именно через адептов "нетрадиционного" ислама может в республику прийти нестабильность, столкновения и терроризм. Определенная опасность от подобных движений есть, но, с нашей точки зрения, она заключается вовсе не в том, что это – якобы "ударный отряд" радикального исламизма. Основная опасность от "нетрадиционного" ислама заключается даже не в том, что сторонники этого течения отвергают Сунну и пытаются вернуться к изначальному исламу. Главная опасность в том, что подобные движения, в идеологии которых видное место занимает джихад, в смысле войны с неверными, легко переходят от мирной деятельности к вооруженным акциям и терроризму. Политическая обстановка напряженная, отношения между исламским и неисламскими обществами, как правило, оставляют желать лучшего, и в этих условиях очень легко скатиться в радикализм и к кровопролитию. Грань между мирными и радикальными движениями в рамках "нетрадиционного ислама" очень тонка, и многие ее переходят, не заметив. Такие движения, даже не ставя перед собой цели джихада, вполне могут создать среду для проникновения и распространения по-настоящему радикальных исламистских идей. Избежать этой опасности может только очень опытный, взвешенный и мудрый лидер, который выберет правильный путь и не допустит отклонений. Это обстоятельство возлагает на лидеров движений особую ответственность. |