Алданыш НУРУМОВ, президент республиканского общественного объединения ветеранов органов налоговой службы, доктор экономических наук, профессор, государственный советник налоговой службы второго ранга, "Казахстанская правда", 9 июля
Обретение 20 лет назад государственного суверенитета, а затем и полной независимости Республики Казахстан потребовало создания в кратчайшие сроки собственной, отвечающей потребностям общества налоговой системы. И начало ей было положено путем принятия пакета законодательных актов по налоговым вопросам. О крайней серьезности экономического положения тогда в стране можно судить хотя бы по тому, что в то время общий объем неплатежей в экономике примерно равнялся объему валового внутреннего продукта; ставки рефинансирования Национального банка (то есть по кредитам) превышали 400%; более половины предприятий были либо полными банкротами, либо уже на грани банкротства. Все это требовало адекватных механизмов перехода на рыночные условия. Учитывая это, 9 июля 1991 года Указом Президента РК создается первый среди стран СНГ и впервые в истории самого Казахстана самостоятельный налоговый орган – Главная государственная налоговая инспекция (ГНИ), непосредственно подчиненная Главе государства. Ее начальником был назначен крупный государственный деятель страны, профессиональный финансист – Еркешбай Дербисов. Я стал одним из его заместителей. Нам пришлось начинать свою практическую деятельность, по сути дела, с нуля, не имея не только никакого собственного опыта, но и аналогов в других странах мира. А ведь предстояло проводить не просто реформы, а подлинную революцию в системе налоговых отношений, сложившихся между государствами, предприятиями, людьми почти за 75 лет советской власти, преодолевать устойчивые стереотипы в их сознании, психологии. Принятый в конце 1991 года пакет законов по налогам включал в себя 14 законодательных актов, основополагающим среди которых был Закон "О налоговой системе в Республике Казахстан". Именно он определил общие принципы построения налоговой системы, порядок взимания налогов и платежей, а также права и обязанности плательщиков, их ответственность за полноту и своевременность перечисления платежей в бюджет. Им предусматривалось введение 16 общегосударственных, 10 общеобязательных местных и 17 местных налогов. Кроме того, существовали отчисления в различные внебюджетные фонды: Дорожный фонд (отчисления за пользование автомобильными дорогами) в размере 1% от фактического объема производства продукции (работ, услуг); Фонд преобразования экономики РК – в размере 5% от себестоимости продукции (работ, услуг); Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции – 1% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятий. Тем не менее дальнейшее развитие рыночных отношений, появление различных новых форм хозяйствования, все расширяющееся привлечение иностранных инвестиций в экономику Казахстана ясно показали неэффективность проведения косметических преобразований налоговой системы, основанной еще во время преобладания в ней административно-плановых методов управления, что, в свою очередь, привело к сознанию необходимости коренной реформы в сфере налогообложения, приведения его в соответствие с мировыми стандартами. К моменту принятия первого в истории не только Казахстана, но и стран СНГ Налогового кодекса законодательство в этой сфере состояло из трех Указов Президента РК и 45 законов. Из них 18 актов регулировали систему налоговых отношений, виды налогов и порядок налогообложения, 11 – порядок деятельности целевых внебюджетных фондов, 22 – устанавливали налоговые льготы. Все это привело к незамедлительному началу работы по реформированию налоговой системы, что и было заложено в Программу действий Правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса. Большую помощь по подготовке и проведению такой реформы нам оказали специалисты и эксперты Международного центра по налогам и инвестициям (МЦНИ) во главе с его президентом Даниэлем Виттом. Прежде чем приступить к налоговой реформе, надо было, естественно, определить ее стратегические цели, направления и сроки проведения. Налоговая система должна была быть построена с учетом общепринятых в мировой практике принципов: справедливости, простоты и экономической нейтральности. Немаловажно было также сократить до минимума количество налогов, их ставок и налоговых льгот, максимально упростить расчеты с бюджетом. Все эти вопросы нашли отражение в положениях вступившего в действие с 1 июля 1995 года Указа Президента РК, имеющего силу закона, "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" (первого Налогового кодекса). В Налоговом кодексе, в отличие от действовавшей до него налоговой системы, было предусмотрено лишь 11 налогов и сборов вместо существовавших до 1 июля 1995 года 45 налогов и сборов и 6 видов различных отчислений в целевые внебюджетные фонды. Главный же эффект первого Налогового кодекса состоит в снижении в среднем почти вдвое (с 75–85 до 45–55%) соотнесенного к получаемой прибыли налогового груза. Таким образом предприятия получили немалые дополнительные возможности для развития своего производства. Однако затем в течение следующих пяти лет (с конца 1996 года по июнь 2001-го) в первый Налоговый кодекс была внесена 31 поправка. А также после 1995 года появилось много новых экономических категорий, связанных с развитием рынка ценных бумаг и финансовых инструментов, появлением фьючерсных и форвардных операций, созданием пенсионных фондов. Возникла необходимость создания нового Налогового кодекса, введенного в действие с 1 января 2002 года. Преемственность предшествующего в нем была сохранена в полной мере. Словом, нам, ветеранам, выпало интересное время, когда мы разрабатывали налоговые положения для кооперативов, первых ростков рыночной экономики, когда создавали первые налоговые инспекции. Мы работали с воодушевлением, потому что знали, какую роль на нас возлагает государство и какая ответственность на нас лежит. Сегодня налоговая система страны выходит на новый качественный путь развития, претерпев ряд важных реформ, приблизивших ее к международным стандартам. Так, в 2011 году система налогообложения Казахстана в рейтинге Doing Business Всемирного банка по сравнению с 2010 годом поднялась на 14 пунктов и заняла 39-е место, став лучшей в СНГ. В рамках реализации задач, поставленных в Послании Главы государства в феврале 2008 года при активном участии депутатов, а также представителей бизнес-структур, ветеранов налоговой службы страны, был разработан и принят в этом же году новый Налоговый кодекс. Следует особо отметить, что наблюдается динамичная тенденция роста регистрации в Казахстане компаний-нерезидентов из стран Таможенного союза, и это в первую очередь связано с благоприятным налоговым режимом в сравнении с другими странами ТС. Так, только за вторую половину 2010 года на территории Казахстана было зарегистрировано предприятий-нерезидентов из ближнего зарубежья (Россия, Беларусь) порядка 314, деятельность которых также внесла свой вклад в увеличение налоговых сборов. В том, что Казахстан вышел на второе место в СНГ по уровню ВВП, обогнав пятидесятимиллионную Украину, а в регионе Центральной Азии лидирует со значительным преимуществом, в стране создаются новые производства, открываются новые рабочие места, результат в немалой степени успешно проведенной налоговой реформы под руководством Главы государства. В завершении хочу поздравить налоговиков страны с предстоящим 20-летним юбилеем налоговой службы Республики Казахстан и пожелать всем работникам налоговых органов высоко держать планку налоговика – как грамотного, справедливого, честного, инициативного работника налоговой службы, который любит свою работу по обеспечению доходов государства и развитию бизнеса в Казахстане. |