NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 19:32 ast
17:32 msk

Доклад министра РК по делам экономической интеграции Жанар Айтжановой
за круглым столом 16 мая в Мажилисе, проведенный по инициативе Совета по экономической политике при фракции НДП "Нур Отан" на тему: "Влияние изменений внешнеторговой политики в связи с формированием Таможенного союза на экономику Казахстана"
18.05.2011 / политика и общество

www.minplan.kz

В целом, договорно-правовая база таможенного союза состоит из 83 международного соглашения, включая Таможенный Кодекс, а также 13 соглашений принятых, ранее в рамках ЕврАзЭС.
На сегодня в рамках таможенного союза ратифицировано – 42 международных договора.
Справочно: Соглашения Таможенного союза условно можно разбить на четыре блока:
– Соглашения, регулирующие меры тарифного и нетарифного регулирования (Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании, Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования, Соглашение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.)
– Соглашения в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
– Соглашения в области таможенного и налогового администрирования. В частности, Договор о Таможенном Кодексе, Соглашение о принципах взимания косвенных налогов, Соглашение об определении таможенной стоимости.
– Институциональные и технические соглашения: Договор о комиссии
таможенного союза, Договор о Секретариате ТС, Соглашение о ведении
таможенной статистики во внешней и взаимной торговле.
Формирование Таможенного союза, прежде всего, отразилось на проводимой государством внешнеторговой политике и таможенном администрировании на внутренних границах стран-участниц Таможенного союза.
Так, с 1 января 2010 года страны Таможенного союза применяют единую внешнеторговую политику.
В этих целях:
• принято 8 международных договоров;
• утверждены Единый таможенный тариф и Единый перечень товаров, в отношении которых применяются единые нетарифные меры;
• унифицированы условия торговли с развивающимися и наименее развитыми странами;
• завершается работа по унификации торговых режимов со странами СНГ;
• также завершается работа по унификации применяемых странами Таможенного союза защитных и антидемпинговых мер.
С 1 июля 2010 года введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза и отменено таможенное оформление на внутренних границах стран Таможенного союза.
Хотелось бы отметить, что с введением в действие Таможенного кодекса также введен в действие Протокол об изъятиях, которым на временной основе (до 1 июля 2011 года) сохранено таможенное оформление на товары "переходного периода", а также товары, в отношении которых остались не унифицированными условия торговли и защитные и антидемпинговые меры.
Протоколом также на временной основе (до 1 июля 2011 года) установлена льгота для провоза легковых автомобилей для физических лиц.
Кроме того, с 1 июля 2010 года введено в действие Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования, которым установлены новые нормы провоза товаров для беспошлинного провоза физическими лицами.
В связи с введением в действие данного соглашения действовавший в Казахстане упрощенный порядок провоза товаров физическими лицами отменен.

1. Договоренности по формированию Единого таможенного тарифа
В рамках переговоров по формированию ЕТТ оговорен ряд тарифных преференций по уплате ввозных таможенных пошлин, часть из которых применяется исключительно казахстанской стороной.
Первое, в течение 10-ти летнего переходного периода казахстанские сахарные заводы имеют право беспошлинно завозить тростниковый сахар-сырец. Следует отметить, что в настоящее время практически отсутствует собственная сырьевая база для производства сахара из свеклы в достаточном количестве.
Нулевые пошлины позволяют обеспечить конкурентоспособность отечественного сахара в условиях постоянного роста мировых цен на тростниковый сырец.
Второе, в срок до 1 июля 2014 года казахстанские и белорусские авиакомпании имеют право беспошлинно ввозить воздушные суда.
При этом запасные части, необходимые для ремонта и обслуживания данных судов, ввозятся также беспошлинно, но без ограничения по сроку ввоза.
Третье, в срок до 1 июля 2011 года физические лица Казахстана и Беларуси для личного пользования имеют право ввезти легковые автомобили по более низким ставкам таможенных пошлин.
Справочно: Объем импорта легковых автомобилей физическими лицами за период действия льготного режима (июль 2010 – март 2011 года) составил 85 262 единиц.
Четвертое, на постоянной основе для реализации инвестиционных проектов в приоритетных видах деятельности возможен беспошлинный ввоз технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, а также непроизводимого сырья и материалов, необходимых для производственного цикла.
Данная преференция позволит осуществлять перевооружение и технологическую модернизацию производства без увеличения нагрузки на предприятия в виде выплаты таможенных пошлин.
Пятое, Казахстан в течение переходного периода (2010-2014 годы) оговорил право применять более низкие ставки таможенных пошлин в отношении ряда товаров.
В данный перечень вошли: яблоки, груши, лекарственные средства, медицинская техника, вагоны, сырье для химической, легкой и деревообрабатывающей промышленности, теплицы, др. виды непроизводимого сырья.

2. Влияние Таможенного союза на внешнюю торговлю Казахстана
Необходимо отметить, что с момента создания Таможенного союза объем внешней торговли в 2010 году увеличился на 26,6% (19,1 млрд. долларов США) и составил 90,6 млрд. долларов США.
Сальдо внешней торговли 2010 года – положительное и составляет 29 млрд. долларов США.
Рост объема внешней торговли Казахстан сложился в основном за счет увеличения в 2010 году объемов экспорта на 38,4% и увеличения импорта на 8,4%.
При этом отметим, что рост экспорта произошел вследствие увеличения в 2010 году цен основных экспортных статей (нефть и черные металлы).
Так, средняя цена на нефть увеличилась на 38,8% (с 394,6 долларов США за тонну до 548 долларов США за тонну), при этом средняя цена на ферросплавы увеличилась на 24%, стальной прокат – 31,8%.
Что касается структуры товарооборота необходимо отметить, что за истекший год качественного изменения ни в структуре экспорта, ни в структуре импорта не произошло.
Так, на долю топливно-энергетических товаров приходится 69,8% всего экспорта (41,8 млрд. долларов США), металлов и изделий из них – 13,5% (8,1 млрд. долларов США), продукции химической отрасли – 5,1% (3 млрд. долларов США).
При этом основными статьями импорта в 2010 году традиционно являются готовые товары, а именно: нефтепродукты (4,2 млрд. долл. США); машины и оборудование (4,8 млрд. долл. США); продовольственные товары (3,2 млрд. долл. США); изделия из черных металлов (2,1 млрд. долл. США); электрические машины (2,8 млрд. долл. США).
География внешней торговли Казахстана в целом не изменилась, произошло незначительное перераспределение долей основных торговых партнеров Казахстана.
В 2010 году также основным торговым партнером Казахстана являются страны ЕС, Россия и Китай.
Основными покупателями казахстанских товаров являются страны ЕС (51,4%, 30,8 млрд. долларов США), Китай (16,9%, 10,1 млрд. долларов США) и Россия (9%, 5,4 млрд. долларов США).
Поставки товаров в Казахстан осуществляются из России (39%, 12,1 млрд. долларов США), стран ЕС (23,5%, 7,2 млрд. долларов США) и Китая (12,9%, 3,9 млрд. долларов США).
Динамика внешней торговли со странами Таможенного союза коррелирует с общей динамикой внешней торговли. Так, товарооборот Казахстана с Россией и Беларусью в 2010 году увеличился на 40,3% (5,2 млрд. долларов США) и составил 18,1 млрд. долларов США.
Изменений в структуре экспорта и импорта со странами Таможенного союза не наблюдается.
Так, в страны Таможенного союза Казахстан традиционно поставляет нефть и нефтепродукты, другие виды полезных ископаемых, металлы и изделия из них, товары химической промышленности.
Вместе с тем, следует отметить рост экспорта продукции мукомольной промышленности на 164,2%, кондитерских изделий на 50,9%, аккумуляторы, телевизоры и конденсаторы тока на 40,1%.
Из России и Беларуси поставляются нефть и нефтепродукты (30%), машины и оборудование (18,5%), готовые изделия из металлов (15%), готовые товары химической отрасли (12%), продовольственные товары (11,7%).
При этом стоит также отметить рост объема поставок продовольственных товаров на 37,7%, нефтепродуктов на 55,4%, оборудования (телевизоров и двигателей и генераторов тока) на 17,1%, автомобилей на 67,9%.

3. Влияние от применения Единого таможенного тарифа Таможенного союза на инвестиции России в Казахстан
Главной задачей при создании Таможенного союза являлось развитие обрабатывающего сектора путем стимулирования ПИИ в производство готовых товаров.
Казахстан благодаря более либеральной налоговой политике и инвестиционному климату, чем у партнеров по Таможенному союзу, имеет большие шансы на привлечение иностранного капитала, а также капитал из стран ТС для создания совместных производств.
Так, в качестве положительного результата от создания Таможенного союза можно отметить увеличение объема прямых инвестиций из России на 0,5%, а также то, что только за последние месяцы более 400 российских предприятий зарегистрировались в Казахстане.

4. Влияние от применения Единого таможенного тарифа Таможенного союза на производство
Хотелось бы подчеркнуть, что увеличение ставок таможенных пошлин на импорт из третьих стран промышленных товаров сыграло положительную роль, выраженную в увеличении тарифной защиты действующих и планируемых к запуску в рамках ФИИР производств готовых товаров.
Например,
1) Стальные трубы
увеличение ставки таможенной пошлины на импорт стальных труб с 0% до 15% – 20% повлекло увеличение производства на 58,6%, при этом экспорт в 2010 году увеличился в 6 раз.
В рамках ФИИР реализуется 2 проекта: ТОО "АтырауФлоулайн" и ПФ ТОО "KSP Steel".
2) Электрические свинцово-кислотные аккумуляторы
Ставка таможенной пошлины увеличилась с 5% до 15%, рост производства составил 73,7%, экспорт увеличился на 13%. В Казахстане существуют 2 завода, в рамках ФИИР реализуется проект на АО "Актобемунайфинанс".
3) Изделия керамические огнеупорные (кирпичи, плитка)
Таможенная пошлина увеличилась с 5% и 15% до 20%, рост производства составил 17,8%, экспорт увеличился в 2 раза.
В рамках ФИИР реализуется проект ТОО "Ситал -2".
4) Ванны из черных металлов
Ставка таможенной пошлины увеличилась с 10% до 15%. За 2010 год рост производства составил 8,6%, экспорт вырос на 3,1%.
В Рамках ФИИР реализуется проект на АО "Востокмашзавод".
5) Мясо птицы
В отношении мяса птицы установлена тарифная квота, которая предусматривает ввоз по преференциальным ставкам только определенного количества мяса птицы, ввоз мяса сверх квоты облагается по повышенным ставкам.
Принятие данной меры способствовало росту производства на 32,6%, экспорт составил 1,4 тыс. тонн.
Проекты в рамках ФИИР: ТОО "Ордабасы Кус", АО "Усть-Каменогорская птицефабрика".

5. Условия провоза товаров физическими лицами для личного пользования
До 1 июля 2010 года в Республике Казахстан существовал упрощенный порядок ввоза товаров физическими лицами.
Упрощенный порядок предусматривал заполнение таможенного приходного ордера (ТПО) и выплату совокупного таможенного платежа (СТП), который включал в себя сумму таможенных пошлин и налогов с импорта.
В соответствии с данным порядком товары до 50 кг и стоимостью менее 1000 долларов США завозились беспошлинно, товары до 2000 кг стоимостью до 10 000 долларов США с уплатой СТП в размере 0,6 евро за 1 кг.
По информации таможенных органов, доля импорта в упрощенном режиме за последние 3 года в среднем не превышала 0,4% от общего объема импорта. При этом основная доля импорта, завозимого в упрощенном порядке, приходилась на Турцию (28,9%) и Китай (28,2%).
Основные товары: одежда, обувь, предметы домашнего обихода, продукты питания, мебель.
Следует отметить, что аналогичного упрощенного режима нет ни в одной стране, в том числе в странах ТС.
В ЕС при перевозке товаров воздушным и морским транспортом, если стоимость не превышает 430 евро, на другом виде транспорта – 300 евро – беспошлинно, если стоимость не более 700 евро, то таможенная пошлина составляет 2,5%.
Использование упрощенного порядка привело к следующим негативным последствиям:
1. Рост импортной зависимости Казахстана от третьих стран по ряду товаров народного потребления;
2. Сокращение производства и полная остановка отечественных предприятий, в первую очередь легкой промышленности, производителей мебели и других товаров народного потребления в связи с неравными условиями для конкуренции на внутреннем рынке для отечественной и импортной продукции;
3. Увеличение коррупционных правонарушений, ведет к значительным бюджетным потерям и искажениям данных таможенной статистики.
Исходя из вышеизложенного при поддержке Ассоциаций предприятий легкой промышленности, производителей мебельной и деревообрабатывающей промышленности, Союза "Атамекен", Торгово-промышленной палаты и рядом других отраслевых объединений Правительство Казахстана отказалось от применения упрощенного порядка декларирования товаров.
Так, соответствующее постановление Правительства Республики Казахстан было принято 1 июля 2010 года.
Следует отметить, что с указанной даты введено в действие Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, которым установлены нормы беспошлинного провоза товаров для личного потребления физических лиц.
На сегодня на территорию Таможенного союза для личного пользования без уплаты таможенных пошлин возможно ввезти товары весом не более 50 кг, стоимостью не более 1500 евро.
Следует отметить, что объем импорта из КНР за 2010 год увеличился на 48%, в том числе произошел рост импорта по тем товарам, которые традиционно декларировались в упрощенном порядке.
Верхняя одежда показатели увеличились в 2 раза, свитера почти на 80%, чулочно-носочных изделий на 28%.
По данной категории товаров увеличение объемов статистики является косвенным доказательством перехода декларирования импорта в упрощенном порядке к общеустановленному.
Следует отметить, что индекс потребительских цен в отношении одежды и обуви за 2010 год сложился на уровне 106,6%, т.е. значительного удорожания товаров народного потребления от отмены упрощенного порядка не произошло.
6. Влияние введения ЕТТ на внутренние цены на основные продукты питания
Министерством проведен предварительный анализ импорта и внутреннего потребления за 2009 – 2010 годы по 22 товарам, являющимся товарами ежедневного потребления (социально значимыми), по результатам которого отмечаем следующее:
1. Из указанных товаров по 8 товарам доля импорта менее 10% от внутреннего потребления, т.е. Казахстан практически самообеспечен, к ним относятся:
Морковь, лук, яйца, картофель, говядина, мука, баранина, хлеб.
2. По 7 товарам импорт из дальнего зарубежья занимает менее 5% от общего объема импорта, т.е. основной объем ввоза приходится на страны, торговля с которыми осуществляется беспошлинно, а значит, размер таможенной пошлины не играет значительной роли.
Крупы, творог, соль, молоко, свекла, масло подсолнечное, сахар.
3. По 4 товарам импорт из дальнего зарубежья занимает от 10% до 20%, к ним относятся макароны, сыр, капуста, сливочное масло.
Скорее всего, в данные объемы импорта относятся дорогостоящие виды товаров (итальянские спагетти, брюссельская капуста, швейцарский сыр и т.д.), которые не играют значительной роли на цены на основные виды товаров, потребляемые населением в основном.
4. Оставшиеся 3 товара, по которым наблюдается максимальный объем импорта из дальнего зарубежья – это:
87% – чай;
84,4% – мясо птицы;
29,1% – рис.
В отношении указанных товаров установлены комбинированные и специфические ставки таможенных пошлин, что позволяет взимать адекватные суммы таможенных пошлин и оказывать защиту внутреннему производству. Более того, в отношении мяса птицы установлены тарифные квоты, что привело к росту производства мяса птицы на 32,6%.
В случае необходимости оказания защиты отечественным производителям по рассмотренной группе товаров возможно повышение размера таможенной пошлины только по трем последним товарам, однако действующий на сегодня размер уже рассчитан исходя из указанной цели.
При необходимости использования регулятивной функции таможенных пошлин, то по большинству из данных товаров это не эффективно в виду того, что товар либо производится в достаточном количестве внутри государства, а значит, внутренний рынок не зависит от импорта, либо основной импорт осуществляется из стран СНГ, торговля с которыми осуществляется беспошлинно, в связи с чем, таможенная пошлина не является каким-либо барьером для импорта.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что изменение таможенных пошлин по основной группе продуктов питания не отражается на их ценах.
Здесь основным, влияющим на цены, фактором стало открытие границ между странами Таможенного союза и более высокие цены в приграничных с Казахстаном российских областях, что сделало привлекательным вывоз продуктов питания в соседние регионы.
Данный аспект, несмотря на отрицательную роль в краткосрочном периоде в виде повышения цен, в долгосрочной перспективе несет в себе весьма положительный эффект – доступ на емкий рынок для казахстанских производителей продуктов питания.
В этой связи, следует уделить особое внимание развитию сектора пищевой промышленности.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 31.05.2011
В Сенате состоялась презентация отчетов Правительства РК и Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2010 год 31.05.2011
Состоялся телефонный разговор Госсекретаря РК с Председателем ПАСЕ 31.05.2011
20-летие независимости – седьмая амнистия 31.05.2011
Новая стадия развития "Самрук-Казына" 31.05.2011
Счет пошел на миллиарды 31.05.2011
В Костанае 3-4 июня пройдет IV республиканский Форум патриотов "Менiн Казакстаным" 31.05.2011
Анонсы на брифинге Официального представителя МИД Аскар Абдрахманова 31.05.2011
Судьи Верховного суда обсудили в Шымкенте вопрос: какие органы могут расследовать коррупционные преступления, а какие нет 31.05.2011
"Шарабан" передает… 31.05.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz