Пресс-служба МЧС РК, 15 июля
15 июля 2011 года в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РК под председательством Вице - Министра по ЧС РК В. В. Петрова состоялось заседание Государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Казахстан. В работе заседания приняли участие представители заинтересованных центральных государственных органов и промышленных корпораций, акиматов областей, городов Астана и Алматы, руководители структурных и подведомственных подразделений и территориальных органов МЧС РК. Открывая заседания, Вице - Министр по ЧС РК В. В. Петров подчеркнул, что обеспечение безопасности граждан республики, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одним из главных приоритетов долгосрочной Стратегии развития страны, исполнение которой находится на особом контроле Главы государства и Правительства Республики Казахстан. Возросшая опасность повреждения и разрушения хозяйственных объектов, в том числе гидротехнических сооружений, в результате воздействия стихийных и антропогенных факторов заставила человеческое сообщество обратить особое внимание на проблему их безопасности. От уровня готовности к действиям при авариях, стихийных бедствиях и катастрофах зависит жизнь, здоровье и благосостояние граждан, дальнейшее развитие социальной и производственной инфраструктуры, экономическая безопасность государства. Этим обусловлена важность проводимых заседаний межведомственной комиссии и принимаемых на них решений. По первому вопросу "О принимаемых центральными и местными исполнительными органами мерах по повышению устойчивости гидротехнических сооружений в рамках реализации задач, поставленных Главой государства по вопросам безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений в Казахстане в паводкоопасный период 2011 года, и основных задачах на предстоящий период 2012 года" выступил директор Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций А. М. Майлебаев. В своем докладе он отметил, что гидротехнические системы оказывают большое влияние на экономику, экологическую и социальную сферу, что определяет особую актуальность обеспечения технической надежности и безопасной эксплуатаций данных сооружений. На сегодняшний день вероятность разрушения подпорных гидротехнических сооружений в паводковый период резко возрастает. Поэтому одной из актуальных задач является разработка мероприятий по защите населения и территорий от затопления. Кызылагашская трагедия в марте 2010 года, наводнения на реке Сырдарья в 2004-2007 годы, а также в Западно-Казахстанской области весной текущего года подтверждают, что наводнения и последующие разрушения гидротехнических сооружений приводят к катастрофическим последствиям в экономике, экологии, а порой - к человеческим жертвам. Безусловным приоритетом деятельности Министерства является реализация поручений Главы государства по повышению уровня защиты территории республики от паводков. В этом направлении проделана немалая работа и уже имеются положительные результаты. Ввод в эксплуатацию основных объектов комплекса Коксарайского противопаводкового контррегулятора на реке Сырдарье в 2011 году позволил весной аккумулировать свыше 2000 млн м3 паводковых вод и снять ежегодную угрозу затопления 71 населенного пункта в Кызылординской и Южно-Казахстанской областях, где проживают свыше 400 тысяч человек. В конце 2010 года в Астане завершено возведение противопаводковой дамбы, которая уже сегодня имеет возможность задержать полмиллиарда кубометров воды и предотвратить затопление пригородов и левобережья столицы. Прошлой весной данное защитное сооружение аккумулировало 30 млн м3 паводковых вод, образовавшихся в результате переполнения Астанинского водохранилища. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах", Министерством ежегодно проводится работа по предупреждению техногенных аварий на опасных гидротехнических сооружениях (хвостохранилища, шламонакопители). В текущем году проведены проверки готовности хвостохранилищ обогатительных фабрик республики на предмет их готовности к возможным аварийным ситуациям. Для решения вышеназванных проблем, касающихся гидротехнических сооружений, Министерством по чрезвычайным ситуациям РК было рекомендовано провести детальное инструментальное обследование состояния паводкоопасных участков и гидротехнических сооружений. На основании обследования внести предложения по проведению капитального ремонта дамб, плотин и других гидротехнических сооружений. При этом первоочередное внимание уделить сооружениям, представляющим непосредственную угрозу жизни людей. Кроме того, необходимо решить вопрос о принятии проекта Закона Республики Казахстан "О внесении изменения в Водный кодекс Республики Казахстан". Создать единую систему учета подпорных гидротехнических сооружений, при этом четко определив классы (группы) гидротехнических сооружений, а также критерии их безопасной эксплуатации. Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие создание систем мониторинга, научно-технического проектирования безопасных гидротехнических сооружений, их строительство, безопасную эксплуатацию и консервацию. С докладом по второму вопросу повестки дня "О принимаемых мерах АО "КазТрансОйл", АО "Интергаз Центральная Азия" и ТОО "Азиатский газопровод" по обеспечению промышленной безопасности на объектах магистральных газо-, нефтепроводов" выступили Вице-Министр нефти и газа РК Л. К. Киинов, представители крупных нефтегазовых компаний, а также председатель Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью МЧС РК С. Б. Ахметов. В своем докладе С. Б. Ахметов отметил, что трубопроводный транспорт – наиболее динамично развивающийся вид транспорта в Республике Казахстан. Территориальными подразделениями Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан, на объектах магистральных трубопроводов республики в первом полугодии 2011 года проведены обследования состояний промышленной безопасности на 47 предприятиях. В ходе обследований выявлены и предписаны к устранению 395 нарушений требований промышленной безопасности, приостановлена деятельность 4 объектов. Привлечены к ответственности 27 работников, из них на 17 работников наложены штрафы на сумму 627,4 тыс. тенге. В 2011 году допущена 1 авария со смертельным исходом, материальный ущерб составил 38,9 млн тенге. Также в своем выступлении председатель Комитета по государственному контролю за чрезвычайными ситуациями и промышленной безопасностью отметил, что в настоящее время более 50 % магистральных трубопроводов от их общей протяженности эксплуатируются без ремонта более 30 лет, однако, несмотря на это предприятиями недостаточно выделяются финансовые средства на ремонт и замену изношенного технологического оборудования. Имевшие место аварии и инциденты в 2010-2011 годах на объектах магистрального трубопровода свидетельствуют, что многие руководители предприятий еще не достаточно уделяют внимание профилактической работе. Одной из важных проблем в работе по обеспечению безопасной эксплуатации магистральных трубопроводов является отсутствие регламента срока эксплуатации. В связи с этим, МЧС предложило Министерству нефти и газа Республики Казахстан, при разработке концепции проекта Закона Республики Казахстан "О магистральном трубопроводе" включить нормы, определяющие предельный срок эксплуатации магистральных трубопроводов, а также положение, позволяющее дальнейшую эксплуатацию достигших нормативного срока магистральных трубопроводов по результатам технического обследования, внутритрубной диагностики, с учетом химического состава и физического состояния транспортируемой среды, состава почвы маршрута прохождения трубопровода, осуществляемого специализированной организацией. По результатам работы Межведомственной государственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций даны рекомендации заинтересованным центральным государственным органам и представителям промышленных корпораций, заместителям акимов областей, городов Астана и Алматы, руководителям структурных и подведомственных подразделений и территориальных органов МЧС РК По первому вопросу, в части безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений: - завершить работы по постановке на учет и принятию в государственную собственность бесхозяйных гидротехнических сооружений; - рассмотреть возможность выделения средств на ремонтно-восстановительные работы гидротехнических сооружений, находящихся в аварийном состоянии; - провести детальное инструментальное обследование паводкоопасных участков и гидротехнических сооружений; - разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие создание систем мониторинга, научно-технического проектирования безопасных гидротехнических сооружений, его строительство, безопасной эксплуатации и консервации, комплексные противопаводковые мероприятия в весенний период для устранения затопления населенных пунктов талыми водами, стандарты по страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев гидротехнических сооружений, деятельность которых связана с опасностью причинения вреда третьим лицам и тарифы по их страхованию. По второму вопросу, в части обеспечения промышленной безопасности на объектах магистральных газо – и нефтепроводов: - повысить уровень работы производственного контроля на объектах магистрального трубопровода; - провести внутритрубную диагностику магистральных газопроводов для определения технического состояния трубы и сварных соединений линейной части трубопровода, - провести мероприятия по переносу построенных жилых строений с санитарно-защитной зоны магистральных трубопроводов. При выделении земельных участков для ИЖС предусмотреть согласование актов отвода земли с организациями, эксплуатирующими магистральные нефте- и газопроводы; - предусмотреть возможность замены газоперекачивающего агрегата с превышенным сроком эксплуатации, - принять меры по усилению профилактической работы, направленной на предупреждение аварий на магистральном газопроводе, - восстановить техническую документацию газопроводов, паспорта резервуаров и оборудований на объектах магистрального газопровода. - Сегодня нам удалось охватить проблемные вопросы и принять нужные решения, - подвел итоги заседания Вице-Министр по ЧС РК В. В. Петров. - Кроме того, нам совместными усилиями необходимо совершенствовать систему государственного управления в сфере чрезвычайного реагирования, основные направления и механизмы которого были обсуждены. В целом, нужно наладить системность и эффективность в своей деятельности по выполнению поставленных задач. |