NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 14:52 ast
12:52 msk

Мажилис – МОН: этнокультурное образование – рекомендации
Проблемы этнокультурного образования в Казахстане и пути их решения рассмотрели за круглым столом в Мажилисе депутаты, представители Министерства образования и науки РК и учебных заведений республики
17.06.2011 / политика и общество

Сауле Бапакова, пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК, 16 июня

Проблемы этнокультурного образования в Казахстане и пути их решения рассмотрели сегодня за круглым столом в Мажилисе депутаты, представители Министерства образования и науки РК и учебных заведений республики.
Обсуждение состоялось в рамках депутатской группы "Жаңа Қазақстан" под председательством Кайрата Садвакасова.
Актуальные вопросы современного общества и образования прозвучали в докладе директора Департамента дошкольного и среднего образования МОН РК Бахридена Каримжанова (тезисы:).
Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев, конструируя внешнюю политику государства, заявил, что Казахстан желает жить в мире и дружбе со всем мировым сообществом и укреплять межнациональное согласие внутри страны.
В соответствии с Конституцией, законами "Об образовании, "О языках в Республике Казахстан" государство заботится о создании благоприятных условий для изучения и развития всех языков многонационального народа Казахстана.
В 2010 – 2011 учебном году в 108 образовательных школах республики 13.133 учащихся изучали как самостоятельный предмет 16 родных языков. Это немецкий, польский, корейский, дунганский, курдский, турецкий, татарский, азербайджанский, уйгурский, чеченский, греческий, армянский, иврит, лезгинский, украинский и белорусский языки. В республике функционирует 81 воскресная школа, с контингентом 3956 детей.
Наряду с достижениями в области этнокультурного образования ощущается и потребность в квалифицированных кадрах для преподавания родных языков и в учебниках, учебно-методической литературе, адаптированной к государственным стандартам.
О проблемах этнопедагогического образования в высшей школе рассказал директор Департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Серик Умирбаев. По его словам, в системе этнопедагогического образования в высшей школе еще нет комплексного подхода, который позволили бы сформировать компетентность будущего учителя в этнопедагогике.
Актуальные вопросы деятельности "воскресных школ" в сфере этнокультурного образования прозвучали в докладе депутата Мажилиса, члена Ассамблеи народа Казахстана Мурата Ахмадиева (тезисы):
Понятия "воскресная школа" нет ни в одном нормативном правовом акте нашей страны, при этом существуют лоты областного Управления образования по линии государственного социального заказа с такими названиями как "Ускоренное обучение родным языкам в воскресных школах".
В связи с этим, мною были направлены запросы о предоставлении информации во все областные центры, города Астана и Алматы. Проанализировав полученную информацию, можно с уверенностью сказать, что повсеместно работа воскресных школ ведется квалифицированными преподавателями, что отрадно было констатировать. Интересный ответ пришел из Кызылординской области, где начальник областного управления образования пишет об отсутствии воскресных школ, а заместитель акима области о наличии 4 школ.
Очень хороший опыт в Павлодарской области, где для этих целей Управлением образования в Доме дружбы образована "Школа национального возрождения", в которой организованы 14 учебных, 2 мультимедийных кабинета и 1 музыкальная студия. На финансирование, к примеру, на 2011 год заложено 31 млн. тенге.
Подобный пример есть и в Акмолинской области, где открыт Центр по обучению родным языкам "Шанырак" на базе средней школы № 1. Там 218 детей изучают казахский, татарский, армянский, польский, немецкий, ингушский, русский, корейский, азербайджанский языки.
Считаю, что в таком направлении должны работать не только региональные управления образования, но может быть даже больше региональные Секретариаты Ассамблеи народа Казахстана. Инициатива должна исходить от них, ведь именно они работают в непосредственном контакте с этнокультурными объединениями.
В Астане существует уникальный комплекс Дворец мира и согласия, где имеются огромные возможности для создания подобных центров. Однако, за аренду помещений в нем необходимо заплатить немалую сумму. Считаю, что данный вопрос необходимо поднимать перед руководством города.
В ответах на мой запрос из регионов подобные занятия разделились на понятия: "воскресные школы" и "воскресные классы". Источник их финансирования законодательно не урегулирован, вследствие чего местные исполнительные органы выделяют средства из бюджетов разных государственных учреждений.
Это вызывает постоянные нарекания со стороны правоохранительных и фискальных органов.
На основании этого мною был направлен запрос в Министерство образования и науки РК касательно количества "воскресных школ" по республике, а также с целью получить разъяснение, в чем разница в понятиях "воскресная школа" и "воскресный класс"?
Из ответа Министерства образования и науки следует, что разницы в понятиях "воскресная школа" и "воскресный класс" нет, и количество подобных школ в республике составляет 79. При этом, согласно полученной мной информации, предоставленной акимами всех административных центров по состоянию на 1 января 2011 года, количество воскресных школ и классов составляет 237. Это говорит о том, что в профильном Министерстве абсолютно не ведется мониторинг данных школ.
Если касаться методических пособий и учебников, по которым занимаются в воскресных школах, то необходимо отметить, что их содержание должно соотноситься с реалиями нашей казахстанской государственности, чего в большинстве случаев нет.
И именно поэтому я хочу призвать все заинтересованные государственные органы и общественные объединения сообща поднимать и обсуждать данные вопросы.
***
Своим мнением поделилась также доктор педагогических наук, стипендиат международной программы "Болашақ" Клара Кожахметова. Тема выступления "Этнопедагогическая компетентность учителя как фактор развития этнического самосознания и гражданственности учащихся". "Вопросы социализации молодежи через этнокультурный компонент содержания образования" прозвучали в докладе кандидата политических наук, доцента, заведующей кафедрой философии и социально-гуманитарных наук Казахского государственного женского педагогического университета Элеоноры Тугановой. "Поликультурная личность в условиях межэтнического общения". Такова тема выступления Бахытжан Ахажановой – директора государственного учреждения "Школа национального возрождения" города Павлодара.
В обсуждении приняли участие также: директор гимназии №1 имени Ю.Сареми с узбекским языком обучения Сайрамского района ЮКО Бахадир Нуралиев ("Этнокультурное образование в школах с узбекским языком обучения Южно-Казахстанской области: опыт и перспективы"), директор средней школы национального возрождения № 17 города Петропавловска Гульмира Каримова ("Формирование культуры межэтнического общения на современном этапе развития казахстанского общества", куратор при средней школе национального возрождения № 12 Мангистауской области Зарифа Казиева ("Сотрудничество воскресной школы "Дагестан" с этнокультурными объединениями Мангистауской области") и директор школы-гимназии № 153 с уйгурским языком обучения города Алматы Шафкет Умаров ("Сравнительные парадигмы традиционного и поликультурного образования").
По итогам обсуждения приняты соответствующие рекомендации.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2011
Глава государства поздравил депутатов 30.06.2011
Депутатский запрос Премьер-министру 30.06.2011
Госсекретарь РК принял руководителей ряда делегаций, участвующих в сессии СМИД ОИК 30.06.2011
В Астане 4, 5, 6 июля объявляются выходными днями 30.06.2011
Комплекс мер по поддержке дачников и садоводов разработан Правительством Казахстана 30.06.2011
Зарегистрированы 3 кандидата в Сенат Парламента РК от Актюбинской области 30.06.2011
За сильный регион! 30.06.2011
Слет стипендиатов образовательной программы "KAZENERGY" 30.06.2011
Сплошное недоразумение, или Письмо несчастья от Аблязова 30.06.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz