Зубейда Давлетъярова, www.dialog.kz, 14 июня
Влияние религии, как и число верующих граждан в Казахстане сильно преувеличено, считает доктор философских наук, заведующий отделом философии культуры и религии Института философии и политологии МОН РК Анатолий Косиченко. Тенденции строгой науки призваны успокоить общество – в настоящее время политический переворот на религиозной почве в нашей стране фактически нереален. Модератор клуба "Айт PARK", в котором состоялась встреча с религиоведом, начал беседу с вопроса "в лоб". Нурлан Еримбетов призвал эксперта дать оценку: насколько в действительности напряжена межрелигиозная атмосфера в Казахстане, коль скоро о розни на этой платформе сегодня говорят даже министры и акимы, что является признаком тревожности власти. – Есть определенное религиозное противостояние. Но надо сказать, что конфликт вырастает не на религиозной почве, религии просто подхватывают общие тенденции, идущие из политики и культуры. Религия просто является формой, в которой все эти противоречия выражаются. И на поверхности действительно выглядит так, что христианство вступает в столкновение с исламом, – пояснил Анатолий Косиченко. Православный мир крайне обеспокоен ростом христианофобии, если обратится к статистике, то 70% насильственных актов направлены против почитателей Иисуса, отметил он. Однако эксперт подчеркнул, что всевозможные акты насилия и давления, вроде сжигания Корана в США или разрушения церквей в арабском мире – есть не что иное, как выражение воли отдельных представителей мировых вероучений. На фундаментальной основе, в глобальном плане борьбы религий не наблюдается: ислам не стремится повсеместно вытеснить христианство, соответственно и наоборот. Религиовед отметил еще и тот факт, что мировые религии в принципе постепенно сходят "на нет". "Почему, вы думаете, европейцы боятся ислама? Потому что они потеряли свои христианские корни. Приходит религия – мощная, сплоченная, которая представляет собой нечто новое для потерявшей веру христианской цивилизации. Есть данные, что порядка 20 тысяч церквей в Европе проданы, перепрофилированы, в том числе и под увеселительные заведения, и перестали быть культовыми объектами. Религия уходит в сферу частной жизни человека, политические лидеры не считаются с предложениями лидеров вероучений. Мы видим падение религиозности в мире", – полагает эксперт. По его мнению, либеральные современные ценности плохо сочетаются с искренней верой, сегодня мало кто готов в действительности подчиняться Богу, какое бы имя он не носил. Но учитывая волнообразность общественных тенденций, Анатолий Косиченко прогнозирует некий ренессанс веры в ближайшие 20-30 лет. В плане применения глобальных процессов непосредственно к Казахстану эксперт подтвердил, что крупные этносы в Азии более активно подразделяют себя на различные течения внутри самого ислама. Аналогичную ситуацию можно было наблюдать в начале 90-х годов, когда мечети делились по этническому признаку – позже рознь была преодолена. Анатолий Косиченко объясняет все более проникающее в повседневную жизнь дробление на салафитов, суфиев, суннитов, последователей "официального" ислама возрастающей жаждой знаний у мусульман. "Ничего удивительного нет, что по мере углубления в религиозные знания ставятся разные вопросы, и в зависимости от ответов на них, человек тянется к тому или иному направлению". Характерно, что в зависимости от ответа на вопросы веры в соответствии со своими убеждениями, по меткому выражению Нурлана Еримбетова, тебя могут "загрести (правоохранительные органы – ред.), признать радикалом или признать за своего в глазах большинства". Иногда человек, подвергшийся давлению на почве выбора течения или испытывающий по этому поводу нравственные колебания, становится жертвой банального предрассудка. Точка зрения Анатолия Косиченко – подтвержденная мнением большинства лидеров мировых религий – основывается на понимании порочности пропаганды религиозной и этнической идентичности людей. "Нельзя просто по факту рождения стать мусульманином или православным. Более того, этот ложный посыл опасен для национальной безопасности. Отождествление этих двух идентичностей, которые не совпадают, в случае нарастания протеста на каком-то из двух полюсов – религиозном или этническом – в случае реализации протеста усилит его и обогатит", – считает религиовед. Между тем, в Казахстане подобное сращение процветает на всех уровнях, в том числе, статистическом. Так, по данным официальных источников, 70% казахстанцев исповедуют ислам, но эти цифры эксперт полагает неверными. По мнению Анатолия Косиченко, эти 70% были записаны в мусульмане на основании только этнической принадлежности: в упрощенном видении властей, казах, узбек, татарин, представитель другой тюрской или кавказской национальности должен быть мусульманином. На самом деле, уверен ученый, "у нас значительно большее число атеистов и сомневающихся, нежели заявляют лидеры конфессий". Также он дал отрицательный ответ относительно возможности каких-либо "групп поддержки" во власти, отождествляющих себя с одной из конфессий, насильственно сменить политический режим, опираясь на единоверцев. Эксперт призвал не отождествлять Казахстан с арабским миром. "Такое невозможно. У нас на религиозной волне невозможно изменить систему. Арабские страны прошли большой путь, у них ислам проник в культуру и политику, стал одной из идейных основ. У нас такого не происходит", – заверил Косиченко. Вывод о том, что "религиозность казахстанцев сильно преувеличена" он подкрепил статистическими выкладками. По его словам, только 65% жителей РК так или иначе относят себя к одной из конфессий (исламу, христианству, иудаизму и т.д.), однако относят весьма поверхностно, в силу, скорее, культурных традиций и инерции мышления. Чтобы высветить истинную религиозность общества, необходимо провести более глубокие исследования, выяснить, сколько граждан действительно отправляют культ, живут по основам выбранной веры – и таких найдется крайне мало. Подобные опросы проводились в России и Узбекистане, выявив огромный разрыв между мифами и реальностью. Так в РФ только 10-15% граждан посещают церковь и только 5% из них ходят к причастию (приобщение к данному таинству является основным доказательством приверженности к христианству определенных течений), но при этом православными называют себя практически 80% населения. Схожая картина и в Узбекистане, где основная масса жителей уверенно относит себя к мусульманам: по данным исследований, лишь 12-15% из них регулярно читают намаз. Тем не менее, ученый признал рост религиозности в некоторых группах общества, например, в среде обитателей колоний и тюрем. Коснулся Анатолий Косиченко и государственного регулирования столь тонкой области, как вероисповедание, отметив случаи, как оправданного, так и неоправданного давления на граждан из-за их убеждений. "Действия силовых структур зачастую недостаточно неэффективны. Может быть, с созданием Агентства по делам религий переформатируются функции. Я бы хотел, чтобы Агентство совместно с ДУМК, совместно с митрополичьим округом, совместно с силовыми структурами хорошо проработало представленность религий в обществе, где оно позитивно, где негативно", – сказал он. На сегодняшний момент низкая эффективность борьбы с негативными проявлениями, вроде экстремистских сект, по словам ученого, происходит от недостаточной информированности. Точно также позитивное влияние религий на общество не всегда замечается государством в полной мере. В то же время, по мнению Косиченко, религия относится к сферам, "контролируемым" гражданским обществом, и государство должно как можно меньше вмешиваться в свободу вероисповедания, выступая не в роли дубинки, а скорее наблюдателя со стороны, готового вмешаться только в случае ярко выраженного конфликта. |