www.atameken-kz.com, 25 апреля
Генеральному Прокурору Республики Казахстан г-ну Мами К.А.
Уважаемый Кайрат Абдразакович!
На расширенном заседании Президиума НЭП "Союз "Атамекен", Первым заместителем Генерального Прокурора РК, г-ном Меркелем И.Д. был презентован проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Казахстан по вопросам дальнейшей либерализации уголовного законодательства" (далее – законопроект). К сожалению, вышеуказанный законопроект на сегодняшний день не поступал на рассмотрение в НЭП "Союз "Атамекен". Как известно, НЭП "Атамекен" последовательно выступает за либерализацию законодательства в сфере предпринимательства, важной составной частью которой является гуманизация уголовных наказаний за правонарушения экономического и хозяйственного характера. В этой связи, мы решительно поддерживаем усилия государства и Генеральной прокуратуры РК по выполнению поручений Президента Республики Н.А.Назарбаева относительно политики гуманизации законодательства и переноса тяжести наказаний из уголовной в экономическую и финансовую сферу. В то же время, предлагаем в рамках законопроекта провести полную замену мер наказаний, связанных с лишением свободы, за преступления небольшой тяжести, в экономической сфере, на финансовые и экономические взыскания. Далее, ст.190 УК РК под незаконным предпринимательством понимается осуществление предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии)…, а равно занятие запрещенными видами предпринимательской деятельности, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере или производством, хранением, перевозкой либо сбытом подакцизных товаров в значительных размерах. Вместе с тем, указанная статья не дает полного представления обо всех признаках состава незаконного предпринимательства, понятийный аппарат статьи о незаконном предпринимательстве законодателем не раскрыт. Это вызывает неоднозначные интерпретации правоохранительными органами содержания уголовно-правовой нормы. В результате, следственные органы зачастую весьма вольно и расширительно интерпретируют такие понятия, как "ущерб", "доход". Опыт многих предпринимателей свидетельствует о существующей практике расширительного толкования данных норм правоохранительными органами и перевода на этой основе текущих вопросов – в формат уголовных расследований. Непроработанность данного вопроса отмечала и сама Генеральная прокуратура РК в официальном ответе на обращение Союза "Атамекен" по этому поводу 30 апреля 2010 г. Согласно данного ответа "…в экспертных заключениях и актах налоговых проверок имеются существенные расхождения в размерах полученного дохода, что прежде всего, связано с существующими разными методами его исчисления. Подобная судебно-следственная практика, обусловленная несовершенством правовых норм, создает неблагоприятные условия для развития бизнеса и не соответствует политике Главы государства о поддержке предпринимательства". В связи с чем, повторно предлагаем законопроектом предусмотреть, применение наказания при незаконном предпринимательстве не за незаконно полученный доход, т.к. здесь имеется множество нерешенных методологических вопросов, а за нанесенный предпринимателем ущерб законным правам и интересам граждан, организациям или государству, т.к. оценка ущерба представляется гораздо более осязаемой и экономически просчитываемой категорией. Также в очередной раз настоятельно предлагаем исключить из УК РК ст. 192 (Лжепредпринимательство). Так как по причине сохранения данной статьи, несмотря на различные вносимые косметические поправки в УК РК и Налогового кодекса РК, проблем у бизнеса, связанных с данным вопросом не уменьшается. Кроме того, на всех обсуждениях предыдущего законопроекта по гуманизации УК РК в Парламенте РК и Генеральной прокуратуре РК, государственные органы не смогли представить убедительные аргументы в пользу сохранения данной статьи. Тем не менее, счета добросовестных предпринимателей арестовываются, а сами предприниматели, вместо того чтобы работать в экономике, вынуждены заниматься доказыванием своей невиновности. Таким образом, государство накладывает на предпринимателя обязанность доказывания своей невиновности, нарушая положения ст. 19 Уголовно-процессуального кодекса РК, согласно которых "каждый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном настоящим Кодексом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда" и "никто не обязан доказывать свою невиновность". Есть и другие, менее принципиальные замечания по законопроекту. Но в целом, мы оцениваем законопроект положительно и готовы работать над его совершенствованием совместно с Генеральной прокуратурой РК, Правительством РК и Парламентом РК. В то же время, считаем необходимым отметить, что данный законопроект, вопреки названию, не охватывает полностью содержание либерализации законодательства. Некоторые важные вопросы либерализации в нем лишь затрагиваются (как, например, вопросы налогообложения) некоторые вообще не упоминаются. Одним из таких примеров можно назвать законопроект "О введении уголовной ответственности юридических лиц", который полностью нивелирует многие позитивные сдвиги, сделанные в рамках предыдущей гуманизации УК РК. На наш взгляд, указанный законопроект прямо противоречит либерализации и ставит под сомнение заложенные в обсуждаемом документе инициативы. В данном случае, мы предлагаем взглянуть на тему либерализации более системно, не только с точки зрения уголовного права, но и с позиции потребностей экономического развития страны. В связи с чем, просим Вас принять во внимание вышеуказанную позицию Союза "Атамекен" и в рамках п. 1 ст. 5 Закона Республики Казахстан "О частном предпринимательстве" направить законопроект в Союз "Атамекен", для получения экспертного заключения.
С уважением, Председатель Палаты А. Перуашев |