NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 21:36 ast
19:36 msk

Оралманы - фактор риска?
Все больше утекает воды с тех пор, как в Казахстане впервые в медийном пространстве прозвучал термин "оралман", однако проблемы, связанные с адаптацией и социализацией этого растущего слоя новых казахстанцев, остаются прежними
19.07.2011 / политика и общество

Ильяс Кубеев, ЦентрАзия.Ру, 18 июля

Все больше утекает воды с тех пор, как в Казахстане впервые в медийном пространстве прозвучал термин "оралман", однако проблемы, связанные с адаптацией и социализацией этого растущего слоя новых казахстанцев, остаются прежними: оралманы, что называется, не вписываются в казахстанское общество по всем статьям.
И если, скажем, в 2005 году, согласно проводившимся в тот период многочисленным социологическим исследованиям на тему оралманов, казахстанскому обществу в большинстве своем были безразличны проблемы репатриантов, то сегодня это отношение явно клонится к негативу – если брать срез мнений из тех населенных пунктов, что стали традиционными точками притяжения прибывающих в нашу страну казахских иммигрантов.
Несовпадение оралманов и казахстанцев идет по многим пунктам – культура, образование, традиции. Например, в казахской среде вызывает критику раскрученный в последнее время танец "Каражорга", являющийся якобы традиционным и древним национальным танцем, который был возвращен на родину одним из оралманов. Бытует стойкое убеждение в среде противников "Каражорги", что этот танец – не казахский, и если не придуман специально для того, чтобы сбагрить его в Казахстане, то уж точно является наследием джунгар, которое зачем-то хотят навязать казахстанским казахам. Кстати, многие движения данного танца крайне похожи на движения китайской древней гимнастики… Ну Аллах с этим танцем - есть вещи гораздо серьезнее.
Неоднократно оралманы становились участниками и зачинщиками крайне неприятных процедур, причем это происходило повсеместно, в тех регионах, где традиционно расселяются репатрианты. Процедуры эти – самовольные захваты земельных территорий под ИЖС, и последующие за самозахватами стычки с правоохранительными органами, которых, конечно, захватчики пытаются всячески избежать. К примеру, в 2008 году акция по самозахвату земель под Астаной привела к следующему казусу – поделенную на участки территорию оралманы тут же назвали "поселок Нурсултан", чтобы обезопасить себя от выдворения. Дескать, не будут же менты на поселок имени президента кидаться!
События этого года в микрорайоне Думан, что под Алматы, выявили другую черту оралманской среды – заигрывание с политическими структурами, реализации нужных этим структурам акций в обмен… пока непонятно на что. Но явно не из-за перспективы столкнуться с ОМОНом эти люди пытались захватить частные земли, да и поначалу эту акцию сопровождали просто потоки мутной информации в виде лживых слухов об убийствах, ночных и дневных избиениях невинных людей и т.п.
Языковой вопрос – наиболее болезненный в списке проблем оралманов. Казахстанское законодательство, уравнивающее русский язык в правах с государственным, де-факто предоставляет "традиционным" казахстанцам конкурентное преимущество в сравнении с репатриантами, в большинстве своем русским не владеющим. Более того, они же являются, похоже, главным фактором подталкивающим общество к необходимости реформы казахского языка - переходу с кириллицы, которую оралманы (за исключением узбекских) просто не понимают, на латиницу. По сути, казахстанским казахам, владеющим родным языком, все эти сложности с изменением письменности не нужны, поскольку временно лишат их главного конкурентного преимущества – знания государственного языка как в устной, так и в письменной форме. Реформа приведет их за ту же условную общереспубликанскую парту, за которой уже сидят не владеющие казахским сограждане.
Вероятно, та же среда порождает и заунывные вопли о том, что "казахов преследуют на своей же земле", причем главными виновными исподволь назначаются отнюдь не чиновники, а просто предприимчивые и конкурентоспособные лица не казахской национальности. Крепнет убеждение, что эти вопли рано или поздно оформятся в призывы решить проблемы казахов без крыши над головой методом выселения из-под этих крыш мешающих жить "инородцев". Так подтачиваются дружелюбные отношения между казахстанскими народами, составляющими единое общество. В это общество оралманы объективно не входят, и потому перед ними стоит задача изменить его, переделать под себя. Или хотя бы урвать хоть что-то от "родины", которая "сама позвала".
Так, например, в прошлом замелькали сообщения в прессе о новой модной тенденции в оралманской среде – приехать в Казахстан, получит статус репатрианта и причитающиеся в связи с этим статусом подъемные, а потом с этими деньгами отбыть в страну прежнего проживания. Некоторые умудряются даже продолжать при этом получать положенные репатриантам льготы.
Почему же так получается? Многие сейчас скажут, что виновата власть. Это так, но вот в чем именно?
Да в том только, что розовые мечтания были приняты за реальную перспективу. Казалось ведь, что к нам, как только будет брошен клич "Все на родину!", поедут казахи из Европы и России, на худой конец из Турции, культурные, образованные, конкурентные на уровне XXI века. В России казахов проживает около семисот тысяч. Однако к нам в основном едут из Каракалпакии, Монголии, Китая. Последние, впрочем, предпочитают ехать к нам в качестве младших партнеров ханьцев – то есть, ввозить сюда продукцию чужого государства, подвигать наших челноков по коммерции, обогащать страну, от которой многим казахстанцам хотелось бы держаться подальше.
Возможно, мы сгущаем краски, но, на наш взгляд, очевидно, что оралманы постепенно становятся не просто уязвимой социальной группой, но и самым настоящим фактором риска, несущим в себе угрозу внутриполитической стабильности в стране. Понятно, что такие выводы, что называется без прикрас, без привычных идеологических ритуальных поклонов, вызовут бурю негодования. Однако проблема есть. Мало того, она зреет, и создается впечатление, никак толком не решается. Кто-то скажет, что у страны есть и более насущные проблемы, но про другие проблемы хоть как то говорится и пишется, а по данной проблематике общественное мнение довольно глухо высказывается. Точнее – не полно.
Русскоязычная пресса, равно как и казахскоязычная (провластно-официальная) подает фактор наличия оралманов и их перманентное прибытие в страну как несомненное, почти сакральное благо. При этом казахскоязычная пресса частенько описывает как трудно живется и обустраивается на новом месте репатриантам, достается чиновничеству (хотя казахское чиновничество достало не только оралманов, не так ли?). Ну а оппозиционная пресса всегда использовало репатриантский дискурс в одном и неизменном ключе – власть сама позвала зарубежных казахов, и сама же их кинула на произвол судьбы… В двух последних случаях оралманы предстают вечно обиженными и почти всегда предъявляющими некие счета власти, а по сути, всем тем, кто жил до них в Казахстане, включая разумеется, и "местных" казахов…
Одним словом, все, что связано с репатриантами, на деле весьма неоднозначно обстоит - но поскольку эта тема щекотливая и считается прерогативой верховной власти, обо всем не пишут. Тем более, здесь существует и такой момент – русскоязычное население по вполне объяснимым причинам в известной степени отдалено от оралманской среды (в конце концов, для русского в Казахстане аульный казах и монгольский казах практически на одно лицо). Сами же казахи вынуждены из-за "зова крови", как бы не выносить сор из избы (из юрты?), выдерживать политес – "нас мало, нам нужны наши братья", "это девственные, настоящие казахи" и т.д. и т.п. Зато на кухнях, в быту возникает масса коллизий и реакций, уже устоявшихся выводов. И во многом, между прочим, говорящих, отнюдь не об общеказахском единстве… Если учесть другую латентную проблему, которая сегодня упорно вылезает на первый план, т.е. исконный казахский трайбализм, но на этом фоне сама по себе оралманская тема является еще одним отягчающим элементом общего внутриказахского раздрая.
Фигурально выражаясь, все сфокусировались на одну сторону медали – другую не хотят рассматривать. А ведь пришла пора подвести какие–то промежуточные итоги, ведь никто не знает в целом, как устроились оралманы, какие типические трудности возникают у них на родине предков, какие предпочтения и общественные идеалы у новоявленных граждан РК, из какой страны оралманы наиболее безболезненно адаптировались к новым условиям, и, наконец, каков их вклад, как раньше говорили, в народное хозяйство страны… Вроде простые вопросы, а поди ж - ответь на них...


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Более 50 судей будут уволены за ненадлежащую работу 29.07.2011
Министерство юстиции тесно сотрудничает с неправительственными организациями 29.07.2011
О развитии ситуации в производственном филиале "Озенмунайгаз" 29.07.2011
В Казахстане появится единая детская организация 29.07.2011
Провал нерезидента 29.07.2011
10 главных мифов о Китае 29.07.2011
Рабочий график Главы государства 28.07.2011
Подведены итоги работы за полугодие 28.07.2011
Министр Берик Камалиев поставил конкретные задачи перед руководителями аэропортов 28.07.2011
Это был десант провокаторов… 28.07.2011

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz