Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 июня
Проблемы этнокультурного образования в Казахстане и пути их решения рассмотрели сегодня за круглым столом в Мажилисе депутаты, представители Министерства образования и науки РК и учебных заведений республики. Обсуждение состоялось в рамках депутатской группы "Жаңа Қазақстан" под председательством Кайрата Садвакасова. Актуальные вопросы современного общества и образования прозвучали в докладе директора Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Бахридена Каримжанова (тезисы:). Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, конструируя внешнюю политику государства, заявил, что Казахстан желает жить в мире и дружбе со всем мировым сообществом и укреплять межнациональное согласие внутри страны. В соответствии с Конституцией, законами "Об образовании, "О языках в Республике Казахстан" государство заботится о создании благоприятных условий для изучения и развития всех языков многонационального народа Казахстана. В 2010 – 2011 учебном году в 108 образовательных школах республики 13.133 учащихся изучали как самостоятельный предмет 16 родных языков. Это немецкий, польский, корейский, дунганский, курдский, турецкий, татарский, азербайджанский, уйгурский, чеченский, греческий, армянский, иврит, лезгинский, украинский и белорусский языки. В республике функционирует 81 воскресная школа, с контингентом 3956 детей. Наряду с достижениями в области этнокультурного образования ощущается и потребность в квалифицированных кадрах для преподавания родных языков и в учебниках, учебно-методической литературе, адаптированной к государственным стандартам. О проблемах этнопедагогического образования в высшей школе рассказал директор Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Серик Умирбаев. По его словам, в системе этнопедагогического образования в высшей школе еще нет комплексного подхода, который позволили бы сформировать компетентность будущего учителя в этнопедагогике. Актуальные вопросы деятельности "воскресных школ" в сфере этнокультурного образования прозвучали в докладе депутата Мажилиса, члена Ассамблеи народа Казахстана Мурата Ахмадиева (тезисы): Понятия "воскресная школа" нет ни в одном нормативном правовом акте нашей страны, при этом существуют лоты областного Управления образования по линии государственного социального заказа с такими названиями как "Ускоренное обучение родным языкам в воскресных школах". В связи с этим, мною были направлены запросы о предоставлении информации во все областные центры, города Астана и Алматы. Проанализировав полученную информацию, можно с уверенностью сказать, что повсеместно работа воскресных школ ведется квалифицированными преподавателями, что отрадно было констатировать. Интересный ответ пришел из Кызылординской области, где начальник областного управления образования пишет об отсутствии воскресных школ, а заместитель акима области о наличии 4 школ. Очень хороший опыт в Павлодарской области, где для этих целей Управлением образования в Доме дружбы образована "Школа национального возрождения", в которой организованы 14 учебных, 2 мультимедийных кабинета и 1 музыкальная студия. На финансирование, к примеру, на 2011 год заложено 31 млн. тенге. Подобный пример есть и в Акмолинской области, где открыт Центр по обучению родным языкам "Шанырак" на базе средней школы № 1. Там 218 детей изучают казахский, татарский, армянский, польский, немецкий, ингушский, русский, корейский, азербайджанский языки. Считаю, что в таком направлении должны работать не только региональные управления образования, но может быть даже больше региональные Секретариаты Ассамблеи народа Казахстана. Инициатива должна исходить от них, ведь именно они работают в непосредственном контакте с этнокультурными объединениями. В Астане существует уникальный комплекс Дворец мира и согласия, где имеются огромные возможности для создания подобных центров. Однако, за аренду помещений в нем необходимо заплатить немалую сумму. Считаю, что данный вопрос необходимо поднимать перед руководством города. В ответах на мой запрос из регионов подобные занятия разделились на понятия: "воскресные школы" и "воскресные классы". Источник их финансирования законодательно не урегулирован, вследствие чего местные исполнительные органы выделяют средства из бюджетов разных государственных учреждений. Это вызывает постоянные нарекания со стороны правоохранительных и фискальных органов. На основании этого мною был направлен запрос в Министерство образования и науки РК касательно количества "воскресных школ" по республике, а также с целью получить разъяснение, в чем разница в понятиях "воскресная школа" и "воскресный класс"? Из ответа Министерства образования и науки следует, что разницы в понятиях "воскресная школа" и "воскресный класс" нет, и количество подобных школ в республике составляет 79. При этом, согласно полученной мной информации, предоставленной акимами всех административных центров по состоянию на 1 января 2011 года, количество воскресных школ и классов составляет 237. Это говорит о том, что в профильном Министерстве абсолютно не ведется мониторинг данных школ. Если касаться методических пособий и учебников, по которым занимаются в воскресных школах, то необходимо отметить, что их содержание должно соотноситься с реалиями нашей казахстанской государственности, чего в большинстве случаев нет. И именно поэтому я хочу призвать все заинтересованные государственные органы и общественные объединения сообща поднимать и обсуждать данные вопросы. *** Своим мнением поделилась также доктор педагогических наук, стипендиат международной программы "Болашақ" Клара Кожахметова. Тема выступления "Этнопедагогическая компетентность учителя как фактор развития этнического самосознания и гражданственности учащихся". "Вопросы социализации молодежи через этнокультурный компонент содержания образования" прозвучали в докладе кандидата политических наук, доцента, заведующей кафедрой философии и социально-гуманитарных наук Казахского государственного женского педагогического университета Элеоноры Тугановой. "Поликультурная личность в условиях межэтнического общения". Такова тема выступления Бахытжан Ахажановой – директора государственного учреждения "Школа национального возрождения" города Павлодара. В обсуждении приняли участие также: директор гимназии №1 имени Ю.Сареми с узбекским языком обучения Сайрамского района ЮКО Бахадир Нуралиев ("Этнокультурное образование в школах с узбекским языком обучения Южно-Казахстанской области: опыт и перспективы"), директор средней школы национального возрождения № 17 города Петропавловска Гульмира Каримова ("Формирование культуры межэтнического общения на современном этапе развития казахстанского общества", куратор при средней школе национального возрождения № 12 Мангистауской области Зарифа Казиева ("Сотрудничество воскресной школы "Дагестан" с этнокультурными объединениями Мангистауской области") и директор школы-гимназии № 153 с уйгурским языком обучения города Алматы Шафкет Умаров ("Сравнительные парадигмы традиционного и поликультурного образования"). По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации. |