NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 18.04.2024 22:49 ast
20:49 msk

Малый и средний бизнес в Казахстане: бег на месте с барьерами
В Казахстане разговоры о необходимости снижения административных барьеров ведутся давно. Но реальные подвижки в этом направлении наметились лишь после того, как волна мирового кризиса накрыла отечественную экономику и над местным бизнесом нависла угроза полной деградации
28.04.2011 / политика и общество

ЦСПИ "Стратегия", ЦентрАзия.Ру, 27 апреля

В Казахстане разговоры о необходимости снижения административных барьеров ведутся давно. Но реальные подвижки в этом направлении наметились лишь после того, как волна мирового кризиса накрыла отечественную экономику и над местным бизнесом нависла угроза полной деградации. Чтобы спасти и без того "полуживой" сектор МСБ правительство страны решилось на "кардинальные меры" (по выражению К.Масимова) по устранению адмбарьеров. Была создана специальная Комиссия по устранению административных барьеров и улучшению бизнес-климата для МСБ (2008 г.), внесены изменения в ряд нормативных документов, был взят курс на либерализацию системы налогообложения и государственного регулирования бизнеса. Ярким доказательством успешности реализованных мер принято считать улучшение международных рейтингов РК. Так, в 2010 году Казахстан, по оценкам Всемирного банка и Международной финансовой корпорации (IFC), признан лидером в рыночных реформах в сфере предпринимательства среди 183 стран мира. Согласно рейтингу ведения бизнеса наша страна заняла 59 место, улучшив свои позиции за год на 15 позиции (для сравнения – Россия в этом рейтинге занимает 123 место).
Общая цель проводимой правительством работы – снижение административной нагрузки на предпринимателей, создаваемой государственными органами при выполнении контролирующих, разрешительных, лицензирующих и других действий. Так, на сегодняшний день признаны лишними и подлежащими сокращению 1/3 всех операций, предусмотренных национальным законодательством в отношении субъектов предпринимательства. Об этом было заявлено по результатам проведенной в правительстве экспертизы по пересмотру и оптимизации разрешительных документов, на основе которого был подготовлен специальный законопроект. Планируется, что после его принятия в стране значительно улучшится бизнес-климат, отечественное предпринимательство получит новый стимул для развития, а в госорганах станет меньше коррупции.
Стремление правительства сократить административное давление на бизнес нельзя не приветствовать. Однако проведенный среди предпринимателей опрос говорит о том, что реальная ситуация все еще оставляет желать лучшего. По результатам исследований, которые проводились в 2004 и 2010 годах Центром "Стратегия", по-прежнему, главными препятствиями на пути развития бизнеса в Казахстане остаются бюрократизм (трудности при оформлении и регистрации бизнеса) и вымогательство со стороны контролирующих и проверяющих структур. Причем обращает внимание, что с 2004 года значения двух показателей практически не изменились. Тогда тоже в общей сложности почти 60% опрошенных предпринимателей посетовали на бизнес-издержки, возникающие в процессе взаимодействия с государственными органами.
Вообще сравнение данных двух опросов показало, что в оценках самих предпринимателей за последние шесть лет ситуация в сфере МСБ только ухудшилась. Во-первых, по сравнению с 2004 годом стали еще менее доступными кредиты, выдаваемые банками второго уровня для МСБ. Бизнесмены жалуются не только на повышение ставок кредитования, но и на усложнение процедуры оформления и выдачи займа (увеличение сроков рассмотрения заявки, повышение требований к заемщикам, неадекватная оценка залогового имущества и т.д.). Во-вторых, сильно ограничивает развитие отечественного предпринимательства снижение потребительского спроса в условиях кризиса. Если шесть лет назад на низкую платежеспособность местного населения жаловалось каждое пятое предприятие, то сейчас это уже "головная боль" каждого третьего. В-третьих, становится больше недобросовестной конкуренции, когда одни предприятия получают преимущество на рынке за счет использования теневых и коррупционных связей. Понятно, что недобросовестная конкуренция чаще всего проявляется в сфере государственных закупок, где условия проведения конкурса "приспосабливают" под конкретного участника. Закономерным результатом такого положения дел стало снижение предпринимательского оптимизма в стране – если 6 лет назад почти каждый третий бизнесмен верил в активное развитие сектора МСБ, то сейчас таковых в 4 раза меньше. Зато в более чем в 2 раза выросла доля тех, кто считает состояние МСБ в своей области критическим (с 9 до 21%).
Парадокс ситуации в том, что государство нельзя упрекнуть в недостаточном или слабом внимании к нуждам казахстанского бизнеса. Наоборот, в рамках Антикризисной программы и других специальных мероприятий власть прилагает максимальные усилия, чтобы поддержать предпринимателей в условиях ухудшения общей экономической конъюнктуры. Только за последние несколько лет в разы увеличилось финансирование сектора МСБ. Достаточно вспомнить о выделяемых суммах по программе "Дорожная карта бизнеса – 2020". Помимо этого ведется работа по оптимизации законодательного и налогового бремени, вводится система льготного кредитования, создаются экспертные площадки для обсуждения совместных проблем, проводится информационная и консультативно-разъяснительная работа среди предпринимателей. О многом говорит акция "Президентская поддержка бизнеса", предусматривающая прямое обращение предпринимателей к Главе государства в случае столкновения с необоснованными административными препятствиями, либо последнее нововведение – запрос в Генпрокуратуру о правомерности проверок со стороны государственных органов.
Так почему же, несмотря на столь грандиозную государственную помощь, казахстанский бизнес не может стать полноценным субъектом экономических отношений, а остается в роли потерпевшего в отношениях с государственными органами? Почему количественное снижение административных барьеров не приводит к качественным улучшениям ситуации в сфере взаимодействия государства с бизнесом? Ответ на этот вопрос не предполагает однозначного толкования и имеет как объективные, так и субъективные стороны. Тем не менее, на основе общего анализа сложившейся ситуации можно выделить следующие проблемы, на которые следует обратить внимание, чтобы повысить эффективность реализуемых мер.
Первое. Наблюдается явная нехватка координирующей работы всех мероприятий, направленных на снижение административного давления. На сегодняшний день СМИ пестрят сообщениями о том, как то или иное ведомство сократило регулирующее воздействие на бизнес. Получив общее задание снизить административные барьеры, госорганы торопятся отрапортовать о своих достижениях в этом направлении. Однако из-за отсутствия централизованного координирующего воздействия принимаемые меры носят рассогласованный и бессистемный характер. Не ведется работа по оценке эффективности нововведений, из-за чего ответственные ведомства часто ориентируются на PR-эффект, а не реальное упрощение административных процедур. Так, единственным показателем улучшения бизнес-климата в стране является международная оценка, учитывающая часто только юридическую сторону вопроса. В то время как масштабы проводимой работы требуют выработки комплексной методики по оценке снижения/увеличения административных барьеров для МСБ. Это позволило бы не только проследить эффективность государственной политики по поддержке бизнеса, но и повысить прозрачность реализуемых мер.
Второе, требуется более точное определение понятия "административные барьеры", так как в настоящий момент термин не имеет четкой интерпретации, и в зависимости от контекста может принимать совершенно разные значения. К примеру, административными барьерами в одном из исследований, проводимых в Казахстане, названы даже очереди, возникающие в госучреждениях во время получения той или иной государственной услуги. В то время как в странах Европейского Союза под административными барьерами понимаются только те процедуры, которые подлежат исполнению в рамках национального или международного законодательства, либо предусмотрены по умолчанию. Законодательное закрепление понятия позволит четче сформулировать цели государственной политики и конкретизировать поле деятельности для экспертов, занимающихся проблемами административных барьеров.
Третье. Должна быть усилена работа по повышению эффективности системы обратной связи с предпринимателями, так как в сложившейся ситуации требуется создание каналов, через которые можно будет на регулярной основе отслеживать настроения бизнесменов, чтобы учитывать их пожелания и рекомендаций. Как показывает исследование, уровень самоорганизации казахстанского бизнеса остается низким. Международная практика указывает, только в результате тесной работы с самими предпринимателями можно добиться видимых результатов в этой сфере. В данной связи можно предложить создание специальных структур при каждом ведомстве, которые бы вели информационно-консультативные работы с предпринимателями и одновременно были ответственными за сбор информации об административных барьерах и способах их устранения.
Четвертое. Нужен действенный механизм по отслеживанию исполнения государственными органами предписаний и стандартов в сфере оказания услуг юридическим лицам. Как показывает практика, самые эффективные решения терпят провал именно на стадии реализации. Эксперты давно подсказывают о том, что нет законодательного механизма, предусматривающего ответственность госоргана за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязательств перед обратившейся стороной. Как часто бывает, предприниматели оказываются бессильны в случаях, когда государственный орган затягивает сроки выдачи, рассмотрения заявок, несмотря на наличие специального стандарта оказания услуг. Опыт подсказывает, что даже законодательное сокращение перечня административных процедур не гарантирует их реальное устранение. В условиях, когда ведомственные полномочия используются для извлечения коррупционной прибыли, никакие законодательные предписания не могут переломить ситуацию. Поможет только уголовное и административное преследование чиновников, которые игнорируют законы в угоду собственным интересам.
Данная проблема уже давно получила признание на высшем уровне. Президент страны в одном из своих последних выступлений в очередной раз подчеркнул необходимость сокращения контрольно-надзорных функций государства. Он отметил, что административные барьеры все еще остаются непреодолимыми только из-за ангажированности и коррумпированности органов государственного управления. "Чиновники часто ссылаются на абсолютно нелепые, только им понятные приказы и постановления и сами же их порождают" – посетовал Глава государства.
Пятое. Необходимо поддерживать инициативы бизнес-сообществ в сфере взаимодействия с государственными структурами и активнее вовлекать их в процесс совершенствования и оптимизации законодательства. На днях с аналогичным предложением Правительству вышла Национальная экономическая палата "Атамекен", которая уже несколько лет пытается взять на себя функцию связующего звена между бизнесом и властью. В частности, "Атамекеном" была озвучена хорошая идея о том, что нужно произвести ревизию действующего законодательства и по ее результатам предложить соответствующие предложения по либерализации системы госрегулирования. Думается, что такие шаги со стороны бизнес-сообщества очень важны, так как это показатель самоорганизации и становления предпринимательского класса, чего как раз очень не хватает для Казахстана.
И, наконец, последнее. Политика сокращения административных барьеров для МСБ должна принять систематический и постоянный характер. В странах ЕС соответствующая работа ведется с начала 90-х годов и по нынешний день. Для Казахстана, который только осознал важность минимизации регулирующего воздействия на бизнес, предстоит еще длительная эволюция в указанном направлении. Главное, не потерять нынешний темп и отойти, наконец, от пустых деклараций.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Экономические отношения между Казахстаном и Китаем находятся на подъеме 29.04.2011
О реализации программы посткризисного оздоровления предприятий 29.04.2011
В Верховном суде состоялось расширенное совещание судей по итогам работы судов за 3 месяца текущего года 29.04.2011
Республиканский координационный совет провел в Караганде вице-премьер Асет Исекешев 29.04.2011
Экспертная комиссия по мониторингу судебной практики создана при партии власти "Нур Отан" 29.04.2011
МИД РК и Посольство РК в США работают над выяснением всех обстоятельств инцидента с К.Денякиным 29.04.2011
Коммюнике 28-го заседания Специальной рабочей группы 29.04.2011
Состоялось второе совещание министров внутренних дел и общественной безопасности государств-членов ШОС 29.04.2011
С начала года в комиссию по правам человека при Президенте РК поступило 32 жалобы на нарушение прав детей 29.04.2011
В Астане обсудили статус реализации гражданских и политических прав 29.04.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.04.24 Четверг
74. ЕРЖАНОВ Мухтар
72. ЗИЯБЕКОВ Бейсенбек
71. ПОЛТОРАЦКИЙ Сергей
70. ТВЕРДОХЛЕБОВ Анатолий
67. КАЧАЛО Станислав
67. ФИЛИППОВ Федор
65. ДЮСЕМБИНОВ Султан
64. АТЫХАЕВ Султангали
64. ЕЛЕУСИНОВ Кайрбек
63. БЕКЕШЕВ Бауржан
62. АМАНБАЕВ Саламат
61. АРИПОВ Ерден
60. ПЕРМЯКОВ Валерий
59. АЛПЫСБАЙ Адилбек
54. СЕКЕНОВ Алгазы
...>>>
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz