NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 14:55 ast
12:55 msk

"Основные параметры бюджета с внесенными уточнениями и корректировками выполнены"
Выступление Председателя Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета Омархана Оксикбаева на пленарном заседании Сената Парламента Республики Казахстан
17.06.2011 / политика и общество

www.esep.kz, 16 июня

Уважаемый Председатель!
Уважаемые депутаты, приглашенные!
Результаты нашей оценки исполнения республиканского бюджета 2010 года показали, что Правительством основные параметры республиканского бюджета с внесенными уточнениями и корректировками выполнены.
В бюджете отчетного года учтены главные приоритеты по улучшению качества жизни и социальной защите населения, обозначенные Главой государства в Послании народу Казахстана "Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана": обеспечен рост социальных выплат, пенсий и пособий, стипендий, заработной платы работникам бюджетной сферы.
Валовой внутренний продукт в 2010 году вырос на 7%. Вследствие активизации потребительского рынка увеличился рост сферы услуг на 6,4%, торговли – на 12%, транспорта – на 7,4%.
Вместе с тем, оценка исполнения республиканского бюджета, проведенная нами по результатам контрольной и аналитической деятельности, выявила ряд недоработок и упущений со стороны центральных и местных исполнительных органов, допущены нарушения отдельных законодательных норм и положений бюджетного и иного законодательства.
Частые изменения в течение финансового года утвержденных бюджетов свидетельствуют о том, что необходима разработка системных мер по повышению эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усиления контроля за использованием государственных средств и в целом бюджетного процесса.
Разрешите изложить наше видение в этих вопросах.
Мы считаем, что основа эффективного бюджетного процесса лежит в качественном его планировании, базирующемся на реальных прогнозных данных социально-экономического развития.
Прогнозные показатели 2010 года подвергались корректировкам со значительными расхождениями. Только по номиналу прогнозное значение ВВП превысило фактическое от первоначально утвержденного более чем 4 трлн.тенге, или около 20% ВВП, а реальный темп роста на 2,6%.
Соответственно, по нашей оценке, со стороны Правительства не учтен рост налоговых и других поступлений.
В свою очередь, занижение потенциала налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, обуславливает перевыполнение прогнозных показателей по ним. Вследствие этого доход в 2010 году превышен на 215,5 млрд.тенге, с сокращением дефицита на 249 млрд.тенге.
По нашему мнению, решение данного вопроса видится в необходимости совершенствования существующих подходов и методов прогнозирования показателей социально-экономического развития, используемых Правительством, а также внесения изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок проведения прогнозов социально-экономического развития.
С другой стороны, занижение потенциала доходной части бюджета вызвано необеспечением на должном уровне налогового и таможенного администрирования.
По сравнению с 2009 годом количество налогоплательщиков увеличилось в 2 раза, при этом общая сумма налогооблагаемого дохода уменьшилась на 684 млрд.тенге.
Требует безотлагательного решения проблема роста лжепредприятий (218), налоговой недоимки (в 2 раза), налоговой задолженности (1,8 раза), приведшая к потерям поступлений в бюджет в размере более 630 млрд.тенге.
Малоэффективной остается работа налоговых органов в части полноценного взыскания в доход бюджета доначисленных ими сумм по итогам проверок. Из 435 млрд.тенге взыскано только 5 процентов. Здесь мы видим слабость нашего налогового законодательства.
Давно всем известно, где действует жесткое налоговое законодательство, там низкий уровень "теневой" экономики, я имею в виду жесткость в налоговой дисциплине, а не в тарифах и ставках.
В соответствии с Соглашением о порядке зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в рамках Таможенного союза интересы Казахстана в целом соблюдены.
Однако, отсутствие механизма контроля таможенными органами за достоверностью заполнения отчетности привело к некорректности статистических показателей взаимной торговли товарами между странами Таможенного союза.
По нашей оценке, из-за отсутствия эффективного механизма контроля над уровнем таможенной стоимости, заявляемой участниками внешне-экономической деятельности, недопоступления в бюджет импортных пошлин составили 1,9 млрд. тенге.
Мы неоднократно поднимали вопрос о неполноценном использовании доходного потенциала регионов, что возлагает бремя на республиканский бюджет и порождает иждивенчество на местах.
В представленном отчете всесторонне рассмотрены примеры нерационального использования трансфертов, выделенных из центра, доля которых из года в год растет. Однако Правительством все еще четко не разграничена степень ответственности за их растранжирование, механизмы направленности в полной мере не усовершенствованы.
Отрицательно сказывается на планировании расходов местных бюджетов отсутствие и несовершенство норм и нормативов положенности и обеспеченности материально-техническим и иным оснащением государственных органов, учреждений и иных организаций.
В результате на этапе расчета потребности в субвенционной помощи регионы закладывают необоснованные и нормативно не подкрепленные расходы, что значительно завышает объемы трансфертов общего характера и приводит к серьезной диспропорции, которая по итогам отчетного года, в долевом соотношении, составила в среднем 60 на 40, с превалированием средств республиканского бюджета.
В этой связи, рациональным видится проведение анализа обоснованности распределения трансфертов по регионам, основанного на установлении минимального показателя бюджетной обеспеченности для республики в целом и в разрезе регионов.
Уважаемые сенаторы!
Сегодня мы с вами рассматриваем бюджет, ориентированный на результат, а это означает управление в большей степени не расходами, а результатом.
Анализ результативности бюджетных расходов показал, что государственными органами в отчетном периоде допущены неосвоение бюджетных средств (38 млрд.тенге), рост дебиторской задолженности (117,7 млрд.тенге), что формирует тем самым в конце года значительные объемы свободных остатков (93,3 млрд.тенге).
При этом свободные остатки складываются по причине невыполнения принятых обязательств, некачественного администрирования бюджетных программ.
Правительством слабо ведется мониторинг за текущим исполнением бюджета. При наличии внутренних резервов при исполнении бюджета своевременно не принимаются меры по снижению объемов внешнего заимствования, покрытию дефицита бюджета за счет использования свободных остатков, имеющихся резервов дохода республиканского бюджета. Это привело к увеличению затрат по внешнему заимствованию.
Наряду с этим, государственные органы призваны обеспечить достижение конечных показателей с учетом трех взаимосвязанных критериев, таких как экономичность, эффективность и результативность на основе установленных стандартов.
Однако до настоящего времени в министерствах образования и науки, а также здравоохранения не разработаны отдельные стандарты и положения.
Например, контроль Счетного комитета программы развития кардиологии и кардиохирургии аналогично указывает на отсутствие утвержденных стандартов лечения отдельных видов заболеваний, а также нормативов по оснащению оборудованием и укомплектованию медицинским персоналом.
Мы считаем, что применяемая на сегодня уполномоченными органами система оценки эффективности деятельности государственных органов, по достижению поставленных перед ними целей и задач несовершенна.
Индикаторы оценки исполнения стратегического плана несовершенны, трудноизмеримы, отсутствует методика расчетов указанных индикаторов. Не определена их приоритетность по степени важности, что приводит к искажению реальной оценки.
Оценка эффективности деятельности государственных органов в течение года не ведется, а проводится только по итогам отчетного года, тем самым нет полноценной и оперативной информации о промежуточных результатах их деятельности и возможности принятия безотлагательных своевременных мер, в случае невыполнения ими показателей стратегических планов, инвестиционных проектов и программ, что приводит к негативным последствиям.
Следующая проблема, возникающая при исполнении бюджета – это несоблюдение и грубые нарушения законодательных норм администраторами бюджетных программ.
При уточнении и корректировке бюджета размывается ответственность за непродуманные и неэффективно принятые решения, которые, в конечном счете, приобретают статус законности.
Это особенно касается расходов, направляемых на реализацию проектов в автодорожной отрасли. Правительством своевременно не предприняты меры по изъятию земельных участков для нужд государства. Не выработана система оценки закупаемого имущества и земли для государственных нужд, что завышает их стоимость в разы, что приводит к расхищению бюджетных средств.
Так, по результатам нашего контроля установлено, что при реализации проекта строительства магистрали "Астана-Щучинск" ТОО "МТК Спутник Казахстана" в 2008 году приобрело по кадастровой цене земельный участок всего за 14,3 млн.тенге. В последующем данный земельный участок был выкуплен для государственных нужд за счет средств республиканского бюджета за 426,0 млн.тенге, что в 30 раз превысило первоначальную стоимость.
Факты завышения цен на земли и объекты, приобретаемые для государственных нужд, установлены также в городе Алматы, Костанайской и в Южно-Казахстанской областях.
На сегодня Счетный комитет при проведении оценки программных документов сталкивается с серьезными проблемами, вызванными с их постоянными изменениями, сменой приоритетов внутри стратегических направлений.
Утрата силы программных документов на стадии завершения, принятие новых взамен их не позволяет достичь конечных результатов.
Глава государства в своем послании народу Казахстана акцентировал приоритетное развитие систем образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства.
Для достижения поставленных целей и задач в отчетном периоде Правительством реализовано порядка 30-ти бюджетных программ развития.
Однако при их исполнении нами установлено отсутствие системного подхода, не учтены перспективы пространственного территориального развития.
Так, на строительство социальных объектов во многих бесперспективных населенных пунктах выделяются значительные средства.
Это свидетельствует о нерациональности и неэффективности принимаемых решений, как со стороны Правительства, так и акимов всех уровней, а также способствует проявлению финансовых нарушений в больших объемах (159,7 млрд.тенге).
Как сказал министр финансов, это не общая оценка, это конкретные нарушения законодательства. Это мы проанализировали.
В настоящее время в Парламенте по нашей рекомендации рассматривается проект Закона об усилении ответственности участников бюджетного процесса и получателей бюджетных средств.
Принятие данного законопроекта, по нашему мнению, обеспечит укрепление финансовой дисциплины, положительно отразится на решении вопросов ответственности администраторов и бюджетополучателей в межбюджетных отношениях.
Приходится признавать наличие сдерживающих факторов развития аграрных, индустриальных, инфраструктурных проектов, реализация которых осуществляется, в основном, через институты развития.
Сегодня мы видим многозвенную иерархическую структуру субъектов квазигосударственного сектора, при которой теряется прозрачность движения бюджетных средств, дублируются функции и полномочия.
Мы предлагаем в правовом поле ввести ограничение на ограничение таких структур.
При этом выделение средств из бюджета производить субъектам квазисектора на возвратной основе.
В реализацию рекомендаций Счетного комитета Правительством разработан законопроект, предусматривающий открытие контрольных счетов наличности, для учета операций, связанных зачислением бюджетных инвестиций и их использованием на проведение расходов субъектами квазигосударственного сектора, на увеличение (формирование) уставных капиталов.
Мы надеемся, что данный законопроект найдет поддержку с вашей стороны.
Еще одной важной проблемой является необоснованное удорожание инвестиционных объектов вследствие начала строительства объектов без утвержденных технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации, позднего проведения государственных закупок, невыполнения со стороны подрядчиков договорных обязательств.
Думаю мне нет необходимости детально останавливаться на этих проблемах, так как они обсуждались на заседаниях комитетов, рабочих группах Сената.
Со своей стороны, мы рекомендовали Правительству внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты в части ограничения и ужесточения требований к удорожанию инвестиционных проектов, а также выработать единую методику по определению стоимости инвестиционных проектов.
В целом за 2010 год Правительством исполнено 70 наших рекомендаций нормативно-правового характера по совершенствованию бюджетного администрирования.
Уважаемые депутаты!
Вся наша деятельность направлена на повышение эффективности поступлений, расходования бюджетных средств и управления активами государства, своевременного предупреждения финансовых нарушений.
Мы полагаем, что вырабатываемые нами выводы по проблемным вопросам исполнения бюджета, а также рекомендации, направленные в Правительство и государственные органы, оказывают содействие усилению финансовой дисциплины, и, в целом, обеспечению экономической стабильности в стране.
В заключение хочу выразить признательность депутатам за конструктивное обсуждение Отчета и поддержку наших рекомендаций.
Спасибо за внимание!


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Рабочий график Главы государства 30.06.2011
Глава государства поздравил депутатов 30.06.2011
Депутатский запрос Премьер-министру 30.06.2011
Госсекретарь РК принял руководителей ряда делегаций, участвующих в сессии СМИД ОИК 30.06.2011
В Астане 4, 5, 6 июля объявляются выходными днями 30.06.2011
Комплекс мер по поддержке дачников и садоводов разработан Правительством Казахстана 30.06.2011
Зарегистрированы 3 кандидата в Сенат Парламента РК от Актюбинской области 30.06.2011
За сильный регион! 30.06.2011
Слет стипендиатов образовательной программы "KAZENERGY" 30.06.2011
Сплошное недоразумение, или Письмо несчастья от Аблязова 30.06.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz