NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 10:52 ast
08:52 msk

Чадра или мини-юбка – это вопрос идеологии, а не моды
Фраза "встречают по одежке" в Казахстане приобретает несколько иной смысл, чем в прежние годы. Наряду с "гаджетизированным сознанием" (вещизм) местной элиты появились и сугубо идеологические моменты. Хиджаб или юбка – это уже не вопрос моды, а проблема идентификации
05.05.2011 / политика и общество

Степан БАНДУРА, "МК в Казахстане", 4 мая

"Когда рядом с вами у пяти человек такие же сапоги – это не мода. Это армия".
Армейский юмор

Фраза "встречают по одежке" в Казахстане приобретает несколько иной смысл, чем в прежние годы. Наряду с "гаджетизированным сознанием" (вещизм) местной элиты появились и сугубо идеологические моменты. Хиджаб или юбка – это уже не вопрос моды, а проблема идентификации. И в этом моменте республика демонстрирует все атрибуты расколотой и мозаичной страны.
Когда в Иране до 1979 года девушки и женщины ходили в платьях, брюках, юбках и блузках, а потом повально переоделись в хиджабы, это произошло вовсе не потому, что там сильно похолодало. Даже наоборот, всемирное потепление заметно сократило площадь ледников в горах Ирана, а технический прогресс так и не дошел до женских прокладок с вентилятором. Просто поменялся идеологический формат, и правящие элиты нарядили женскую часть общества в вещи, в которых Коко Шанель вряд ли смогла бы отыскать шарм.
Первая мусульманка (немецкая актриса турецкого происхождения) на обложке журнала "Плейбой" Сила Сахин – это не только форма ее самовыражения, но и определение по цивилизационному берегу. Вот и Турция разделилась от скандирующих "позор-позор" до "наконец-то!". После свержения режима Саддама Хусейна в Ираке новые власти не только пустили под пресс партию "Баас", но и разрешили свободную продажу спиртного. Когда идет противостояние Западного и Исламского проектов, то мелочей не бывает.
В период Холодной войны между США и СССР фактор одежды не имел такого значения, как теперь. Костюм фабрики "Большевичка" проигрывал "Валентино" не идеологически, а качественно. Та же история с джинсами и кроссовками. Ареол свободного западного мира за всеми этими вещами стоял куда меньше, чем сегодня, когда во Франции женщине с закрытым лицом запрещено появляться на улице.
Учитывая глобальный характер современного мира, Казахстан по определению не может оставаться в стороне от подобных процессов. Здесь тоже присутствуют общемировые линии разлома, причем не на социально-экономическом, а на идеологическом уровне. Богатый дом, высокий забор, и женщина в платке выезжает из ворот. Депрессивный домик, и девушка выходит в наряде, оголяющем низ живота. Возможно и наоборот. Казахстанцы явочным порядком определяются в своих предпочтениях.
Для Казахстана в отношениях с исламом вопрос не стоит так тяжело, как для Европы. Там он уже стал фактором борьбы за идентичность. Европейцы, обеспокоенные тем, что местная культуры не ассимилирует мусульманские общины, стали переходить к радикальным действиям. Учитывая длительный период секуляризации в государствах Европы, противостояние теперь носит не межрелигиозный характер, как в эпоху крестовых походов или противостояния Испании и Турции на Средиземном море в XVI веке, а светско-исламский формат.
Когда Ориана Фаллачи озвучивает вещи, вроде таких: "Запад уже живет в страхе. Люди боятся выступить против исламского мира. Боятся оскорбить и быть наказанными за оскорбление сыновей Аллаха. Вы можете оскорбить христиан, буддистов, индусов, евреев. Вы можете клеветать на католиков, плевать на Мадонну и Иисуса Христа. Но горе тому, кто произнесет слово против исламской религии", – она выражает отнюдь не свое единичное мнение. Разумеется, все боязни мести со стороны мусульман не отменяют вещей вроде карикатур на пророка Мухаммеда, но это лишь свидетельствует о накале идеологической борьбы, когда ценой расплаты запросто может стать человеческая жизнь.
В Казахстане можно наблюдать сразу несколько тенденций. Власть в целом стоит на стороне западных ценностей, и тот же президент Нурсултан Назарбаев выступает против ношения хиджаба и поддерживает это личным примером. Не тем, что сам такое не носит (по половой принадлежности не положено), а тем, что в его семье подобные вещи не практикуются. С другой стороны, появление организаций вроде "Iзгi амал" тоже имеет поддержку со стороны части истеблишмента. А есть в политическом руководстве и те, кто пытается искать что-либо сугубо самостоятельное, вроде неотенгрианства.
Глобализация – это не только кока-кола и гамбургеры. Фаст-фуд, как показывает практика, может быть и турецким, а глобализация знакомит и с мейн-стримом в исламе. Поэтому, когда старшее поколение удивляется манере незамужних девушек одеваться вопреки казахским традициям, на самом деле удивляться нечему. Девушки взяли такое не от бабушек, а на сайтах интернета и от миссионеров, которые учились на тысячи километров южнее Казани.
В том, что на улицах все больше появляется мужчин с характерными бородами и женщин в хиджабе, часть вины однозначно лежит на правящей элите. Перекрыв социальные лифты, власть отказала массе людей в "догоняющем варианте", когда получив образование и пройдя социализацию, можно надеяться на приличное место в государственном аппарате или реализовать себя на ниве свободного предпринимательства. Вместо этого людям в лоб объявлялось, будто они быдло, социальные аутсайдеры, чужие и мест на вершине социального олимпа для них не предусмотрено.
Женщины и мужчины, одетые на мусульманский манер, – это ответная реакция на проводимую политику. Таким образом они сами отгораживаются от правящего класса и заявляют о собственных ценностях, никак не пересекающихся с теми, что исповедует правящая элита. Такое развитие событий – однозначная угроза любой стабильности в государстве и обществе. Готовых к консенсусу власть отбросила через события вроде тех, которые произошли в 2006 году в микрорайоне Шанырак, а новая волна никакого консенсуса не ищет. Для нее действующая власть – это нелепое недоразумение, которое в перспективе должно быть исправлено радикальными методами и кардинально.
Общий упадок правоохранительных структур, органов государственного управления и спецслужб усиливает дискредитацию власти и олицетворяемых ею ценностей в обществе. Когда силовые и судебные органы некомпетентно наказывают не тех и не за то, да еще на фоне усугубляющей все коррупции, реакция получается вполне закономерной. Здесь критика социальной несправедливости получает совсем иное оформление, чем незаконные расходы депутатов британского парламента.
Если власть продолжит ассоциироваться в индивидуальных религиозно ориентированных картинах мира людей со злом, ей будет крайне трудно (и вряд ли возможно) контролировать общую ситуацию. Тем более что негативные моменты триады "секс, наркотики, рок-н-ролл" в особой пропаганде не нуждаются. Хорошее поведение обычно остается незамеченным, поэтому люди, не употребляющие наркотики, гармонично решающие вопросы с противоположным полом и находящие себя в жизни, в поле общественного внимания не задерживаются. Другое дело – наркоманы, проститутки, уличные грабители. Все эти люди, не нашедшие себя в реалиях современной жизни, всегда относятся в пассив власти, как не обеспечившей возможности позитивной реализации их потенциала.
В Алматы и Астане наступление хиджаба на позиции мини-юбки не так заметно в силу самих масштабов этих городов, тогда как на юге ситуация уже иная. Меняется сам фон протекания подобных процессов, частью экспертов называемых "исламизация". Кызылорда, Шымкент, Тараз – там мини-юбка оттеснена в центры городов, да и на этих позициях не имеет прочной базы. В силу демографических моментов юг поставляет дополнительные контингенты людей в другие регионы Казахстана и тем самым усиливает питательную среду для хиджаба.
Тот факт, что сам Запад сейчас находится в кризисе, объективно ослабляет его позиции и на территории Казахстана. К МИНИ-ЮБКЕ не поступает таких подкреплений, какие получает ХИДЖАБ. В перспективе не исключено, что власть и общество станут жить в разных измерениях не только по социально-экономическим параметрам, но и культурно-идеологическим. А такая нестыковка не может быть длительной, и оба параметра все равно придут в соответствие. И вот тут-то во весь рост встает следующий вопрос: а каков будет процесс состыковки, а еще точнее – какие катаклизмы сей процесс принесет?.. Пока это риторический вопрос.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2011
В Сенате состоялась презентация отчетов Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год 31.05.2011
Состоялся телефонный разговор Госсекретаря РК с Председателем ПАСЕ 31.05.2011
20-летие независимости – седьмая амнистия 31.05.2011
Новая стадия развития "Самрук-Казына" 31.05.2011
Счет пошел на миллиарды 31.05.2011
В Костанае 3-4 июня пройдет IV республиканский Форум патриотов "Менiн Казакстаным" 31.05.2011
Анонсы на брифинге Официального представителя МИД Аскар Абдрахманова 31.05.2011
Судьи Верховного суда обсудили в Шымкенте вопрос: какие органы могут расследовать коррупционные преступления, а какие нет 31.05.2011
"Шарабан" передает… 31.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz