Бюллетень Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета №27, I квартал 2011 г.
1. Обратить внимание Министерства индустрии и новых технологий РК на низкую эффективность организации работы, непринятие необходимых мер к достижению целей бюджетной программы в части организации сервисно-заготовительных центров. 2. Отметить неудовлетворительную организацию работы Министерства сельского хозяйства РК, акимов Алматинской, Восточно-Казахстанской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областей, руководителей акционерных обществ "НК СПК "Ертіс", "НК СПК "Онтустік", "СПК "Жетысу", "НК СПК "Тобол" и "СПК "Солтустік" по реализации задач, определенных в рамках создания и развития сервисно-заготовительных центров. 3. Рекомендовать Правительству Республики Казахстан принять необходимые решения, направленные на: 1) повышение эффективности действующей схемы финансирования сервисно-заготовительных центров; 2) разработку стратегических направлений развития сервисно-заготовительных центров с учетом особенностей регионов и потенциала АО "НУХ "КазАгро" в части предоставления кредитных ресурсов и лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования; 3) установления требований о реализации инвестпроекта посредством участия в уставном капитале в строгом соответствии с ФЭО, процедуры обязательной корректировки ФЭО при реализации инвестпроекта, в случае его изменения с обязательным прохождением соответствующей экспертизы, разработать нормативные правовые акты, регламентирующие порядок создания и функционирования сервисно-заготовительных центров, с применением концептуального подхода к приобретению сельскохозяйственной техники и оборудования. 4. Министерству сельского хозяйства Республики Казахстан до 1 апреля 2011 года принять необходимые меры по повышению уровня координации деятельности социально-предпринимательских корпорации, местных исполнительных органов по вопросам создания сервисно-заготовительных центров с учетом основных направлений развития сельской потребительской кооперации. 5. Акимам областей до 1 апреля 2011 года принять меры по: 1) устранению выявленных нарушений, рассмотрению ответственности должностных лиц СПК, не обеспечивших соблюдение требований действующего законодательства при использовании активов государства; 2) созданию сервисно-заготовительных центров с учетом взятых обязательств и в соответствии с финансово-экономическим обоснованием; 3) усилению разъяснительно-пропагандистской работы среди сельских производственных кооперативов, мелких товаропроизводителей и населения с целью вступления их в члены СЗЦ; 4) исключению в дальнейшем случаев использования средств, выделенных на реализацию инвестиционных проектов, на цели, не предусмотренные финансово-экономическими обоснованиями, и не относящиеся к основной деятельности СЗЦ; 5) выделению земельных участков, предоставлению в долгосрочную аренду складских помещений и производственных баз для организаций деятельности СЗЦ. 6. Акиму Южно-Казахстанской области до 1 апреля 2011 года принять меры к восстановлению в АО "Финансовая компания "Онтустік" (АО "НК СПК "Онтустік") бюджетных средств на общую сумму 264,5 млн. тенге, израсходованных на приобретение оборудования и техники, переданных для доукомплектования созданных ранее, в 2008-2009 годах, СЗЦ. 7. АО СПК "Ертіс" до 1 апреля 2011 года принять меры по предъявлению штрафных санкций к поставщикам услуг, исполнившим свои обязательства по договорам несвоевременно или не в полном объеме, на общую сумму 1,8 млн. тенге. 8. Руководителю аппарата Счетного комитета направить для принятия процессуальных мер в Генеральную прокуратуру РК материалы контроля по фактам: 1) оказания ТОО "СЗЦ Бородулихинский" (Восточно-Казахстанская область) услуг с использованием автомобиля КАМАЗ с прицепом и двух тракторов "Беларусь", приобретенных за счет средств, выделенных на создание СЗЦ, без отражения дохода по бухгалтерскому учету;
2) поставки 50 некомплектных теплиц для СЗЦ Кызылжарского района на сумму 75,0 млн. тенге; 3) приобретения разукомплектованных зерноуборочных комбайнов марки "Sampo SR2095 Hurricane" на общую сумму 100,8 млн. тенге.
* * *
Заключение по итогам контроля эффективности использования средств республиканского бюджета, выделенных на создание сервисно-заготовительных центров с государственным участием на базе "Социально-предпринимательских корпораций" за период 2009 – 2010 годы (основные положения)
Цель контроля Эффективность использования бюджетных средств, выделенных на создание сервисно-заготовительных центров с государственным участием на базе "Социально-предпринимательских корпораций" (далее – инвестпроекты).
Предмет контроля Республиканская бюджетная программа 066 "Увеличение уставных капиталов юридических лиц на развитие индустриально-инновационной инфраструктуры" (далее – бюджетная программа 066).
Объекты контроля Государственное учреждение "Министерство индустрии и новых технологий Республики Казахстан" (далее – Министерство), социально-предпринимательские корпорации (далее – СПК): АО "СПК "Сарыарка", АО "СПК "Есіл", АО "СПК "Astana", АО "НК СПК "Тобол", АО "НК СПК "Ертіс", АО "НК СПК "Жетысу", АО "СПК "Каспий", АО "СПК "Атырау", АО "СПК "Орал", АО "СПК "Актобе" и АО "НК СПК "Онтустік".
Период, охваченный контролем 2009-2010 годы
В ходе контроля установлено: 1. Не достигнуты целевые индикаторы республиканской бюджетной программы 066, предусмотренные Стратегическим планом Министерства, в части создания 40 сервисно-заготовительных центров. На момент контроля из предусмотренных 40 СЗЦ создано лишь 24 СЗЦ, из них оказывают услуги 11 СЗЦ. В АО "НК СПК "Жетісу" и АО "НК СПК "Тобол" инвестиционные проекты по созданию 5 СЗЦ и 4 СЗЦ соответственно, остались не реализованными. 2. В процессе реализации инвестпроектов допущены нарушения бюджетного и иного законодательства на общую сумму 3 748,0 млн. тенге, в том числе нарушение принципа адресности и целевого характера бюджетных средств на сумму 1 236,4 млн. тенге, использование бюджетных средств без учета требований бюджетного законодательства – на 2 495,2 млн. тенге, прочие нарушения – на 16,4 млн. тенге, кроме того не предъявлены штрафные санкции за неисполнение условий договоров на сумму 1,8 млн. тенге. 3. Недостаточный контроль за реализацией инвестпроектов в строгом соответствии с ФЭО, отсутствие процедуры корректировки при реализации проектов, проведения ее экспертизы привело к срыву сроков реализации инвестпроектов, отвлечению выделенных средств на цели, не предусмотренные по ФЭО. 4. Акиматами соответствующих областей в нарушение п.5 и п.9 Протокола не в полной мере проведена работа по реализации инвестпроектов, не обеспечено участие исчерпывающего числа сельских производственных кооперативов (далее – ПК) для формирования СЗЦ, а также организация выставок и оказания рекламной поддержки СЗЦ. 5. Министерством сельского хозяйства РК в нарушение п.3 Протокола не на должном уровне проводилась координация работ на всех этапах реализации инвестпроектов, отсутствовал эффективный механизм совместных действии и усилий государственных органов, ответственных за реализацию инвестпроектов. 6. Социально-предпринимательские корпорации как реализаторы инвестиционных проектов на местах не всегда представляли масштаб последующих взаимосвязанных изменений при создании СЗЦ, не были к ним готовы, не в состоянии с ними справиться. В нарушение пункта 9 Протокола АО "НК СПК "Ертіс" и АО "НК СПК "Тобол" совместно с акиматами соответствующих областей не разработаны конкретные планы действий по созданию и организации деятельности СЗЦ. При этом инвестиционные проекты по созданию СЗЦ реализовывались без утвержденного ФЭО потребностей в финансировании. При разработке и реализации инвестпроектов не был задействован ряд организаций системы АО "КазАгро", имеющих ведомственные подразделения в регионах, таких как АО "Казагрофинанс", АО "Аграрная кредитная корпорация". 7. Создание СЗЦ проходило без учета уровня социально-экономического развития регионов и потребностей СХТП в услугах, предоставляемых СЗЦ. В результате приостановлено создание в Костанайской области – 3 СЦЗ, в Павлодарской – 2 СЗЦ. 8. Инвестпроекты носили затратный характер, что указывает на зависимость достижения поставленных целей от выделения бюджетных средств. Не определена оптимальная форма и состав участников СЗЦ с усмотрением в нем необходимых объемов финансирования или внесения имущества с их стороны. При этом одним из главных участников СЗЦ должен стать сельский ПК, который должен выступать связующим звеном и представлять интересы своих членов в их отношениях с СЗЦ. Однако, в нарушение Закона из 24 созданных СЗЦ 5 СЗЦ созданы без участия СельПК, а у СЗЦ "Урджарский", "Абай", "Бородулихинский" (ВКО), "Качирский", "Иртышский" (Павлодарская область) со стороны участников не внесены в уставные капиталы вклады. 9. Несмотря на то, что п.7 Протокола АО "НУХ "КазАгро" поручалось обеспечение приоритетного предоставления сервисно-заготовительным центрам, созданным с участием социально-предпринимательских корпораций, кредитных ресурсов и лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования, указанные техника и оборудование со стороны СПК приобреталась у различных коммерческих структур. В результате приобретенные СПК сельскохозяйственная и специальная техника, технологическое оборудование поступили с нарушением срока поставки. Например, АО "НК СПК "Ертіс" приобретенные оборудование и техника с нарушением срока поставки на сумму 99,4 млн. тенге, при этом непредъявленные суммы штрафных санкции различным поставщикам со стороны СПК составляют 1,8 млн. тенге. Кроме того, у АО "НК СПК "Ертіс" средства в сумме 229,0 млн. тенге числятся в дебиторской задолженности, из них из-за несвоевременной поставки оборудований и сельхозтехники – 107,6 млн. тенге. 10. Со стороны СПК инвестиционные проекты в части приобретения оборудования разработаны без учета их последующего размещения. В настоящее время у ТОО "СЗЦ "Урджарский" и "СЗЦ "Бородулихинский" (Восточно-Казахстанская область), ТОО "СЗЦ "Качирский" (Павлодарская область) приобретенная сельхоз- и специальная техника, технологическое оборудование на общую сумму 156,7 млн. тенге, предназначенное для осуществления уставной деятельности хранятся временно в сторонних организациях и на частной стоянке. Комплект оборудования для убойного цеха стоимостью 17,3 млн. тенге, приобретенный ТОО "МКО "Ертіс" у ТОО "Нур-Жолы" по договору от 3 июня 2010 года №10, из-за отсутствия помещения для установки у ТОО "СЗЦ "Бородулихинский" хранится у поставщика. 11. СПК приобреталась техника и оборудование не предусмотренные ФЭО для СЗЦ. Например, для ТОО "СЗЦ "Урджарский" (Восточно-Казахстанская область) приобретена автомашина УАЗ 390945-310 стоимостью 2,2 млн. тенге для служебного пользования руководителя, ТОО "СЗЦ "Кызылжарского района" (Северо-Казахстанская область) были поставлены 50 штук теплиц (в некомплекте) на сумму 75,0 млн. тенге в дальнейшем, предоставленные семьям оралманов для выращивания плодоовощной продукции, ТОО "Кармакшы", "Кызылорда", "Шиелі" (Кызылординская область) вместо рисоуборочных, поставлены зерноуборочные комбайны "Sampo SR2095 Hurricane" на общую сумму 100,8 млн. тенге (в некомплекте). 12. Установлены факты использования бюджетных средств на цели, не предусмотренный ФЭО, при созданий СЗЦ. Так, СПК "Тобол" приобретены оборудование и сельхозтехника на общую сумму 209,1 млн. тенге, СПК "Ертіс" – 164,8 млн. тенге, СПК "Онтустік" – 343,9 млн. тенге, СПК "Каспий" – 33,5 млн. тенге. Кроме того, АО "Финансовая компания "Онтустік" (СПК "Онтустік") сельхозтехники и оборудование, приобретенные на общую сумму 264,5 млн. тенге, переданы ранее созданным СЗЦ в 2008-2009 годах, на доукомплектование. 13. Отдельными социально-предпринимательскими корпорациями допускались факты оказания финансовой помощи и предоставления займов на приобретение оборудование, пополнение оборотных средств, не предусмотренные ФЭО. Так, оказана временная финансовая помощь СПК "Каспий" ТОО "СЗЦ "Бейнеу" на сумму 5,0 млн. тенге, СПК "Атырау" ТОО "СЗЦ "Курмангазы" на сумму 5,0 млн. тенге, Обществом предоставлен целевой займ ТОО "СЗЦ "Тюлькубас" – 29,4 млн. тенге. 14. Со стороны СЗЦ допускаются факты использования поступившей техники не по целевому назначению и не принимаются меры по обеспечению поступлении доходов от эксплуатации техники. Так, у ТОО "СЗЦ "Бородулихинский" приобретенные автомашины и техника КАМАЗ 45143-012-13 с прицепом НЕФАЗ 8560-062-02, 2-х трактора МТЗ – 82.1 находятся в эксплуатации, однако доходы от их эксплуатации не поступали. 15. Временно свободные бюджетные средства на общую сумму 2495,2 млн. тенге размещены на депозитных счетах в банках второго уровня, где банковские вознаграждения составили 179,8 млн. тенге. При этом создаваемые СЗЦ имели потребность в средствах для приобретения сельскохозяйственной, специализированной техники и оборудования.
Член Счетного комитета Молдагали Саткалиев |