www.atameken-kz.com, 1 июля
Министерство юстиции Республики Казахстан На исх. № 8-3-4/8185 от 03.06.2011г.
Национальная экономическая палата Казахстана "Атамекен" во исполнение Протокола заседания Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан по проекту Концепции развития корпоративного права, сообщает следующее. Ранее, письмом от 2 марта 2011 года № 0863 НЭП "Атамекен" уже направлял предложения к проекту Концепции развития корпоративного права в Казахстане (письмо прилагается). Между тем, дополнительно просим рассмотреть следующие предложения. Так, в рамках работы по выработке первоочередных мер по улучшению бизнес среды и повышению позиций Казахстана в рейтинге "Doing Business", НЭП "Атамекен" были представлены предложения по корректировке нормативных правовых актов по различным направлениям. Однако Министерством юстиции Республики Казахстан эти предложения не были поддержаны. 1. По индикатору "Открытие предприятий" 1) В Законе РК "О регистрации юридических лиц и учетных регистраций филиалов и представительств" предлагалось перейти системе "молчаливого согласия" или уведомительного порядка по открытию своего бизнеса. 2) В Законе РК "О регистрации юридических лиц и учетных регистраций филиалов и представительств" предлагалось налоговую задолженность учредителя, создаваемого юридического лица, с 1 МРП увеличить до 5 МРП. 3) В Законе РК "О регистрации юридических лиц и учетных регистраций филиалов и представительств" предлагалось исключение отказа уполномоченного органа в создании нового юридического лица, если его учредителем является учредитель бездействующего юридического лица. 4) В целях устранения административных барьеров, предлагалось предусмотреть исключение отказа в государственной регистрации юридических лиц в случае, если учредителем является бездействующее юридическое лицо и (или) если учредитель и (или) руководитель юридического лица являются учредителями и (или) руководителями бездействующих юридических лиц. 2. По индикатору "Ликвидация предприятия". 1) В Законе РК "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" предлагалось исключить подпункты 5), 6) статьи 16 регламентирующие предоставления в органы юстиции промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень заявленных кредиторами претензий, а также результаты их рассмотрения; ликвидационный баланс. 2) В Законе РК "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" предлагалось исключить подпункты 8), 9) статьи 16 регламентирующие предоставление в органы юстиции документ об уничтожении печати юридического лица; документ, подтверждающий снятие с учета филиалов и представительств ликвидируемого юридического лица (при их наличии). 3) В Законе РК "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" предлагалось объединить подпункты 10), 11) статьи 16 предоставление справки об отсутствии налоговой задолженности и справки таможенных органов об отсутствии задолженностей по таможенным платежам; 4) В Законе РК "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" предлагалось инициировать изменения в проект нового Налогового Кодекса, в которых закрепить четкую процедуру по проведению документальной проверки при ликвидации юридического лица (не имеющего задолженности перед бюджетом) с определением конкретного срока – 30 дней (Документальная проверка должна быть начата не позднее 7 календарных дней после получения заявления налогоплательщика. Общий срок проведения документальной проверки должен составлять 30 дней без права продления). Вместе с тем, согласно имеющейся информации, на сегодняшний день Министерством юстиции РК принимаются меры по сокращению административных барьеров при регистрации и регистрации ликвидации юридических лиц. Так, в целях упрощения процедуры ликвидации юридических лиц, филиалов и представительств инициированы поправки в Закон "О государственной регистрации юридических лиц и учетной регистрации филиалов и представительств" исключающие необходимость предоставления промежуточного ликвидационного баланса, решения о его утверждении и справки об отсутствии задолженности при снятии с учетной регистрации филиалов и представительств. Указанные поправки включены в проект Закона Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам совершенствования разрешительной системы", который на сегодня находится на рассмотрении Мажилиса Парламента. НЭП "Атамекен" приветствует и полностью поддерживает подобные инициативы Министерства юстиции РК и просит оказать поддержку в вопросе внесения в законодательство РК процедуры упрощенной ликвидации юридических лиц. Проблема ликвидации предприятий, не предоставляющих налоговую отчетность, не проходивших процедуру перерегистрации, не останавливавших деятельность, а также не совершавших экспортные и импортные операции на сегодняшний день остается до конца не решенной. Ведение бизнеса это всегда риск. В деятельности любого предприятия может наступить момент, когда экономическая целесообразность продолжения деятельности ставится под вопрос. Налоговым законодательством уже предусмотрен порядок приостановления деятельности организации, то есть фактическое прекращение деятельности организации, однако фирма продолжает оставаться полностью правоспособной, должна в установленные вести и сдавать бухгалтерскую и налоговую отчетность. Поэтому рано или поздно перед собственником такого юридического лица встает вопрос о его ликвидации. Каждый учредитель решает эту проблему по-своему, но чаще всего единственным выходом в случае безнадежного снижения рентабельности или просто утраты интереса к деятельности предприятия является ликвидация. Расходование бюджетных средств на ликвидацию отсутствующих бездействующих предприятий в основном связана с розыском учредителей и хозяев таких предприятий. Так, Департаментами Комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов Республики Казахстан закупаются услуги по проведению ликвидации и бездействующих должников, в том числе не имеющих имущества (активов), и включает все расходы, связанные с ликвидацией должников, а также все налоги и другие обязательные платежи в бюджет предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан. Как показывает практика, розыск учредителей и хозяев таких предприятий путь крайне затратный. Взыскание с них сумм за проведение ликвидационных процедур также затруднено – это подача множества исков в суд. По информации налоговой службы, сейчас существует много организаций, которые не ведут никакой деятельности и не сдают отчетность. Кроме того, 5-летний срок исковой давности по налоговому обязательству и требованию уже истек. Согласно имеющимся данным, по состоянию на 1 января 2011 года в Казахстане зарегистрировано 287 068 000 юридических лиц, из них 187 161 000 действующие, что составляет лишь 65 %. Предлагаемый НЭП "Атамекен" порядок направлен прежде всего на ликвидацию бездействующих предприятий не связанную с розыском учредителей и их имущества, что позволит с минимальными финансовыми затратами ликвидировать предприятие, очистить информационную базу налоговых органов, а также снизит бремя налогового администрирования бездействующих предприятий. НЭП "Атамекен" предлагает включить в Кодекс Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (Налоговый кодекс) нормы предусматривающие: 1. Упрощенный порядок принудительной ликвидации бездействующего налогоплательщика на основании решения налогового органа. При этом принудительная ликвидация заключается в: снятии с регистрационного учета в налоговых органах индивидуальных предпринимателей; исключении из Государственного регистра юридических лиц-резидентов; снятии с учетной регистрации в органах юстиции структурных подразделений юридических лиц. Принудительной ликвидации подлежат налогоплательщики, соответствующие одновременно следующим условиям: в течение пяти и более лет: не представлявшие налоговую отчетность; не осуществлявшие хозяйственную деятельность; не проходившие процедуру перерегистрации в органах юстиции; не приостанавливавшие деятельность в порядке, установленном налоговым законодательством; на период ликвидации отсутствует факт возбуждения уголовного дела. 2. Упрощенный порядок добровольной ликвидации бездействующего налогоплательщика. При этом добровольная ликвидация также заключается в: снятии с регистрационного учета в налоговых органах индивидуальных предпринимателей; исключении из Государственного регистра юридических лиц; снятии с учетной регистрации в органах юстиции структурных подразделений юридических лиц. Ликвидация бездействующего налогоплательщика производится по заявлению собственника (учредителя (лей)) без проведения налоговой проверки, деятельность которого приостановлена на основании соответствующего письменного извещения налогового органа в установленном порядке в течение пяти и более лет.
Председатель Правления А.Перуашев |