NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 05:46 ast
03:46 msk

Выступление министра образования и науки РК на конференции "Интеллектуальная нация: образование, наука, инновации"
Б.Жумагулов: В техническом и профессиональном образовании будет внедряться принципиально новая модель подготовки кадров. Она основана на "трех китах"…
22.04.2011 / политика и общество

www.edu.gov.kz, 21 апреля

Уважаемый Председатель!
Уважаемые участники конференции!
Дамы и господа!
Искренне благодарю за возможность участвовать в столь представительном форуме и выступить перед вами по теме нашей конференции "Интеллектуальная нация: образование, наука, инновации".
Прежде всего хотел бы отметить, что все самые принципиальные изменения в нашей жизни произошедшие за два последних десятилетия, мы связываем с идеями и делами Лидера нации – Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева.
Суверенный Казахстан продемонстрировал впечатляющие образцы становления hoboi государственности, общественной стабильности внутреннего согласия, неуклонного развития экономики и политической системы.
Это неоспоримый факт, подтверждающий научную выверенность, дальновидность и неизменную успешность политического курса нашего Президента, которого поддерживают все казахстанцы.
Такую всеобъемлющую поддержку еще рас продемонстрировали всему миру прошедшие внеочередные выборы Президента Республики Казахстан – вы это прекрасно знаете.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что идея формирования в Казахстане интеллектуальной нации входит в число наиболее принципиальных системных инициатив Главы нашего государства.
Она была озвучена Нурсултаном Абишевичем на встрече со стипендиатами программы "Болашак" и в актовой лекции на 75-летнем юбилее Казахского национального университета имени аль-Фараби.
Главной целью данного проекта было названо воспитание казахстанцев новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом.
Вы хорошо знаете, что человеческий капитал в современном мире является одним из наиболее эффективных факторов социально-экономического и политического развития.
Он стал главным инструментом формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как высшего на сегодняшний день этапа развития мировой экономической системы.
Базовая методология развития США и ведущих европейских стран основана именно на человеческом, капитале, который составляет свыше 70-80 % их национального богатства.
Можно с уверенностью говорить, что забота развитии человеческого капитала является одной из основ построения нового казахстанского общества.
В актовой лекции в КазНУ в 2009 году Нурсултан Абишевич выделил три базовых аспекта формирования интеллектуальной нации.
Это прорыв в развитии системы образования, развитие науки и повышение научного потенциала страны, развитие системы инноваций.
Вы знаете, что к моменту выдвижения данной инициативы многое в этих направлениях было сделано – напомню очень кратко.
В сфере образования была институционально выстроена принципиально новая система подготовки кадров, по уровням соответствующая современной международной практике.
Казахстан первым на постсоветском пространстве перешел на принятую в мире трехступенчатую подготовку в вузах бакалавров, магистров и докторов философии (PhD).
Ведущие университеты начали международную аккредитацию учебных программ, которая стала важным инструментом повышения качества обучения.
Особо хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, что эти реформы проводились в достаточно сложные и трудные годы.
Ведь совершенствование образования можно назвать одной из наиболее капиталоемких задач с большим периодом окупаемости.
И то, что Казахстан пошел на ее решение в экономически сложной обстановке – свидетельство несгибаемой политической воли и глубокого предвидения Главы нашего государства.
В те же 90-е годы Нурсултан Абишевич выдвинул программу "Болашак", по которой десятки тысяч молодых казахстанцев получили возможность обучаться в лучших университетах планеты.
В мировой практике столь масштабная программа зарубежной подготовки специалистов стала уникальным явлением, и ее успех признан мировые сообществом.
Начали функционировать школы для одаренных детей по программе "Дарын", и так далее.
В науке положение было более сложным – многие из присутствующих это знают на своем опыте.
Наука оставалась слабо встроенной в новую экономику и потребности развития общества.
Продолжалось ее искусственное дистанцирование от сферы высшего образования, что в корне противоречит современному опыту развитых стран.
С другой стороны, здесь были освоены такие новые подходы, как программно-целевое финансирование, конкурсное формирование программ, научно-техническая экспертиза.
В сфере инноваций были созданы Институты развития, призванные стать верхним звеном Национальной инновационной системы.
Впервые в Казахстане была поставлена задача выработки и реализации Стратегии индустриально- инновационного развития.
Все это явилось достаточно серьезной базой для постановки Президентом страны задачи формирования интеллектуальной нации в Казахстане.
И за прошедшие с той поры два года в данном направлении сделаны важнейшие шаги, которые на десятилетия определят базовые векторы интеллектуального развития Казахстана.
Созданы такие системные "точки роста" качества образования, как Назарбаев Интеллектуальные школы и Назарбаев Университет, где обучение строится полностью по международным стандартам участием ведущих вузов планеты.
Это фундамент для воспитания будущей интеллектуальной элиты Казахстана и площадка для отработки принципиально новых моделей образования
Казахстан официально присоединился к Болонскому процессу, что открыло совершенно новые перспективы международной интеграции.
И, наверно, самое главное – принята Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы.
Эта программа уникальна по своему содержанию.
Не буду на нем подробно останавливаться, так как вы с этой программой хорошо знакомы.
Отмечу только самые принципиальные моменты.
Прежде всего, всю программу пронизывает единая "сверхцель" – выход на принципиально новое качество образования.
Впервые для Казахстана ставятся такие задачи как 100 %-ный охват дошкольным образованием и широкое освоение e-learning – электронного обучения.
Как вы знаете, оно в разы повысит доступность получения самого качественного образования на всех уровнях обучения вне зависимости от места жительства и учебы.
А значит, даст совершенно новые возможности для наращивания интеллекта нации в целом, развития обучения в течение всей жизни – это одна из ведущих мировых тенденций.
В среднем образовании будет осуществлен переход на принятое в мире 12-летнее обучение по новым образовательным стандартам.
Изменится и главный ориентир обучения – от усвоения фиксированной суммы знаний к освоению компетенций, то есть умения использовать эти знания в жизненных ситуациях.
А это – именно развитие интеллекта на самом массовом уровне обучения – в средней школе.
И то, что впервые в Госпрограмме выделен раздел о повышении статуса педагога – важный шаг в том же направлении.
Запланированы крупные меры по подъему оплаты труда, повышению профессионализма и общественного имиджа учителей.
Их реализация превратит учительский корпус в настоящий "генератор" нового интеллекта Казахстана
В техническом и профессиональном образовании будет внедряться принципиально новая модель подготовки кадров.
Она основана на "трех китах":
=> плотном взаимодействии с рынком труда и удовлетворении его требований к специалистам;
=> активном привлечении работодателей к управлению системой профтехобразования и ее поддержке;
=> изучении и адаптации лучшего мирового опыта.
Для этого мы уже создаем такие новые структуры корпоративного управления, как Национальный совет, Региональные и Отраслевые советы по подготовке кадров с участием бизнес-ассоциаций и работодателей.
Привлекаем их к выработке современных профессиональных стандартов.
А саму разработку стандартов на мировом уровне нам позволит осуществить недавно запущенный проект "Модернизация технического и профессионального образования" за счет займа Всемирного банка на сумму 33,2 млн. долларов.
Новая модель ТиПО будет отрабатываться на базе 4-х новых Межрегиональных центров.
Они станут такой же "точкой роста" интеллектуального капитала среднего звена специалистов Казахстана, как Назарбаев Интеллектуальные школы и Назарбаев Университет в своих сферах.
В высшей школе вводится новая классификация вузов.
Вы, наверно, обратили внимание, что в Послании народу Казахстана "Построим будущее вместе!" Глава государства критиковал избыточность нашей вузовской сети по сравнению со среднемировыми показателями.
Причем эта избыточность во многом определяет более низкое качество подготовки специалистов.
Теперь здесь вводится новый механизм.
Для каждого уровня новой классификации мы формируем критерии, аналогичные мировой практике.
И вузы, не соответствующие этим критериям будут понижаться в категории и, в конечном счете, объективно уходить из рынка образовательных услуг данного уровня.
Особого внимания, полагаю, заслуживает введение категории Исследовательских университетов – это системный прорыв в преодолении чуть ли не вековой недоброй традиции разделения сфер образования и науки.
"Первой ласточкой" и моделью для распространения здесь стал Назарбаев Университет – о нем я уже говорил.
Он изначально создан как сплав образования, науки и инноваций – вы знаете, что в нем создано 3 научных центра самого современного уровня.
Уже в ближайшее время мы подберем еще 2-3 университета, способных развиваться как исследовательские университеты – для этого будет целевое финансирование их программ развития.
Будет усилена инновационная деятельность вузов, будем специально отбирать вузы, которые целесообразно ориентировать на данное направление.
Большое значение для качества обучения имеет и привлечение зарубежных преподавателей.
Здесь также происходят существенные подвижки.
Если несколько лет назад мы могли привлекать в год только 40 зарубежных профессоров, то уже в этом году их будет 300, и продолжительностью работы до 10 месяцев каждый.
Выделенные на это средства выросли в 10 раз.
Все это вместе взятое позволит весьма серьезно поднять потенциал нашей вузовской системы подготовке интеллектуальной элиты страны самого современного уровня.
В сфере науки наиболее важное значение имеет принятие нового Закона Республики Казахстан "О науке".
Он вводит принципиально новую модель управления научной сферой.
Ее базовые основы были выдвинуты Президентом Республики Казахстан Н.А.Назарбаевым на совещании 4 сентября 2009 года.
Теперь они закреплены законодательно.
А в принятии системообразующего для данной сферы Закона "О науке" многие сидящие в этом зале принимали самое непосредственное участие.
Позвольте привести только две наиболее принципиальных позиции нового закона.
Во-первых, это существенное расширение участия ученых в принятии решений о реализации научных программ и проектов.
Для этого на уровне Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан определяются приоритеты развития науки в стране – этот вопрос будет рассматриваться уже завтра.
Но и раньше у нас были в принципе неплохие приоритеты, все упиралось в их практическое воплощение.
И теперь закон дает действенные механизмы их эффективной реализации.
Создаются Национальные научные советы из числа ведущих казахстанских и зарубежных ученых.
Именно они будут принимать окончательные решения о реализации проектов.
Формируется, причем на совершенно новой основе, Национальный центр государственной научно-технической экспертизы, которую с новой методологией и ответственностью будут проводить зарубежные и казахстанские эксперты.
То есть создается внеминистерская вертикаль принятия решений – это весьма принципиальный шаг, рассчитанный на повышение профессионализма и исключение бюрократии из сферы исследований.
Во-вторых, вводятся такие новые механизмы финансирования, как базовое и грантовое, которое соответствует современной мировой практике.
Сегодня все новые механизмы, предусмотренные законом, подкрепляются нормативными правовыми актами и в самое ближайшее время заработают в полном объеме.
И таким образом, получим не только новые возможности развивать интеллектуальный потенциал нашей науки, но и активно подключить его к управлению развитием страны.
Теперь несколько слов об инновационной деятельности, точнее, о ее научно-инновационной составляющей.
Здесь продвижение также весьма заметное.
Во-первых, с созданием Назарбаев Университета, исследовательских и инновационных университетов такая деятельность, как вы понимаете, становится профильной для нашей высшей школы.
Необходимые для этого механизмы включены в новое законодательство.
Во-вторых, формируются новые, соответствующие мировому опыту, механизмы коммерциализации научных разработок.
С этого года мы запустили проект с Всемирным Банком, который называется "Коммерциализация технологий" с привлечением зарубежных специалистов управления инновациями.
Его стоимость 75 миллионов долларов.
Главная цель проекта – показать на примере конкретных казахстанских исследований, как получить коммерчески востребованный результат.
На конкурс уже поступило около 400 заявок.
Из них для коммерциализации будут отобрано 20 исследований.
Но, как вы понимаете, главным результатом будет освоение мирового опыта превращения научных достижений в рыночный продукт – то есть материализация интеллектуального капитала.
В-третьих, мы провели отбор уже сделанных нашими учеными разработок, реально пригодных для инновационного процесса, и получили более 170 проектов, готовых к коммерциализации.
Причем целый ряд – с достаточно большим экономическим эффектом – до сотен миллионов долларов в год.
Так что, перефразируя известные слова Марка Твена, можно сказать, что слухи с безрезультатности отечественной науки в рыночных условиях несколько преувеличены.
Можно твердо сказать, что интеллектуальный потенциал у нас есть, и надо выстроить действенные механизмы его реализации в практике.
Сегодня уже утверждена и действует отраслевая Программа по развитию инноваций и содействию технологической модернизации на 2010-2014 годы.
Она предусматривает решение многих вопросов, связанных с такими механизмами.
Кроме того, ею предусмотрено повышение к 2014 году финансирования науки до 1% от ВВП.
Это в 4 раза выше сегодняшнего уровня.
Уважаемые коллеги!
Как видите, сегодня есть реальное и системное продвижение по всем трем базовым аспектам формирования интеллектуальной нации.
Созданы и законодательно закреплены не только новые пути развития каждой из этих сфер – образования, науки и инноваций, но и механизмы их взаимодействия и взаимопроникновения.
Это создает уникальные возможности как для наращивания человеческого капитала Республики Казахстан, так и для существенного вклада интеллекта нации в экономическое развитие страны.
В том числе в реализацию выдвинутой Президентом Республики Казахстан Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития как главной основы посткризисного развития страны.
По сути, Глава государства как стратегически мыслящий политик высочайшего уровня, собирает "в единый кулак" все главные ресурсы (образование, науку, бизнес), чтобы с присущей ему эффективностью совершить прорыв в новом для Казахстана направлении.
Мы уверены, что этот прорыв будет успешным, как все стратегические инициативы нашего Лидера нации.
Нурсултан Абишевич Назарбаев построил наше государство, выработал и провел в жизнь важнейшие экономические, социальные и политические реформы.
Теперь Казахстан выходит на новый этап – системное совершенствование человеческого капитала.
Это процесс непростой и весьма длительный, но мы к нему готовы, его базовые основы уже заложены.
Завершая свое выступление и подытоживая изложенное, могу уверенно сказать, что формирование здоровой и интеллектуальной нации станет одним из важных путей развития нашей страны на длительную перспективу.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономические отношения между Казахстаном и Китаем находятся на подъеме 29.04.2011
О реализации программы посткризисного оздоровления предприятий 29.04.2011
В Верховном суде состоялось расширенное совещание судей по итогам работы судов за 3 месяца текущего года 29.04.2011
Республиканский координационный совет провел в Караганде вице-премьер Асет Исекешев 29.04.2011
Экспертная комиссия по мониторингу судебной практики создана при партии власти "Нур Отан" 29.04.2011
МИД РК и Посольство РК в США работают над выяснением всех обстоятельств инцидента с К.Денякиным 29.04.2011
Коммюнике 28-го заседания Специальной рабочей группы 29.04.2011
Состоялось второе совещание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС 29.04.2011
С начала года в комиссию по правам человека при Президенте РК поступило 32 жалобы на нарушение прав детей 29.04.2011
В Астане обсудили статус реализации гражданских и политических прав 29.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz