NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 07:04 ast
05:04 msk

Главное достояние 20-летия
К.Мами: В целом итоги 20-летнего созидательного труда казахстанцев, направленного на построение нового, независимого, сильного и процветающего государства, в полной мере подчеркивают справедливость слов Лидера Нации, Президента Нурсултана Назарбаева…
07.07.2011 / политика и общество

Кайрат МАМИ, председатель Сената Парламента Республики Казахстан, "Казахстанская правда", 6 июля

2011 год – особая дата в истории современного Казахстана. 16 декабря текущего года наша страна отмечает 20-летие своей Независимости. Празднование этого исторического события указом Президента Нурсултана Назарбаева объявлено общенародным делом, которое проходит под девизом "20 лет мира и созидания". Два десятилетия назад начался путь нашей страны из исторического небытия. За этот короткий по историческим меркам промежуток времени Казахстану удалось сформировать современное государство с развитой рыночной экономикой, устойчивой политической системой, сильной организацией социальной защиты своих граждан. Страна заняла достойное место в системе мировых координат, пользуясь высоким уважением и авторитетом международного сообщества. Общепризнано, что данный феномен успешной политико-экономической трансформации, названный "казахстанским путем развития", стал возможен в первую очередь благодаря глубоко продуманной и взвешенной политике Президента Нурсултана Назарбаева, его исключительному политическому таланту и стратегической дальновидности.
Лидер Нации неоднократно подчеркивал, что главное достояние и высшая общественная ценность для Казахстана – это его независимость, право на которую казахский народ выстрадал в ходе многовековой освободительной борьбы. Поэтому с самого начала существования Республики Казахстан как самостоятельного государства укрепление независимости и суверенитета рассматривалось как важнейший политический приоритет.
На пути к достижению этой цели Казахстану пришлось преодолеть немало сложных проблем. Предстояло выстроить эффективную управленческую вертикаль, отвечавшую потребностям переходного периода, провести коренные реформы в экономике, обуздать инфляцию, стабилизировать социальную обстановку, сформировать систему государственного управления, в том числе в сфере обеспечения законности и правопорядка. Причем решать эти вопросы приходилось практически одновременно.
В этой крайне непростой ситуации, проявив свойственные только выдающимся государственным деятелям политическую волю, мужество и решительность, всю полноту ответственности за дальнейшую судьбу Казахстана взял на себя Президент Нурсултан Назарбаев. Сгенерированный им стратегический курс, включавший установки на независимость, политическую демократизацию, переход к рыночной экономике, межнациональное согласие и социальную защиту граждан, был всецело поддержан населением. История доказала верность и успешность этого курса, благодаря чему он стал непреходящей политической ценностью народа Казахстана.
Следуя стратегической линии Президента, республика последовательно реализовывала все задачи строительства суверенной государственности. С принятием в марте 1992 года страны в ООН был решен вопрос о международном признании Казахстана. Территориальную целостность страны закрепила Алматинская декларация СНГ от 21 декабря 1991 года о признании нерушимости границ в пределах бывших советских республик. Последовательно продвигалась работа по снятию проблем в пограничных вопросах с КНР, осуществлению делимитации и демаркации государственных границ с Кыргызстаном, Россией, Узбекистаном и Таджикистаном.
Заметные успехи были достигнуты в обеспечении внешней безопасности страны. Серия многосторонних и двусторонних договоров, заключенных с Россией, КНР, соседними государствами Центральной Азии, а также участие в региональных системах безопасности – ОБСЕ, ОДКБ, ШОС, СВМДА – сформировали вокруг Казахстана своеобразный "пояс дружбы и сотрудничества", гарантирующий исключение военных угроз и мирное урегулирование межгосударственных проблем. Огромное значение для обеспечения национальной безопасности страны имело также беспрецедентное в мировой истории решение Президента Нурсултана Назарбаева закрыть Семипалатинский ядерный полигон и добровольно отказаться от четвертого в мире по величине арсенала атомного оружия и средств его доставки. Признанием этого вклада в глобальную безопасность стало единодушное подтверждение гарантий ядерной безопасности Казахстану со стороны членов "ядерного клуба" – России, США, Великобритании, Франции и КНР.
Укреплению потенциала мира и сотрудничества в значительной мере способствовали интеграционные усилия и инициативы Казахстана в формате СНГ, Таможенного союза, ЕврАзЭС, включая получившую ныне международное признание евразийскую идею Президента Нурсултана Назарбаева. В рамках многовекторной внешней политики Казахстана, сформулированной Главой государства, было налажено конструктивное взаимодействие с США, европейскими государствами, НАТО, установлены партнерские отношения со странами и организациями мусульманского мира, Южной и Юго-Восточной Азии.
Качественные структурные изменения происходили и в экономике. Государственная поддержка частнопредпринимательской деятельности способствовала росту хозяйственного развития, сотни тысяч граждан начали открывать собственное дело. Благодаря их деловой активности уже к 1995 году понятие "товарный дефицит" фактически сошло на нет: наполнились продуктовые полки, далеко превзошел советские времена ассортимент товаров народного потребления, предлагаемых вещевыми рынками и коммерческими магазинами.
Важнейшим событием тех лет стало введение в ноябре 1993 года собственной валюты – тенге, что позволило сформировать суверенную денежную систему. Макроэкономической и финансовой стабилизации в Казахстане способствовало создание отечественной банковской системы, в короткое время ставшей лидером СНГ по уровню своего развития.
Государство проводило активную политику по созданию привлекательного инвестиционного климата, гарантировав твердое соблюдение своих контрактных обязательств. В итоге уже в первые годы реформ приток зарубежных инвестиций насчитывал миллиарды долларов, в промышленность пришли новейшие технологии и современный производственно-управленческий опыт.
Одновременно с вопросами реструктуризации экономики срочного решения требовали вопросы обеспечения социальной стабильности. Взамен разрушенных кризисами 90-х годов традиционных механизмов поддержки населения были созданы новые модели социальной защиты. Своевременно принятые меры в этой сфере помогли казахстанцам выдержать трудности первых лет независимости, сохранить доверие населения к государству и политике его Лидера.
Не менее грандиозные изменения происходили и в общественно-политической сфере. В стране активно развивалась многопартийность, получили законодательное закрепление демократические права и свободы, появились независимые СМИ, началось становление гражданского общества. Но, пожалуй, самым главным достижением того периода стала ментальная "перестройка" – люди почувствовали себя свободными, поверили в свои возможности, стали больше полагаться на собственные силы, а не на опеку государства.
Большую роль в успехе преобразований сыграла проводимая государством политика укрепления межэтнического и межрелигиозного мира и согласия. Взяв за основу политическую формулу "единство в многообразии", Казахстану удалось не просто избежать межнациональных конфликтов и трений, а наоборот, обратить мультиэтничность и поликонфессиональность в фактор своего культурного обогащения и прогресса. Весомый вклад в этот процесс внес уникальный в мировой практике орган – Ассамблея народа Казахстана, созданная в 1995 году по инициативе Главы государства.
Ключевым событием в жизни страны стал перенос столицы в Астану. Следуя своему стратегическому видению Казахстана как моста, соединяющего Запад и Восток, Лидер Нации еще на заре независимости предложил амбициозный проект – возвести новый административный центр страны.
Осуществив беспрецедентное по срокам и масштабам строительство, всего за десять лет Казахстан воздвиг посреди степей Сары-Арки свою новую столицу, ставшую политическим, экономическим и культурным "перекрестком" всего евразийского пространства. Астана стала признанной диалоговой площадкой по обсуждению самых сложных вопросов международной повестки дня. Здесь прошло три съезда лидеров мировых и традиционных религий, в будущем году состоится четвертый конгресс духовных лидеров. Астана принимает саммиты влиятельных региональных организаций – ОБСЕ, СНГ, ШОС, в главном городе страны проходят конференции и совещания высокого уровня, международные экономические форумы.
Следует отметить, что деятельность по строительству государства и проведению реформ не была спонтанной импровизацией, а осуществлялась на основе продуманных планов и носила системный характер. Казахстан стал одним из первых государств на постсоветском пространстве, которое перешло к модели долгосрочного стратегического планирования. Ее идеологический фундамент составляла вышедшая в 1992 году программная работа Нурсултана Назарбаева "Стратегия становления и развития независимого Казахстана". В 1997 году положения и идеи этой книги Президент развил в новом концептуальном труде "Казахстан-2030", определившем долгосрочные приоритеты развития государства на ближайшие три десятилетия. Последовательно реализуя заложенные в этих работах цели, в последующие годы Казахстан добился впечатляющих результатов.
Известный российский политолог Юрий Солозобов отмечает: "В Казахстане было построено новое национальное государство на большой малозаселенной территории с мультиэтническим населением. И самое важное, что эта успешно работающая государственность была построена не в условиях высоких цен на нефть, а наоборот, в условиях почти полного коллапса экономики начала 90-х… Казахстан, по моему глубокому убеждению, является ярким примером наиболее успешной постсоветской государственности".
С 2000 года страна вступила в новый этап. Экономическая депрессия конца 90-х годов сменилась периодом бурного роста Казахстана. Вновь оживился приток иностранных инвестиций в страну, быстрыми темпами увеличивалось промышленное производство, укрепилась финансовая система, существенно расширились возможности республиканского бюджета.
В период экономического бума, предшествовавшего мировому кризису 2008–2009 годов, ежегодные темпы прироста ВВП в Казахстане составляли 8–10% в год. Вместе с тем опыт конца 90-х годов продиктовал необходимость заблаговременной подготовки к возможному наступлению неблагоприятных экономических условий. В связи с этим, учитывая цикличность подъемов и спадов мировой экономики, с которой страна тесно интегрирована, весьма дальновидным решением Президента Нурсултана Назарбаева стало создание в мае 2001 года Национального фонда.
Стратегическая прозорливость Президента сыграла решающую роль в преодолении последствий нового мирового экономического кризиса 2008–2009 годов. Распознав еще в 2007 году первые признаки надвигающейся глобальной экономической бури, Глава государства дал поручение срочно подготовить национальную антикризисную программу, задействовав все механизмы государственного регулирования, включая средства заранее созданной финансовой "подушки безопасности" – Национального фонда.
Казахстан одним из первых преодолел последствия мирового финансового кризиса и сегодня вновь вышел на траекторию устойчивого экономического роста, который, по оценкам Правительства, составит около 7% ежегодно в ближайшие 5 лет. Перед страной стоят новые грандиозные задачи, требующие максимальной трудовой отдачи казахстанцев. В выступлении Президента на XIII съезде партии "Нур Отан" сказано: "Мы ни на минуту не должны забывать о нашей цели войти в число 50 конкурентоспособных стран мира". Учитывая впечатляющий размах грядущего экономического строительства, есть все основания полагать, что эта цель будет достигнута.
Взаимосвязанные с экономическими изменениями процессы проходили и в политической сфере Казахстана. Твердо следуя своему принципу "сначала экономика, затем – политика", в 2004 году – на VII съезде партии "Нур Отан" Президент инициировал широкомасштабную политическую реформу, предусматривающую расширение полномочий Парламента, повышение роли политических партий, развитие местного самоуправления, совершенствование деятельности судебной и правоохранительной систем, дальнейшее развитие институтов гражданского общества, усиление защиты прав и свобод граждан.
Национальная комиссия по вопросам демократизации и гражданского общества и сменившая ее Государственная комиссия по демократизации под руководством Главы государства разработали программу, положенную впоследствии в основу политических реформ 2007–2008 годов. В работе комиссий приняли участие все основные политические силы страны, включая оппозицию, что стало очередным подтверждением открытости и готовности Лидера Казахстана к обсуждению любых вопросов со всеми заинтересованными сторонами, если при этом достигается главная цель – обеспечение единства народа, общественного мира и стабильности, прогресса страны.
Осуществленная реформа политической системы Казахстана стала ярким свидетельством неуклонного движения страны в сторону демократии. Принятые в 2007 году Парламентом поправки к действующему законодательству расширили полномочия репрезентативных органов страны в части формирования и контроля бюджетов разных уровней, отчетности исполнительной власти перед законодательной, согласования кандидатур при назначении на высокие государственные должности. Одновременно была укреплена роль политических партий в Парламенте в отношении формирования Правительства. Не случайно многие авторитетные международные эксперты назвали эти поправки демократической "революцией сверху".
Общепризнаны достигнутые за последнее десятилетие успехи Казахстана в социальной сфере, которой Глава государства неизменно уделяет приоритетное внимание. Досрочно выполнены Цели развития тысячелетия, принятые на Всемирном саммите ООН в 2000 году. Стране удалось сократить безработицу с 12,8% в 2000 году до 5,5% в 2010 году.
В Послании Президента "Построим будущее вместе!", его выступлении на XIII съезде партии "Нур Отан" и инаугурационной речи поставлена задача по дальнейшему улучшению благосостояния наших граждан. Основные положения новой социальной политики направлены на обеспечение высокого уровня жизни казахстанцев, их здоровья, доступного комфортного жилья.
Для этого создана крепкая основа.
В 1994 году ВВП на душу населения составлял чуть более 700 долларов. К 1 января 2011 года он вырос более чем в 12 раз и превысил 9 тыс. долларов.
Мировой опыт показывает, что в первые 20 лет Независимости ни одна страна не достигала такого результата.
В рамках стратегического плана на ближайшее десятилетие поставлена цель – до 2020 года на основе показателя ВВП за 2009 год достичь 30% роста экономики, довести активы Национального фонда до 30% ВВП, а доля малого и среднего бизнеса в ВВП должна достичь не менее 40%.
За прошедшее десятилетие крупными успехами, достигнутыми при непосредственном участии Главы государства, ознаменовалась внешнеполитическая деятельность Казахстана. Эпохальным достижением страны стало успешное председательство в 2010 году в крупнейшей и влиятельнейшей региональной системе безопасности – ОБСЕ. Можно смело утверждать, что со времени саммита Организации в Стамбуле в 1999 году ни одна страна, возглавлявшая ОБСЕ, не смогла разработать такую программу председательства, которую предложил и реализовал Казахстан. Особую значимость результатам казахстанского руководства ОБСЕ придает первый за последние 11 лет саммит Организации, проведенный в Астане. Триумфальный успех этого мероприятия был во многом обусловлен высоким международным авторитетом казахстанского Лидера и его личным участием, которые стали решающими факторами согласия стран – членов ОБСЕ на проведение саммита, а также достижения консенсуса при подписании заключительного документа форума – Астанинской декларации. Благодаря заложенным в нее идеям нашего Президента в международную политическую лексику отныне прочно вошли новые понятия "Дух Астаны" и "евразийская безопасность", отразившие современное понимание процесса миростроительства на всем пространстве от Ванкувера до Владивостока.
Тренд международного признания Казахстана в качестве авторитетного и влиятельного государства продолжился и в текущем году. В настоящий момент наша страна осуществляет председательские функции в Шанхайской организации сотрудничества, а с июля займет аналогичный пост в Совете министров иностранных дел Организации "Исламская конференция". Заметным событием политического календаря стал юбилейный X Саммит ШОС в Астане.
Весомым вкладом в обеспечение глобальной безопасности являются международные инициативы Казахстана по созыву съездов лидеров мировых и традиционных религий, Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Благодаря успешной реализации этих инициатив мировому сообществу продемонстрированы внешнеполитические возможности нашей страны по продвижению идей межцивилизационного диалога, глобального сотрудничества во имя мира, безопасности и взаимного процветания.
Достигнутая социально-экономическая и политическая мощь Казахстана, его заметная геополитическая роль обусловили региональное лидерство страны, признаваемое многими зарубежными государствами. В частности, данное мнение высказала госсекретарь США Х. Клинтон, выступая на Астанинском саммите. И это вполне объективно. ВВП нашей страны почти в два раза превышает совокупный ВВП других государств Центральной Азии, Казахстан опережает соседей по темпам и глубине рыночных преобразований, объему привлеченных инвестиций, уровню дохода на душу населения. Лучшими в регионе считаются степень эффективности государственного управления, уровень социальной защиты населения, динамика процессов политической либерализации. Казахстан оказывает братскую помощь Кыргызстану и Таджикистану, проявляет региональную интеграционную инициативу, выступает в защиту общих интересов всей Центральной Азии, подтверждая тем самым свой лидерский статус.
Стабильный прогресс демонстрируют двусторонние отношения Казахстана с Россией, Китаем, США и Евросоюзом. Подчеркну, что в основе этого прогресса лежат не только взаимные политические и экономические интересы, но и те доверительные личные контакты, которые установились между руководством этих стран и нашим Президентом. Поэтому можно смело утверждать, что международный авторитет Казахстана заработан прежде всего личным авторитетом нашего Президента.
Все эти годы проводником стратегических идей Президента по успешному строительству казахстанской государственности выступал Парламент. Высший законодательный орган активно участвовал в решении важнейших государственных задач, оперативно обеспечивал правовую поддержку реформам, только-только набиравшим обороты. В первые годы независимости в ускоренном режиме была сформирована вся необходимая законодательная база, заложены правовые основы рыночной экономики, приняты законы, регламентирующие важнейшие сферы жизнедеятельности общества. С момента формирования в 1995 году первого профессионального двухпалатного Парламента принято 1 860 законопроектов, проведены тысячи встреч с избирателями, велась обширная международная проработка законотворческих процессов с зарубежными коллегами. Результатом этой большой работы является тот факт, что наше казахстанское законодательство международными экспертами признано одним из лучших на постсоветском пространстве.
Следует подчеркнуть, что первостепенная роль в успешном развитии органа представительной власти принадлежит Президенту Нурсултану Назарбаеву. Инициативы Главы государства по укреплению Парламента легли в основу формирования института казахстанского парламентаризма.
В целом итоги 20-летнего созидательного труда казахстанцев, направленного на построение нового, независимого, сильного и процветающего государства, в полной мере подчеркивают справедливость слов Лидера Нации, Президента Нурсултана Назарбаева: "Мы нашли нашу особенную верную формулу развития и успеха: от стабильности – через модернизацию – к процветанию".
Поэтому вполне закономерно, что состоявшиеся в апреле внеочередные президентские выборы со всей наглядностью подтвердили единодушное желание нашего народа продолжить этот курс – курс, проложенный действующим Главой государства Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым.
В недавнем послании Конституционного совета РК "О состоянии конституционной законности в РК" указывается, что 20-летняя история государственного строительства, достигнутые на этом сложнейшем и благородном пути победы, планы на ближайшие и отдаленные перспективы дают основание для принципиального вывода о том, что развитие Казахстана соответствует всем общепринятым в мировой практике принципам демократии, бережного отношения к "человеческому капиталу", демонстрируя тем самым верность в избранном векторе будущего нашего общества.
При этом необходимо всегда помнить о том, что базовым документом для развития нового, независимого Казахстана является Конституционный закон "О государственной независимости РК" от 16 декабря 1991 года. Документ утвердил основные принципы Декларации "О государственном суверенитете Казахской ССР" от 25 октября 1990 года и стал настоящей Декларацией Независимости Республики Казахстан.
В год 20-летия Казахстана, осознавая исключительную значимость события, считаю целесообразным принятие Парламентом Декларации 20-летия Независимости. В этом торжественном политико-юридическом документе, обращенном к современникам и будущим поколениям, будут выделены главные достижения Казахстана.
Новая декларация позволит каждому гражданину осознать масштабы достижений нашей страны за 20 лет под руководством Первого Президента Республики Казахстан. Декларация 20-летия Независимости создаст прочную платформу для новых свершений, ярких побед.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Более 50 судей будут уволены за ненадлежащую работу 29.07.2011
Министерство юстиции тесно сотрудничает с неправительственными организациями 29.07.2011
О развитии ситуации в производственном филиале "Озенмунайгаз" 29.07.2011
В Казахстане появится единая детская организация 29.07.2011
Провал нерезидента 29.07.2011
10 главных мифов о Китае 29.07.2011
Рабочий график Главы государства 28.07.2011
Подведены итоги работы за полугодие 28.07.2011
Министр Берик Камалиев поставил конкретные задачи перед руководителями аэропортов 28.07.2011
Это был десант провокаторов… 28.07.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz