NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Среда 24.04.2024 15:55 ast
13:55 msk

Выступление Председателя Счетного комитета на пленарном заседании Мажилиса Парламента РК
О.Оксикбаев: Недопоступления в 2010 году КПН с юридических лиц-нерезидентов сложились ниже запланированного объема на 29 млрд.тенге. Поступления налогов и платежей в бюджет от банковского сектора снизились в сравнении с 2009 годом на 11,8 млрд.тенге. Продолжается тенденция роста налоговой задолженности в 1,8 раза…
13.06.2011 / политика и общество

www.esep.kz, 8 июня

Уважаемый Председатель!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Отчет Счетного Комитета – заключение к Отчету правительства об исполнении республиканского бюджета за 2010 год в соответствии с Бюджетным кодексом своевременно внесен в Парламент и конструктивно обсуждался в Комитетах Мажилиса Парламента, рабочих группах.
По нашей оценке Правительством в целом исполнены уточненные параметры республиканского бюджета, выполнены обозначенные в Послании Главы Государства народу Казахстана, главные приоритеты по повышению качества жизни населения и его социальной защите.
Рост валового внутреннего продукта превысил плановый показатель (на 2%) и составил 107%. Этому способствовали внешние и внутренние факторы: восстановление мировой экономики, развитие внешней конъюнктуры, вступление Казахстана в Таможенный союз.
Однако, в ходе исполнения республиканского бюджета 2010 года, по нашему мнению, имелись отдельные недоработки и недостатки при формировании доходной и расходной частей бюджета, которые подробно обсуждались на заседаниях комитетов Мажилиса и в рамках рабочей группы.
Поэтому, разрешите остановиться на проблемных вопросах исполнения бюджета, обозначив принципиальные позиции Счетного комитета.
Республиканский бюджет 2010 года Правительством уточнялся дважды и корректировался 16 раз.
Подведение оценки и конечных результатов исполнения республиканского бюджета по итогам года, согласитесь, представляется несколько сложным при его недостаточно качественном планировании, когда изначально утвержденные бюджетные параметры подвергаются значительным изменениям в течение финансового года.
Мы полагаем, что проблема стоит в методологических подходах прогнозирования экономических показателей, планирования бюджетных параметров, с завышенными параметрами расходов и заниженными параметрами налоговых и других платежей в бюджет.
На наш взгляд, это является одним из главных факторов препятствующих достижению эффективного использования бюджетных средств.
Так, фактические данные по доходу на 215,5 млрд. тенге превысили значение дважды уточненных его параметров, а дефицит снижен на 249 млрд.тенге от его планового значения.
Имеющиеся недостатки и недоработки в налоговом и таможенном администрировании отразились на пополнении доходной части бюджета.
Налоговыми органами допущены существенные отклонения фактического исполнения налоговых поступлений от уточненных, а также упущены возможности дополнительных поступлений в бюджет.
Таким образом, недопоступления в 2010 году КПН с юридических лиц-нерезидентов сложились ниже запланированного объема на 29 млрд.тенге.
Поступления налогов и платежей в бюджет от банковского сектора снизились в сравнении с 2009 годом на 11,8 млрд.тенге.
Продолжается тенденция роста налоговой задолженности в 1,8 раза (на 361,0 млрд. тенге), недоимки на 199 млрд.тенге или 1,9 раза в сравнении с 2009 годом.
Налоговыми органами из доначисленных налогов и платежей на сумму 495,6 млрд. тенге, в бюджет взыскано лишь 5,8&%nbsp; или 28,7 млрд. тенге. По нашему мнению, это негативная тенденция. Однако, чтобы быть объективным надо сказать, что на несоответствующую работу налоговых органов влияет и несовершенство законодательства.
Из-за несовершенства системы управления рисками при проведении налоговых проверок почти треть объектов налоговых проверок остались вне контроля, из которых 80% относятся к категории с высокими рисками. При этом мы считаем, что таких налогоплательщиков надо в законодательном порядке обязать проводить аудит.
Не решена проблема увеличения числа лжепредприятий (на 21%), являющихся частью скрытой экономики и, как следствие, причиной недополучения поступлений в бюджет.
По нашей оценке, выявленные в ходе анализа и контроля недостатки в работе таможенных органов, отразившиеся на качестве таможенного администрирования, привели к значительным потерям бюджета.
Это – расхождения в данных "зеркальной статистики" со странами-торговыми партнерами, вследствие, искажения товарных кодов, недекларирования товаров и занижения их таможенной стоимости.
Вступление Казахстана в Таможенный союз положительно сказалось на доходной части бюджета.
Однако, в 2010 году несогласованность казахстанской стороной исполнения Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин с действиями таможенных служб России и Беларуси привели к распределению излишних сумм в размере 1,3 млрд.тенге в бюджеты указанных государств.
Подводя оценку исполнения расходов республиканского бюджета, следует отметить, что при их росте на 28,5% по сравнению с 2009 годом, не освоенными остались 37,6 млрд.тенге.
Основной причиной этому послужила, сложившаяся практика внесения частых изменений республиканского бюджета, вследствие низкого качества планирования бюджетных параметров и, соответственно, перечисление бюджетных средств получателям в конце финансового года. В 2010 году в декабре из бюджета перечислено 39 млрд.тенге. По нашему мнению, это также является суммой неосвоения, которая в целом составила 77 млрд. тенге, что составляет 2% от общих расходов. В отчетном периоде дебиторская задолженность возросла в 1,6 раза, составив 117,7 млрд.тенге, что вызывает особое внимание.
В результате вся сумма задолженности находится в распоряжении частных компаний.
Кроме того, по итогам 2010 года объем свободных остатков возрос в 1,7 раза, составив 93,3 млрд. тенге. Это свидетельствует о низком качестве исполнения бюджета Министерством финансов, недостаточном комплексном его администрировании.
При этом в ряде регионов средства неосвоенных текущих трансфертов зачислялись в местный бюджет как свободный остаток (7,8 млрд.тенге), что противоречило принципу адресности, целевого характера бюджетных средств и привело к нарушениям требовании бюджетного кодекса.
Мы ежегодно обращаем внимание на тенденцию усиления зависимости местных исполнительных органов в решении социально-экономических задач от республиканского бюджета.
Доля трансфертов в объеме доходов областных бюджетов в 2010 году в среднем составила более 60%, а по отдельным регионам достигла 80%, тем самым не расширяется их внутренний потенциал и не укрепляется собственная доходная база местных бюджетов.
При этом, необходимо отметить о неудовлетворительной работе правительства по совершенcтвованию бюджетной политики, что, по нашему мнению, приводит к неэффективной реализации бюджетных процессов и наращиванию финансовых расходов.
Для решения вопроса по освоению целевых трансфертов, выделяемых регионам и усиливающейся зависимости местных бюджетов от республиканского, мы предлагали пересмотреть существующую методику расчетов трансфертов общего характера с учетом налоговых возможностей регионов.
Результаты наших исследований, которые были направлены Правительству, показали, что возможность налоговых поступлений в регионах гораздо выше, чем мы имеем.
Кроме того, нами рекомендовано разработать обязательные нормы по определению степени ответственности администраторов республиканских бюджетных программ и руководителей местных исполнительных органов за использование целевых трансфертов.
Счетный комитет, выявляя по результатам контрольно-аналитической деятельности нарушения и недостатки в работе государственных органов, одновременно вырабатывает и направляет Правительству и объектам контроля рекомендации, нацеленные на устранение этих проблем. Только в 2010 году по 70-ти нашим рекомендациям нормативно-правового характера Правительством внесены изменения в действующие законодательства и нормативные акты.
Уважаемые депутаты!
Идея формирования республиканского бюджета на трехлетний период предопределяет непрерывный процесс планирования и реализации проектов с ориентацией на конечный результат.
К сожалению, на практике дело обстоит совсем не так как предусматривалось.
При формировании перечня бюджетных инвестиционных проектов, в рамках трехлетнего республиканского бюджета, реализуемых в среднесрочном и долгосрочном периодах, не учитывались этапы, целостность и последовательность их выполнения.
Эти факты носили системный характер и приводили к превышению нормативных сроков строительства и удорожанию.
По результатам контроля установлено, что только по 75-ти новым строительным объектам произошло удорожание на общую сумму 13,6 млрд.тенге.
Выявлено, что строительство ряда объектов проводилось:
– без утвержденного ТЭО и проектно-сметной документации;
– без заключений госэкспертизы и по неутвержденным рабочим проектам;
– с удорожанием стоимости строительных работ и услуг, при фиксированных ценах на них, определенных по результатам госзакупок;
– без должного контроля со стороны уполномоченных государственных органов, приведшее к неисполнению договорных обязательств со стороны подрядчиков.
Поэтому удорожание стоимости инвестиционных проектов становится основным фактором финансовых нарушений.
В целях повышения эффективности реализации инвестиционных проектов Счетным комитетом рекомендовано внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты в части ограничения и ужесточения требований к удорожанию инвестиционных проектов, а также выработать единую методику по определению их стоимости.
В ходе контрольно-аналитической деятельности стратегических планов 11-ти государственных органов установлено, что в отдельных направлениях отсутствовали четкая ориентация целей и задач, влияющие на конечные результаты. При уточнениях и корректировках республиканского бюджета вносились изменения в стратегические планы по истечении нескольких месяцев в нарушение бюджетного законодательствам в сторону учета его показателей как исполненные.
Некоторые показатели исполнены не в полном объеме. В действующем законодательстве не предусмотрены ответственность за их недостижение.
Оценка реализации 7-ми государственных и 4-х отраслевых программ показала, что в большинстве случаев не достигнуты ожидаемые их результаты вследствие серьезных недоработок на стадии планирования, отсутствия координации и взаимодействия между государственными органами в части выполнения планов мероприятий по их реализации. Кроме того, должным образом не осуществлялся мониторинг и контроль за их исполнением.
Результаты реализации госпрограмм в отдельных случаях показали на неэффективное их исполнение, не соблюдались сроки и последовательность мероприятий предусмотренных в Планах реализации. Общая сумма нарушений при реализации государственных и отраслевых программ составила 72 млрд.тенге.
Проведенный нами анализ показал, что деятельность субъектов квазигосударственного сектора убыточна. В республике из 138 акционерных обществ и товариществ с ограниченной ответственностью, выплатили дивиденды лишь половина.
По нашему мнению, 43 акционерных общества, из-за отсутствия четкой стратегии развития, должного менеджмента, принятия экономически невыгодных и непродуманных решений в управлении вверенными им государственными активами завершили отчетный период убыточно на сумму 39,5 млрд.тенге. К сожалению, менеджеры, допускающие такие убытки, не несут никакой ответственности.
В целом за последние три года в доход республиканского бюджета поступили дивиденды в сумме 41,9 млрд. тенге, что составляет всего лишь 3,2% от общего объема выделенных средств.
Для эффективного управления государственными активами и установления единого учета государственного имущества нами рекомендовано создать базу данных государственных активов и внедрить единый мониторинг по ним. Данная рекомендация исполнена Правительством в рамках принятого Закона РК "О государственном имуществе".
Для обеспечения прозрачности использования бюджетных средств субъектами квазигосударственного сектора, в реализацию наших рекомендаций, Правительством разработан законопроект предусматривающий открытие контрольных счетов наличности, для учета операций, связанных зачислением бюджетных инвестиций и их использованием на проведение расходов субъектами квазигосударственного сектора, на увеличение (формирование) уставных капиталов.
Уважаемые депутаты!
При подготовке Отчета 2010 года нами были учтены прошлогодние ваши замечания, указанные в Постановлении Мажилиса Парламента, а именно:
– в рамках контроля эффективности проведена оценка достижения госорганами за отчетный финансовый год прямых и конечных результатов, с отражением аналитических данных предыдущих периодов;
– в отчете приведены данные об исполнении республиканского бюджета за 2010 год с указанием проведенных контрольных мероприятий и сумм, выявленных нарушений, за отчетный период.
За отчетный период нами проведено 61 контрольное мероприятие, которыми охвачены средства республиканского бюджета 2010 года в сумме 586,5 млрд.тенге или порядка 13% от общего объема расходов. Выявлены финансовые нарушения по бюджетным средствам 2010 года в размере 80 млрд.тенге.
По результатам наших проверок, в отчетном периоде из подлежащих к восстановлению 13,3 млрд.тенге, объектами контроля в бюджет восстановлено 9,4 млрд.тенге, или 70 процентов.
По итогам контроля Счетного комитета правоохранительным органам передано 39 материалов. По четырем уголовным делам в отношении 14 человек вынесены приговоры, 17 уголовных дел находятся в производстве, 18 материалов – на доследственной проверке.
Привлечено к дисциплинарной отчетности 144 человека, понижены в должности – 2, освобождены от занимаемой должности – 26.
Резюмируя свое выступление, хочу выразить благодарность всем депутатам за активное участие в обсуждении нашего Отчета, озвученные предложения и рекомендации, которые будут использованы нами в дальнейшей деятельности Счетного комитета.
Благодарю за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2011
Глава государства поздравил депутатов 30.06.2011
Депутатский запрос Премьер-министру 30.06.2011
Госсекретарь РК принял руководителей ряда делегаций, участвующих в сессии СМИД ОИК 30.06.2011
В Астане 4, 5, 6 июля объявляются выходными днями 30.06.2011
Комплекс мер по поддержке дачников и садоводов разработан Правительством Казахстана 30.06.2011
Зарегистрированы 3 кандидата в Сенат Парламента РК от Актюбинской области 30.06.2011
За сильный регион! 30.06.2011
Слет стипендиатов образовательной программы "KAZENERGY" 30.06.2011
Сплошное недоразумение, или Письмо несчастья от Аблязова 30.06.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
24.04.24 Среда
85. МИНДАГУЛОВ Алькен
85. ХАФИЗОВА Клара
79. САРМУРЗИНА Раушан
71. ХАЛБАЕВА Анипа
66. ИКСАНОВА Гульнар
65. КУЗЬМЕНКО Сергей
65. СУХОРУКОВА Наталья
65. ТОЛСТУНОВ Александр
63. ТЫНЫБЕКОВ Сериккали
62. ЖУНУСОВ Назымбек
61. АБДРАХМАНОВ Мурат
60. АБДУЛЛАЕВ Сакен
59. БЕЙСЕНБЕКОВ Женис
53. ЖЕТПИСБАЕВ Арман
53. ТОРЕБАЙ Канат
...>>>
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz