NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 08:48 ast
06:48 msk

Переворот на религиозной почве невозможен
Влияние религии, как и число верующих граждан в Казахстане сильно преувеличено, считает доктор философских наук, заведующий отделом философии культуры и религии Института философии и политологии МОН РК Анатолий Косиченко
16.06.2011 / политика и общество

Зубейда Давлетъярова, www.dialog.kz, 14 июня

Влияние религии, как и число верующих граждан в Казахстане сильно преувеличено, считает доктор философских наук, заведующий отделом философии культуры и религии Института философии и политологии МОН РК Анатолий Косиченко. Тенденции строгой науки призваны успокоить общество – в настоящее время политический переворот на религиозной почве в нашей стране фактически нереален.
Модератор клуба "Айт PARK", в котором состоялась встреча с религиоведом, начал беседу с вопроса "в лоб". Нурлан Еримбетов призвал эксперта дать оценку: насколько в действительности напряжена межрелигиозная атмосфера в Казахстане, коль скоро о розни на этой платформе сегодня говорят даже министры и акимы, что является признаком тревожности власти.
– Есть определенное религиозное противостояние. Но надо сказать, что конфликт вырастает не на религиозной почве, религии просто подхватывают общие тенденции, идущие из политики и культуры. Религия просто является формой, в которой все эти противоречия выражаются. И на поверхности действительно выглядит так, что христианство вступает в столкновение с исламом, – пояснил Анатолий Косиченко. Православный мир крайне обеспокоен ростом христианофобии, если обратится к статистике, то 70% насильственных актов направлены против почитателей Иисуса, отметил он. Однако эксперт подчеркнул, что всевозможные акты насилия и давления, вроде сжигания Корана в США или разрушения церквей в арабском мире – есть не что иное, как выражение воли отдельных представителей мировых вероучений. На фундаментальной основе, в глобальном плане борьбы религий не наблюдается: ислам не стремится повсеместно вытеснить христианство, соответственно и наоборот. Религиовед отметил еще и тот факт, что мировые религии в принципе постепенно сходят "на нет". "Почему, вы думаете, европейцы боятся ислама? Потому что они потеряли свои христианские корни. Приходит религия – мощная, сплоченная, которая представляет собой нечто новое для потерявшей веру христианской цивилизации. Есть данные, что порядка 20 тысяч церквей в Европе проданы, перепрофилированы, в том числе и под увеселительные заведения, и перестали быть культовыми объектами. Религия уходит в сферу частной жизни человека, политические лидеры не считаются с предложениями лидеров вероучений. Мы видим падение религиозности в мире", – полагает эксперт. По его мнению, либеральные современные ценности плохо сочетаются с искренней верой, сегодня мало кто готов в действительности подчиняться Богу, какое бы имя он не носил. Но учитывая волнообразность общественных тенденций, Анатолий Косиченко прогнозирует некий ренессанс веры в ближайшие 20-30 лет.
В плане применения глобальных процессов непосредственно к Казахстану эксперт подтвердил, что крупные этносы в Азии более активно подразделяют себя на различные течения внутри самого ислама. Аналогичную ситуацию можно было наблюдать в начале 90-х годов, когда мечети делились по этническому признаку – позже рознь была преодолена. Анатолий Косиченко объясняет все более проникающее в повседневную жизнь дробление на салафитов, суфиев, суннитов, последователей "официального" ислама возрастающей жаждой знаний у мусульман. "Ничего удивительного нет, что по мере углубления в религиозные знания ставятся разные вопросы, и в зависимости от ответов на них, человек тянется к тому или иному направлению". Характерно, что в зависимости от ответа на вопросы веры в соответствии со своими убеждениями, по меткому выражению Нурлана Еримбетова, тебя могут "загрести (правоохранительные органы – ред.), признать радикалом или признать за своего в глазах большинства". Иногда человек, подвергшийся давлению на почве выбора течения или испытывающий по этому поводу нравственные колебания, становится жертвой банального предрассудка. Точка зрения Анатолия Косиченко – подтвержденная мнением большинства лидеров мировых религий – основывается на понимании порочности пропаганды религиозной и этнической идентичности людей. "Нельзя просто по факту рождения стать мусульманином или православным. Более того, этот ложный посыл опасен для национальной безопасности. Отождествление этих двух идентичностей, которые не совпадают, в случае нарастания протеста на каком-то из двух полюсов – религиозном или этническом – в случае реализации протеста усилит его и обогатит", – считает религиовед.
Между тем, в Казахстане подобное сращение процветает на всех уровнях, в том числе, статистическом. Так, по данным официальных источников, 70% казахстанцев исповедуют ислам, но эти цифры эксперт полагает неверными. По мнению Анатолия Косиченко, эти 70% были записаны в мусульмане на основании только этнической принадлежности: в упрощенном видении властей, казах, узбек, татарин, представитель другой тюрской или кавказской национальности должен быть мусульманином. На самом деле, уверен ученый, "у нас значительно большее число атеистов и сомневающихся, нежели заявляют лидеры конфессий". Также он дал отрицательный ответ относительно возможности каких-либо "групп поддержки" во власти, отождествляющих себя с одной из конфессий, насильственно сменить политический режим, опираясь на единоверцев. Эксперт призвал не отождествлять Казахстан с арабским миром. "Такое невозможно. У нас на религиозной волне невозможно изменить систему. Арабские страны прошли большой путь, у них ислам проник в культуру и политику, стал одной из идейных основ. У нас такого не происходит", – заверил Косиченко. Вывод о том, что "религиозность казахстанцев сильно преувеличена" он подкрепил статистическими выкладками. По его словам, только 65% жителей РК так или иначе относят себя к одной из конфессий (исламу, христианству, иудаизму и т.д.), однако относят весьма поверхностно, в силу, скорее, культурных традиций и инерции мышления. Чтобы высветить истинную религиозность общества, необходимо провести более глубокие исследования, выяснить, сколько граждан действительно отправляют культ, живут по основам выбранной веры – и таких найдется крайне мало. Подобные опросы проводились в России и Узбекистане, выявив огромный разрыв между мифами и реальностью. Так в РФ только 10-15% граждан посещают церковь и только 5% из них ходят к причастию (приобщение к данному таинству является основным доказательством приверженности к христианству определенных течений), но при этом православными называют себя практически 80% населения. Схожая картина и в Узбекистане, где основная масса жителей уверенно относит себя к мусульманам: по данным исследований, лишь 12-15% из них регулярно читают намаз. Тем не менее, ученый признал рост религиозности в некоторых группах общества, например, в среде обитателей колоний и тюрем.
Коснулся Анатолий Косиченко и государственного регулирования столь тонкой области, как вероисповедание, отметив случаи, как оправданного, так и неоправданного давления на граждан из-за их убеждений. "Действия силовых структур зачастую недостаточно неэффективны. Может быть, с созданием Агентства по делам религий переформатируются функции. Я бы хотел, чтобы Агентство совместно с ДУМК, совместно с митрополичьим округом, совместно с силовыми структурами хорошо проработало представленность религий в обществе, где оно позитивно, где негативно", – сказал он. На сегодняшний момент низкая эффективность борьбы с негативными проявлениями, вроде экстремистских сект, по словам ученого, происходит от недостаточной информированности. Точно также позитивное влияние религий на общество не всегда замечается государством в полной мере. В то же время, по мнению Косиченко, религия относится к сферам, "контролируемым" гражданским обществом, и государство должно как можно меньше вмешиваться в свободу вероисповедания, выступая не в роли дубинки, а скорее наблюдателя со стороны, готового вмешаться только в случае ярко выраженного конфликта.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2011
Глава государства поздравил депутатов 30.06.2011
Депутатский запрос Премьер-министру 30.06.2011
Госсекретарь РК принял руководителей ряда делегаций, участвующих в сессии СМИД ОИК 30.06.2011
В Астане 4, 5, 6 июля объявляются выходными днями 30.06.2011
Комплекс мер по поддержке дачников и садоводов разработан Правительством Казахстана 30.06.2011
Зарегистрированы 3 кандидата в Сенат Парламента РК от Актюбинской области 30.06.2011
За сильный регион! 30.06.2011
Слет стипендиатов образовательной программы "KAZENERGY" 30.06.2011
Сплошное недоразумение, или Письмо несчастья от Аблязова 30.06.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz