NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 16:18 ast
14:18 msk

РФЦА: одно разочарование
Финансовый центр Алматы потратил годы и миллиарды бюджетных средств не на то, что хотелось
18.04.2011 / политика и общество

Алексей ХРАМКОВ, "Литер", 16 апреля

Изначально на РФЦА возлагались задачи по обеспечению соединения финансовых потоков в Средней Азии, по примеру Финансового центра Дубая в странах Аравийского мира или Сингапура, усреднившего значения Токийской и Гонконгской фондовых бирж в рамках Тихоокеанского региона.
Но на поверку сработало правило капитана Врунгеля: "Как вы лодку назовете, так она и поплывет". А уж если назвали финансовым центром Алматы, то так тому и быть. С этой задачей РФЦА, слава богу, справился. Что касается всего остального, тут инициатива главы государства о переводе этой организации в ведение Нацбанка стала весьма своевременной. Может быть, под сенью платинового авторитета и неукротимой воли его нынешнего главы Григория Марченко удастся повернуть воды усилий городского финансового центра в глобальное русло.
На днях президент Казахстана Нурсултан Назарбаев объявил о передаче функций Агентства по регулированию и надзору финансового рынка (АФН) и Регионального финансового центра Алматы (РФЦА) Национальному банку Казахстана. О причинах этого шага разгорелись нешуточные дебаты практически во всех крупных отечественных СМИ. Причем если упразднение АФН было предсказуемым (впервые об этом заговорили еще прошлой осенью), то РФЦА попал в список как-то неожиданно. Впрочем, так ли неожиданно?
Изначально на РФЦА возлагались задачи по обеспечению соединения финансовых потоков в Средней Азии, как это сделал финансовый центр Дубая или Сингапур, усреднивший значения Токийской и Гонгконгской фондовых бирж в рамках своего Тихоокеанского региона. Получилось ли это? По-видимому, нет.
"Литер" всегда придерживался принципиальной позиции в отношении деятельности РФЦА. Причем чаще всего эту позицию можно было охарактеризовать негативно. Многие годы при помощи экспертов и видных отечественных экономистов мы пытались разобраться, чем собственно занимается эта организация и к чему это все приведет. Впервые материал на эту тему вышел еще до кризиса – в сентябре 2007 года. Тогда на ближайшую перспективу высказывались грандиозные планы по развитию. Хотя аналогичные планы высказывались руководством ежегодно и в последующие годы. Спустя 5 лет приходится констатировать, что сделанного практически не видно.
Тогда, в 2007 году, глава РФЦА Аркен Арыстанов признал, что на тот момент имелось четыре причины, по которым отечественный фондовый рынок никак не мог пересечь фазу раннего развития. Первая из них – то, что крупнейшие компании и банки имели возможность заимствовать на международных рынках капитала.
Вторая причина состояла в том, что государство создавало новые институты за счет бюджетных средств и ежегодно с 2002 года направляло на их капитализацию миллионы долларов. То есть правительство само выступало главным инвестором и ограничивало развитие рыночных механизмов. Помимо этого, а это уже третья причина, государство увеличивало объем внутреннего долга через выпуск ценных бумаг Министерства финансов и нот Национального банка, чтобы увеличить их предложение на рынке. Таким образом, инвестиционный портфель банков наполовину состоит из государственных ценных бумаг.
Ну и, наконец, четвертый фактор – это банковское кредитование, которое восполняло недостаток инвестиций. Кроме того, предприятия малого и среднего бизнеса имели ограниченный потенциал для выхода на фондовый рынок в качестве эмитента, потому что это было сопряжено с дополнительными расходами.
Таков был первоначальный диагноз. По идее, РФЦА, в силу характера своей деятельности, должен был последовательно решать каждую из вышеуказанных проблем, чтобы снизить их негативное влияние на развитие фондового рынка. Однако ни одного самостоятельного решения в этом плане предпринято не было. Помог, как бы это парадоксально ни звучало, кризис. По меньшей мере две из вышеозначенных причин в результате испытали спад. Речь, конечно же, о значительном сокращении внешнего фондирования и банковского кредитования. Каковы на этом фоне могли быть перспективы фондового рынка в Казахстане?
– Для создания полноценного фондового рынка временные горизонты можно оценивать по-разному, – сказала "Литеру" в одном из докризисных интервью директор Центра анализа общественных проблем Меруерт Махмутова. – Все зависит от того, что будет сделано за это время. В целях же дальнейшего развития казахстанской биржи хотелось бы видеть еще более смелые решения, нежели принятые ранее. Во-первых, обеспечить в первую очередь всю деловую документацию и отчетность на английском языке. У нас это самое слабое место. Во-вторых, нужно законодательно обеспечить защиту прав инвесторов на фондовом рынке. В свое время создание системы страхования депозитов способствовало повышению доверия к банковскому сектору. Такие же гарантии нужно обеспечить и для инвестиций физических лиц на фондовом рынке. В-третьих, нужно расширять предлагаемый на фондовом рынке перечень финансовых инструментов. Для этого можно будет по российскому примеру обязать все зарубежные компании, да и обычные акционерные общества размещать ценные бумаги на местном рынке.
И действительно, что пять лет назад, что теперь фондовый рынок Казахстана остается крайне концентрированным: 88 процентов капитализации обеспечивают 10 компаний, представляющих сырьевой и банковский сектор. Всего 4 процента ценных бумаг из 2208 акционерных обществ, зарегистрированных в нашей стране, торгуются на Казахстанской фондовой бирже. За истекшие пять лет с 33 до 109 (с 1,3 до 5 процентов от общего количества АО) увеличилось число эмитентов на Казахстанской фондовой бирже.
Между тем в самом РФЦА всегда имелись отговорки, когда кто-то отзывался критически в их адрес.
– На построение инфраструктуры финансового центра требуется время, комплексный подход, в том числе и со стороны заинтересованных сторон, – сказал заместитель председателя РФЦА Дархан Нурпеисов в 2008 году. – Превратить Алматы в Дубай или создать ликвидность рынку, который до нас работал около 15 лет, имея массу недостатков, – это абсурдная и недостижимая задача по своей сути.
Впрочем, хорошее в деятельности РФЦА тоже было. Настоящим прорывом в развитии центра стало решение о возмещении затрат на аудит эмитентов финансовых инструментов, допущенных на специальную торговую площадку РФЦА. Максимальный уровень возмещения составил 12 тысяч МРП. Данная мера позволила снизить издержки по выходу на фондовую биржу новых компаний и являлась существенным стимулирующим методом.
Кроме того, в рамках внесения изменений в новый Налоговый кодекс были предоставлены существенные налоговые льготы для эмитентов, инвесторов и профучастников РФЦА.
То есть определенные подвижки все же были достигнуты. Кроме того, приходится принимать во внимание и объективные факторы. Многие годы отечественный фондовый рынок перебивался с пятого на десятое из-за отсутствия каких-либо значимых эмитентов – национальных компаний. До последнего времени "голубые фишки" казахстанской экономики удобнее было приобретать в Лондоне. Если бы приватизация или продажа крупных пакетов акций "голубых фишек" проводилась через РФЦА, можно было бы запустить внутреннюю площадку.
В этом случае финансовый центр стал бы настоящим функциональным рынком. К примеру, под крылом "Самрук-Казыны" ныне пригрелись около десятка огромных компаний, которые не спешат выпускать ценные бумаги на внутренний рынок. И хотя разговоры о необходимости сделать это ведутся уже почти десятилетие, лишь в этом году при личном вмешательстве президента страны Нурсултана Назарбаева наконец-то было объявлено о планируемом "народном IPO" госхолдинга "Самрук-Казына".
Подводя итог всему вышесказанному, приходится констатировать, что те задачи, которые изначально стояли перед РФЦА, а именно построение среднеазиатского аналога финансового узла на примере Дубая, за 5 лет так и не были решены. Причиной тому могут служить, вероятно, неправильно расставленные приоритеты. А применяемые подходы оказались крайне узконаправленны и оторваны от тенденций мировой глобализации. Не зря говорится: как вы лодку назовете – так она и поплывет. Региональный финансовый центр Алматы, похоже, только для Алматы и стал центром. А Средняя Азия пусть подождет.
Впрочем, сотрудники РФЦА особо не расстраиваются. В ходе телефонного разговора с одной из сотрудниц РФЦА, не пожелавшей назваться, мы узнали, что в коллективе по поводу происходящего хотя и появился умеренный ажиотаж, но особых опасений потерять работу пока нет. Тот факт, что нынешнего руководителя сняли с должности, а саму организацию решили передать Нацбанку, еще не значит, что РФЦА исчезнет вовсе. Они полагают, что, скорее всего, предстоит просто переезд в другое здание. Со старыми граблями в новый огород.

-----

Не исключено, что предпосылкой для возвращения к идее единого финрегулятора стала разность подходов Нацбанка и АФН к решению проблемы токсичных активов в банковской системе

Николай ДРОЗД, "Панорама", 15 апреля

13 апреля информационные агентства распространили текст указа главы государства "О дальнейшем совершенствовании государственного регулирования финансового рынка Республики Казахстан". Президент распорядился упразднить АФН и АРД РФЦА с передачей их полномочий Национальному банку. Последний определен в качестве правопреемника по обязательствам упраздняемых агентств.
Пока отсутствуют какие-либо подробности того, в какой форме будут администрироваться регулирующие функции, которые входили в компетенцию ликвидированных агентств, и сохранятся ли они как самостоятельные структуры в составе Нацбанка. Не переназначен был сенатом по представлению главы государства на момент написания данной статьи председатель центрального банка. Хотя наиболее логичным в данной ситуации выглядело то, что им должен остаться Григорий Марченко. Не состоялось запланированное выступление заместителя председателя АФН Алины Алдамберген в рамках открывшейся вчера в Алматы 7-й Международной конференции по риск-менеджменту. Председатель совета Ассоциации финансистов Серик Аханов ограничился в ходе данного мероприятия корректировкой формулировки о планах регуляторов, отметив, что "теперь у нас один регулятор".
Так или иначе, речь идет о самой серьезной из состоявшихся поствыборных пертурбаций – в виде создания мегарегулятора, причем носящей не тактический, а стратегический характер. Очевидно, принятые решения достаточно близки к предложениям экс-председателя правления ФНБ "Самрук-Казына", а теперь министра экономического развития Кайрата Келимбетова, который впервые высказал их в интервью Панораме (пожалуйста, №29 за 2009 год). Тогда г-н Келимбетов, обосновывая свою идею о слиянии регуляторов, сказал: "Накануне кризиса мы заимствовали самый передовой британский опыт и пошли на разделение функций регулирования и Нацбанка. Не думаю, что это была какая-то большая системная ошибка, но, может быть, следовало тщательнее взвесить, будет ли у нас работать то, что работает в Британии, которая сейчас сама стоит перед возможностью пересмотра данной реформы. Глава государства дал поручение рассмотреть концепцию того, какой должна быть финансовая сфера после кризиса. И одна из идей, которая должна быть рассмотрена в ближайшее время, это объединение Нацбанка и АФН. Нацбанк сохранил кадры и профессионализм и мог бы подтянуть на этот уровень финнадзор. При этом возглавлять эту структуру должен харизматичный человек, на которого невозможно оказать давление. Смотрел недавно фильм про министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, которого называли "мистер Нет". Вот у нас тоже в каком-то смысле должен быть свой "мистер Нет". И считаю, что нынешний глава Нацбанка – как раз такой (...) Он может сказать "нет", отстоять свою точку зрения на самом высоком уровне, вплоть до своей отставки. Не каждый человек может так отстаивать свои убеждения… и считаю, что его приход значительно усилил Нацбанк".
Тогда предложение руководителя ФНБ было встречено с изрядной долей скепсиса – прежде всего, самими регуляторами. И тот скепсис, проявленный в том числе и г-ном Марченко, позволяет рассчитывать, что при объединении удастся избежать перегибов и издержек, что опыт АФН, проделавшего за последние годы огромную работу, связанную с детализацией регулирования, окажется востребованным. Слияние в нынешней ситуации также утрачивает значительную часть своей антикризисной специфики, когда появление харизматичного мегарегулятора воспринималось как возможность не только воздействия на участников рынка, но и повышения доверия к финансовой системе со стороны населения. При этом возражения против идеи основывались как на том, что разделение регуляторов просто необходимо, так и на том (об этом, в частности, говорил г-н Марченко), что невозможно рассуждать об этом в целом, поскольку очень важны именно детали. По горячим следам председатель Нацбанка отмечал, что если обсуждать тему того, как структурно должен быть выстроен надзор, то следует рассматривать все альтернативы – независимый регулятор, как это было до сих пор, подчинение агентства правительству, слияние его с Нацбанком или сохранение в качестве самостоятельной, но подотчетной ему структуры, а возможно даже возвращение страхового надзора Минфину, а пенсионного – Минтруда, вкупе с новым появлением на сцене комиссии по госбумагам. Главбанкир считал, что в преобразованиях следует руководствоваться, прежде всего, принципом "не навреди", и нет никаких обоснованных предпосылок к тому, что передача надзора Нацбанку приведет к его выходу на более высокий качественный уровень. На одной из более поздних пресс-конференций г-н Марченко заявил, что крайне трудно говорить о вине надзора или аудиторов в том, что произошло, например, с БТА, так как международная концепция надзора и аудирования основывается на проверке финансовой отчетности, предоставляемой институтами, и присутствие фальсификаций (в виде, скажем, гарантий банка, не отраженных в отчетности и обнаруженных в сейфе уже после принятия на себя управления фондом "Самрук-Казына") переводит ситуацию в чисто уголовную плоскость. Тогда же председатель АФН Елена Бахмутова в ходе обсуждения идеи об объединении заметила, что агентство существует с 1 января 2004 года, и неправильным было бы считать, что кризис произошел из-за его существования, поскольку, если исключить внешние факторы, главными предпосылками для него стали застарелые болезни казахстанской экономики. Попытки диверсифицировать экономику, избавить ее от излишней зависимости от нефти и создать сегменты малого и среднего бизнеса, работающие в производственной сфере, предпринимались, но не были доведены до конца, как и попытки сделать казахстанский бизнес более прозрачным и с более понятной структурой акционеров. В результате недиверсифицированная экономика не смогла правильно переварить пришедший в нее значительный объем внешних заимствований, что привело к надуванию "пузыря" в строительном секторе. Пузырь мог бы возникнуть и на фондовом рынке, будь таковой более развит. При этом одним из уроков на будущее состоит в обеспечении того, чтобы пузыри, которые, возможно, будут надуваться и в будущем, не влияли на системные вещи в экономике. Согласно высказанным тогда замечаниям г-жи Бахмутовой, никто из критиков АФН так и не привел какой-либо перечень конкретных ошибок, а агентство выполняло, может, незаметную, но полезную для рынков регламентацию. Она также выразила мнение, что три основных функции – надзор, обеспечение макроэкономической стабильности и фискальную – невозможно объединить в рамках одного регулирующего органа, "их должно быть как минимум два". Альтернативой же слиянию регуляторов, могло бы, на ее взгляд, стать создание совета по финансовой стабильности, где обсуждались бы все значимые шаги.
Все это говорилось, когда идея находилась в дискуссионной стадии, а не в стадии состоявшегося политического решения, и теперь, вероятно, спикеры, как и весь рынок, будут находиться в серьезно измененной реальности и максимально адаптировать новую модель к тому, что происходит в секторе, дабы не допустить волатильности. Очевидно, приход к руководству мегарегулятора каких-то новых фигур, не знакомых рынку, потенциально означал бы возможность довольно серьезных потрясений. Не исключено, предпосылками для извлечения идеи из багажа стали некоторая разность подходов Нацбанка и АФН в том, что касалось решения проблемы токсичных активов в банковской системе, и появление двух альтернативных планов. Совет по финансовой стабильности, в котором руководство осуществлял Нацбанк, видимо, оказался структурой, в недостаточной степени способной скоординировать регуляторную политику. Возможно также на принятие решения повлиял тот факт, что пока поручения добиться активизации кредитования банковским секторам не привели к каким-то осязаемым результатам.
Что касается присоединения к Нацбанку АРД РФЦА, то, вероятно, это связано с явным "умиранием" идеи появления регионального финансового центра в Алматы в ближайшем будущем. Казахстанский финансовый рынок подрастерял за последнее время часть своих конкурентных преимуществ, например в виде банков, активно осуществляющих экспансию на соседние рынки, или длинных пенсионных денег, которые, как казалось, в какой-то момент могли стать очень привлекательным фактором для эмитентов из соседних стран. То, что этого не произошло, наверное, имеет больше плюсов, чем минусов.

------

Упразднение АФН и АРД РФЦА - неверное решение, считает эксперт
Алматы. 13 апреля. КазТАГ

Упразднение агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА) является неверным решением, считает председатель ассоциации экономистов Казахстана Ораз Жандосов.
"Я думаю, что это (упразднение ведомств - КазТАГ) - неверное решение", - сказал О. Жандосов в интервью КазТАГ в среду.
По его мнению, "есть определенные противоречия интересов между задачами центрального банка - это контроль за инфляцией - и задачей стабильности банковского сектора".
"То есть, возможна ситуация, когда одна задача входит в противоречие с другой, поэтому лучше их не держать на одном уровне", - пояснил эксперт.
"Второй аргумент: когда они объединены, то внимание руководства, как правило, фокусируется на задаче контроля за инфляцией, а вопросы надзора за финансовыми институтами и, особенно, за банками остаются в стороне", - считает он.
"И третье: в подавляющем большинстве стран, исходя из этих двух причин, эти органы раздельно существуют", - аргументировал свою точку зрения О. Жандосов.
Отвечая на вопрос агентства, как будет выглядеть новая структура, эксперт предположил, что будут созданы соответствующие департаменты: один станет департаментом банковского надзора, другой будет отвечать за страховой сектор, третий - за пенсионные фонды, а АРД РФЦА, скорее всего, превратится в департамент развития финансовых инструментов.
"Все это (реорганизовать - КазТАГ) несложно. Ключевой вопрос: зачем это делать?" - сказал он.
Как сообщалось, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев упразднил агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (АРД РФЦА); их функции переданы Национальному банку РК.
Согласно указу, подписанному Н. Назарбаевым 12 апреля, Нацбанк становится правопреемником по обязательствам упраздняемых агентств.
Указ вводится в действие со дня подписания.

-----

Решение об упразднении АФН и АРД РФЦА является оправданным, считает глава Темирбанка
Алматы. 13 апреля. КазТАГ - Юлия Шибанова

Решение об упразднении агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и Агентства РК по регулированию деятельности регионального финансового центра Алматы (АРД РФЦА) является оправданным, считает председатель правления АО "Темирбанк" Ержан Шайкенов.
"Это (упразднение ведомств - КазТАГ) довольно правильное решение в том плане, что один орган, я думаю, способен довольно эффективно регулировать этот (банковский - КазТАГ) процесс, тем более, что банков в Казахстане довольно мало, не сравнить с Россией, где их свыше 2 тысяч. А в Казахстане 39 банков, которые после 15-16-го все очень маленькие", - сказал Е. Шайкенов на пресс-конференции в среду.
Кроме того, по словам главы Темирбанка, население Казахстана немногочисленное, а "рынок ценных бумаг не такой, как в Англии или той же России, которые, наверное, в 10-15 раз больше".
"С этой точки зрения, я думаю, это решение довольно оправданно", - резюмировал Е. Шайкенов.
Как сообщалось, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев упразднил агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (АФН) и агентство по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы (АРД РФЦА); их функции переданы Национальному банку РК.
Согласно указу, подписанному Н. Назарбаевым 12 апреля, Нацбанк становится правопреемником по обязательствам упраздняемых агентств.
Указ вводится в действие со дня подписания.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономические отношения между Казахстаном и Китаем находятся на подъеме 29.04.2011
О реализации программы посткризисного оздоровления предприятий 29.04.2011
В Верховном суде состоялось расширенное совещание судей по итогам работы судов за 3 месяца текущего года 29.04.2011
Республиканский координационный совет провел в Караганде вице-премьер Асет Исекешев 29.04.2011
Экспертная комиссия по мониторингу судебной практики создана при партии власти "Нур Отан" 29.04.2011
МИД РК и Посольство РК в США работают над выяснением всех обстоятельств инцидента с К.Денякиным 29.04.2011
Коммюнике 28-го заседания Специальной рабочей группы 29.04.2011
Состоялось второе совещание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС 29.04.2011
С начала года в комиссию по правам человека при Президенте РК поступило 32 жалобы на нарушение прав детей 29.04.2011
В Астане обсудили статус реализации гражданских и политических прав 29.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz