"Юридическая газета", 3 июня
Депутаты Мажилиса Парламента в ходе пленарного заседания Палаты одобрили в третьем чтении проект Кодекса Республики Казахстан "О браке (супружестве) и семье", направленный на укрепление института семьи. Документ направлен в Сенат. "Разработка проекта Кодекса "О браке (супружестве) и семье" обусловлена необходимостью совершенствования брачно-семейного законодательства и устранения в нем пробелов, а также приведения его норм в соответствие с международными стандартами", – сообщила, представляя документ депутатам, председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаева. По ее данным, проект Кодекса был внесен в Мажилис 4 января 2008 года в соответствии с постановлением Правительства республики от 24 декабря 2007 года. В первом чтении документ был одобрен Палатой 13 мая 2009 года и во втором чтении – 23 июня 2010 года. Как отметила председатель Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию, в ходе обсуждения мажилисменами были направлены в головной Комитет дополнительные предложения и замечания, касающиеся следующих статей проекта Кодекса: "Имущественные права ребенка" (статья 61); "Дети, в отношении которых допускается усыновление" (статья 79); "Порядок усыновления (удочерения) ребенка (статья 82); "Порядок проведения аккредитации агентств" (статья 107); "Права и обязанности представительства иностранной организации по усыновлению ребенка" (статья 110); "Функции органов опеки и попечительства" (статья 117); "Исполнение опекунами (попечителями) своих обязанностей" (статья 122); "Обязанности трудоспособных братьев и сестер по содержанию своих несовершеннолетних братьев и сестер" (статья 148) и Главы 9. "Суррогатное материнство", а также отдельные предложения по конкретизации некоторых норм и приведения их в соответствие с правилами юридической техники. Все вышеуказанные предложения, как отметила Д. Нукетаева, были включены в сравнительную таблицу, неоднократно обсуждены и рассмотрены на заседаниях рабочей группы. А по некоторым дополнениям, которые вызывали разногласия, – в городе Алматы 10 марта 2011 года был проведен "круглый стол" – в научном центре "ЭКО" Института репродуктивной медицины. В нем приняли участие депутаты Мажилиса, представители министерств юстиции и здравоохранения, ЮНИСЕФ и ЮНФПА, НПО и международных экспертов. Говоря об особенностях проекта Кодекса, депутат отметила, что документ разделен на две части "Общую" и "Особенную", что дает возможность достичь необходимой кодификации и обеспечивает самостоятельность семейно-брачного законодательства. Помимо этого, проектом расширен глоссарий, введены понятия: "супружество", "установление отцовства", "суррогатная мать", "вспомогательные репродуктивные методы и технологии", "аккредитация" "агентств по усыновлению (удочерению)", даются новые определения понятиям: "патронат (приемная семья)", "отказной ребенок", "дети (ребенок) сироты" и "суррогатное материнство". Также проектом предусматривается ряд новелл, направленных на защиту интересов семьи и ребенка, в частности, это положения, предусматривающие тайну личной и семейной жизни граждан, которая охраняется законом. Существенно переработана глава по усыновлению (удочерению) ребенка, приняты новые нормы в части прав и обязанностей усыновителя (удочерителя) и порядка усыновления (удочерения) ребенка, расширены основания по отмене усыновления (удочерения) ребенка. Кроме того, депутатами внесена новая глава по суррогатному материнству, содержащая нормы о правах и обязанностях сторон договора, правовых последствиях, в частности, предусмотрена обязанность сохранения тайны должностными лицами организаций здравоохранения, осуществляющих вспомогательные репродуктивные методы и технологии, нотариусов, удостоверивших договор суррогатного материнства. "Мы внесли в проект Кодекса поправку, согласно которой в качестве заказчика по суррогатному материнству будет выступать только семейная пара, которая по различным причинам не может иметь ребенка", – отметила Динар Нукетаева, отвечая на соответствующий вопрос журналистов. В то же время, по ее словам, суррогатными матерями могут выступать женщины в возрасте от 25 до 35 лет, имеющие "хоть одного собственного ребенка". При этом не имеет значения ее семейное положение. Также, с целью стимулирования усыновления детей внутри республики, рабочей группой приняты предложения в части разработки механизма по назначению и выплате опекунам (попечителям) пособия на содержание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей. "Опекунам и попечителям ежемесячно будут выделяться денежные средства в размере 10 МРП. На эти цели из республиканского бюджета на 2010-2013 годы выделены порядка 15 млн тенге", – сказала депутат. Претерпела ряд изменений и дополнений и глава, касающаяся проведения аккредитации агентств по усыновлению (удочерению). Согласно проекту Кодекса, данные агентства должны иметь положительный опыт работы не менее 10 лет. При этом, по словам народной избранницы, за судьбой усыновленных иностранными гражданами казахстанских детей будет, как и ранее, следить Министерство иностранных дел. "Во всех странах имеются наши посольства и консульства, где имеется база данных по детям, усыновленным иностранцами. Они имеют право посещать этих детей и устанавливать их социально-экономическое положение", – отметила Динар Нукетаева. |