www.esep.kz, 8 июня
Уважаемый Председатель! Уважаемые депутаты, приглашенные! Отчет Счетного Комитета – заключение к Отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2010 год в соответствии с Бюджетным кодексом своевременно внесен в Парламент и конструктивно обсуждался в Комитетах Мажилиса Парламента, рабочих группах. По нашей оценке Правительством в целом исполнены уточненные параметры республиканского бюджета, выполнены обозначенные в Послании Главы Государства народу Казахстана, главные приоритеты по повышению качества жизни населения и его социальной защите. Рост валового внутреннего продукта превысил плановый показатель (на 2%) и составил 107%. Этому способствовали внешние и внутренние факторы: восстановление мировой экономики, развитие внешней конъюнктуры, вступление Казахстана в Таможенный союз. Однако, в ходе исполнения республиканского бюджета 2010 года, по нашему мнению, имелись отдельные недоработки и недостатки при формировании доходной и расходной частей бюджета, которые подробно обсуждались на заседаниях комитетов Мажилиса и в рамках рабочей группы. Поэтому, разрешите остановиться на проблемных вопросах исполнения бюджета, обозначив принципиальные позиции Счетного комитета. Республиканский бюджет 2010 года Правительством уточнялся дважды и корректировался 16 раз. Подведение оценки и конечных результатов исполнения республиканского бюджета по итогам года, согласитесь, представляется несколько сложным при его недостаточно качественном планировании, когда изначально утвержденные бюджетные параметры подвергаются значительным изменениям в течение финансового года. Мы полагаем, что проблема стоит в методологических подходах прогнозирования экономических показателей, планирования бюджетных параметров, с завышенными параметрами расходов и заниженными параметрами налоговых и других платежей в бюджет. На наш взгляд, это является одним из главных факторов препятствующих достижению эффективного использования бюджетных средств. Так, фактические данные по доходу на 215,5 млрд. тенге превысили значение дважды уточненных его параметров, а дефицит снижен на 249 млрд.тенге от его планового значения. Имеющиеся недостатки и недоработки в налоговом и таможенном администрировании отразились на пополнении доходной части бюджета. Налоговыми органами допущены существенные отклонения фактического исполнения налоговых поступлений от уточненных, а также упущены возможности дополнительных поступлений в бюджет. Таким образом, недопоступления в 2010 году КПН с юридических лиц-нерезидентов сложились ниже запланированного объема на 29 млрд.тенге. Поступления налогов и платежей в бюджет от банковского сектора снизились в сравнении с 2009 годом на 11,8 млрд.тенге. Продолжается тенденция роста налоговой задолженности в 1,8 раза (на 361,0 млрд. тенге), недоимки на 199 млрд.тенге или 1,9 раза в сравнении с 2009 годом. Налоговыми органами из доначисленных налогов и платежей на сумму 495,6 млрд. тенге, в бюджет взыскано лишь 5,8&%nbsp; или 28,7 млрд. тенге. По нашему мнению, это негативная тенденция. Однако, чтобы быть объективным надо сказать, что на несоответствующую работу налоговых органов влияет и несовершенство законодательства. Из-за несовершенства системы управления рисками при проведении налоговых проверок почти треть объектов налоговых проверок остались вне контроля, из которых 80% относятся к категории с высокими рисками. При этом мы считаем, что таких налогоплательщиков надо в законодательном порядке обязать проводить аудит. Не решена проблема увеличения числа лжепредприятий (на 21%), являющихся частью скрытой экономики и, как следствие, причиной недополучения поступлений в бюджет. По нашей оценке, выявленные в ходе анализа и контроля недостатки в работе таможенных органов, отразившиеся на качестве таможенного администрирования, привели к значительным потерям бюджета. Это – расхождения в данных "зеркальной статистики" со странами-торговыми партнерами, вследствие, искажения товарных кодов, недекларирования товаров и занижения их таможенной стоимости. Вступление Казахстана в Таможенный союз положительно сказалось на доходной части бюджета. Однако, в 2010 году несогласованность казахстанской стороной исполнения Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин с действиями таможенных служб России и Беларуси привели к распределению излишних сумм в размере 1,3 млрд.тенге в бюджеты указанных государств. Подводя оценку исполнения расходов республиканского бюджета, следует отметить, что при их росте на 28,5% по сравнению с 2009 годом, не освоенными остались 37,6 млрд.тенге. Основной причиной этому послужила, сложившаяся практика внесения частых изменений республиканского бюджета, вследствие низкого качества планирования бюджетных параметров и, соответственно, перечисление бюджетных средств получателям в конце финансового года. В 2010 году в декабре из бюджета перечислено 39 млрд.тенге. По нашему мнению, это также является суммой неосвоения, которая в целом составила 77 млрд. тенге, что составляет 2% от общих расходов. В отчетном периоде дебиторская задолженность возросла в 1,6 раза, составив 117,7 млрд.тенге, что вызывает особое внимание. В результате вся сумма задолженности находится в распоряжении частных компаний. Кроме того, по итогам 2010 года объем свободных остатков возрос в 1,7 раза, составив 93,3 млрд. тенге. Это свидетельствует о низком качестве исполнения бюджета Министерством финансов, недостаточном комплексном его администрировании. При этом в ряде регионов средства неосвоенных текущих трансфертов зачислялись в местный бюджет как свободный остаток (7,8 млрд.тенге), что противоречило принципу адресности, целевого характера бюджетных средств и привело к нарушениям требовании бюджетного кодекса. Мы ежегодно обращаем внимание на тенденцию усиления зависимости местных исполнительных органов в решении социально-экономических задач от республиканского бюджета. Доля трансфертов в объеме доходов областных бюджетов в 2010 году в среднем составила более 60%, а по отдельным регионам достигла 80%, тем самым не расширяется их внутренний потенциал и не укрепляется собственная доходная база местных бюджетов. При этом, необходимо отметить о неудовлетворительной работе правительства по совершенcтвованию бюджетной политики, что, по нашему мнению, приводит к неэффективной реализации бюджетных процессов и наращиванию финансовых расходов. Для решения вопроса по освоению целевых трансфертов, выделяемых регионам и усиливающейся зависимости местных бюджетов от республиканского, мы предлагали пересмотреть существующую методику расчетов трансфертов общего характера с учетом налоговых возможностей регионов. Результаты наших исследований, которые были направлены Правительству, показали, что возможность налоговых поступлений в регионах гораздо выше, чем мы имеем. Кроме того, нами рекомендовано разработать обязательные нормы по определению степени ответственности администраторов республиканских бюджетных программ и руководителей местных исполнительных органов за использование целевых трансфертов. Счетный комитет, выявляя по результатам контрольно-аналитической деятельности нарушения и недостатки в работе государственных органов, одновременно вырабатывает и направляет Правительству и объектам контроля рекомендации, нацеленные на устранение этих проблем. Только в 2010 году по 70-ти нашим рекомендациям нормативно-правового характера Правительством внесены изменения в действующие законодательства и нормативные акты. Уважаемые депутаты! Идея формирования республиканского бюджета на трехлетний период предопределяет непрерывный процесс планирования и реализации проектов с ориентацией на конечный результат. К сожалению, на практике дело обстоит совсем не так как предусматривалось. При формировании перечня бюджетных инвестиционных проектов, в рамках трехлетнего республиканского бюджета, реализуемых в среднесрочном и долгосрочном периодах, не учитывались этапы, целостность и последовательность их выполнения. Эти факты носили системный характер и приводили к превышению нормативных сроков строительства и удорожанию. По результатам контроля установлено, что только по 75-ти новым строительным объектам произошло удорожание на общую сумму 13,6 млрд.тенге. Выявлено, что строительство ряда объектов проводилось: – без утвержденного ТЭО и проектно-сметной документации; – без заключений госэкспертизы и по неутвержденным рабочим проектам; – с удорожанием стоимости строительных работ и услуг, при фиксированных ценах на них, определенных по результатам госзакупок; – без должного контроля со стороны уполномоченных государственных органов, приведшее к неисполнению договорных обязательств со стороны подрядчиков. Поэтому удорожание стоимости инвестиционных проектов становится основным фактором финансовых нарушений. В целях повышения эффективности реализации инвестиционных проектов Счетным комитетом рекомендовано внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты в части ограничения и ужесточения требований к удорожанию инвестиционных проектов, а также выработать единую методику по определению их стоимости. В ходе контрольно-аналитической деятельности стратегических планов 11-ти государственных органов установлено, что в отдельных направлениях отсутствовали четкая ориентация целей и задач, влияющие на конечные результаты. При уточнениях и корректировках республиканского бюджета вносились изменения в стратегические планы по истечении нескольких месяцев в нарушение бюджетного законодательствам в сторону учета его показателей как исполненные. Некоторые показатели исполнены не в полном объеме. В действующем законодательстве не предусмотрены ответственность за их недостижение. Оценка реализации 7-ми государственных и 4-х отраслевых программ показала, что в большинстве случаев не достигнуты ожидаемые их результаты вследствие серьезных недоработок на стадии планирования, отсутствия координации и взаимодействия между государственными органами в части выполнения планов мероприятий по их реализации. Кроме того, должным образом не осуществлялся мониторинг и контроль за их исполнением. Результаты реализации госпрограмм в отдельных случаях показали на неэффективное их исполнение, не соблюдались сроки и последовательность мероприятий предусмотренных в Планах реализации. Общая сумма нарушений при реализации государственных и отраслевых программ составила 72 млрд.тенге. Проведенный нами анализ показал, что деятельность субъектов квазигосударственного сектора убыточна. В республике из 138 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, выплатили дивиденды лишь половина. По нашему мнению, 43 акционерных общества, из-за отсутствия четкой стратегии развития, должного менеджмента, принятия экономически невыгодных и непродуманных решений в управлении вверенными им государственными активами завершили отчетный период убыточно на сумму 39,5 млрд.тенге. К сожалению, менеджеры, допускающие такие убытки, не несут никакой ответственности. В целом за последние три года в доход республиканского бюджета поступили дивиденды в сумме 41,9 млрд. тенге, что составляет всего лишь 3,2% от общего объема выделенных средств. Для эффективного управления государственными активами и установления единого учета государственного имущества нами рекомендовано создать базу данных государственных активов и внедрить единый мониторинг по ним. Данная рекомендация исполнена Правительством в рамках принятого Закона РК "О государственном имуществе". Для обеспечения прозрачности использования бюджетных средств субъектами квазигосударственного сектора, в реализацию наших рекомендаций, Правительством разработан законопроект предусматривающий открытие контрольных счетов наличности, для учета операций, связанных зачислением бюджетных инвестиций и их использованием на проведение расходов субъектами квазигосударственного сектора, на увеличение (формирование) уставных капиталов. Уважаемые депутаты! При подготовке Отчета 2010 года нами были учтены прошлогодние ваши замечания, указанные в Постановлении Мажилиса Парламента, а именно: – в рамках контроля эффективности проведена оценка достижения госорганами за отчетный финансовый год прямых и конечных результатов, с отражением аналитических данных предыдущих периодов; – в отчете приведены данные об исполнении республиканского бюджета за 2010 год с указанием проведенных контрольных мероприятий и сумм, выявленных нарушений, за отчетный период. За отчетный период нами проведено 61 контрольное мероприятие, которыми охвачены средства республиканского бюджета 2010 года в сумме 586,5 млрд.тенге или порядка 13% от общего объема расходов. Выявлены финансовые нарушения по бюджетным средствам 2010 года в размере 80 млрд.тенге. По результатам наших проверок, в отчетном периоде из подлежащих к восстановлению 13,3 млрд.тенге, объектами контроля в бюджет восстановлено 9,4 млрд.тенге, или 70 процентов. По итогам контроля Счетного комитета правоохранительным органам передано 39 материалов. По четырем уголовным делам в отношении 14 человек вынесены приговоры, 17 уголовных дел находятся в производстве, 18 материалов – на доследственной проверке. Привлечено к дисциплинарной отчетности 144 человека, понижены в должности – 2, освобождены от занимаемой должности – 26. Резюмируя свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Отчета, озвученные предложения и рекомендации, которые будут использованы нами в дальнейшей деятельности Счетного комитета. Благодарю за внимание! |