Валентина ФИРОНОВА, "Казахстанская правда", 19 июля
Первым национальным правозащитным учреждением в нашей стране стала Комиссия по правам человека при Президенте РК, учрежденная Указом Главы государства в 1994 году. Не подменяя собой госорганы и неправительственные организации, она вносит достойный вклад в обеспечение прав граждан Казахстана. Причем заметную роль в этом процессе играют усиление общественных и государственных механизмов защиты прав человека, содействие укреплению международного сотрудничества в этой области. Регулярно информируя Президента как гаранта прав и свобод казахстанцев о соблюдении прав жителей нашей страны, комиссия служит своеобразным мостом между Главой государства и обществом. О практическом претворении в жизнь этого важнейшего направления работы рассказывает председатель Комиссии по правам человека при Президенте РК Сагинбек ТУРСУНОВ.
Статус обязывает – Сагинбек Токабаевич, нет сомнений, что статус комиссии, состоящей при Главе государства, очень высок, но велика и ответственность. Что в связи с этим можно сказать о результатах ее работы и векторе основных усилий? – Высокий статус комиссии и уникальное положение посредника между уполномоченными госорганами и неправительственным сектором способствуют не только оперативному выявлению болевых точек в сфере прав человека, но и конструктивному диалогу. Одно из основных направлений деятельности комиссии – предоставление в консультационном порядке Правительству, Парламенту, другим госорганам рекомендаций и докладов в области прав человека. Заключения и рекомендации комиссии учитываются в приоритетных направлениях правовой политики, способствуют более полной реализации казахстанцами своих прав и свобод. – Права человека – краеугольный камень в деятельности международных организаций, членом которых является Казахстан. Расскажите о вкладе комиссии в устранение причин, препятствующих нашим гражданам в полной мере воспользоваться своими законными правами. – Комиссия участвовала в принятии целого ряда важных решений, направленных на совершенствование государственного правозащитного механизма. Среди них – ратификация основных универсальных международных актов в сфере прав человека, образование межведомственной комиссии по международному гуманитарному праву и международным договорам по правам человека, учреждение института омбудсмена. – Не осталась в стороне от внимания комиссии реформа правоохранительной и судебной системы. На что обращалось внимание в первую очередь? – Прежде всего на введение института суда присяжных, передачу исправительных учреждений и следственных изоляторов из МВД Министерству юстиции, создание ювенальных судов в Астане и Алматы, введение судебного санкционирования ареста и моратория на смертную казнь. – Сагинбек Токабаевич, какие задачи для комиссии сегодня первостепенные? – В числе приоритетных – исполнение обязательств, вытекающих из ратифицированных международных договоров, касающихся защиты прав человека, создание независимых национальных превентивных механизмов для предупреждения пыток в местах содержания под стражей, приведение законодательной базы института омбудсмена в соответствие с международными стандартами. Важное место занимает и мониторинг выполнения рекомендаций Национального плана действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009–2012 годы. Большое внимание уделяется совершенствованию механизмов взаимодействия комиссии с институтами гражданского общества, международными организациями, посольствами. Первостепенную роль играет и формирование позитивного имиджа государства в правозащитной деятельности.
Программа консолидирующей направленности – Ежегодно комиссия направляет на имя Главы государства доклады о соблюдении прав человека. Насколько исчерпывающа эта информация и каковы основные акценты? – Одиннадцатого мая нынешнего года комиссия на своем расширенном заседании представила проект ежегодного доклада "О ситуации с правами человека в Казахстане в 2010 году". В его основу легли данные, представленные многочисленными государственными органами, неправительственными и международными правозащитными организациями. Нашли в нем отражение и результаты исследований комиссии, отражающие практически все аспекты состояния прав человека – гражданина Казахстана. – И каковы же эти аспекты? – Доклад насыщен фактами правозащитной работы, дает представление о национальном законодательстве в этой сфере, сравнивает ее с международными правовыми актами. В нем приводится ряд пожеланий по некоторым проблемным вопросам, касающимся соблюдения прав человека в ходе предварительного следствия и дознания, применения пыток отдельными сотрудниками правоохранительных органов, путях предотвращения этих нарушений, а также обеспечения конституционных прав граждан на получение информации. Помимо этого, в докладе представлен подробный анализ обеспечения прав женщин с учетом международных стандартов. Доклад одобрен Главой государства и направлен в Правительство и другие госорганы для исполнения содержащихся в нем рекомендаций. – Подтверждением особой значимости правозащитной деятельности стал и Национальный план действий в области прав человека в Республике Казахстан на 2009–2012 годы, одобренный Президентом 16 мая 2009 года. В чем квинтэссенция этого документа? – Это консолидированная программа, созданная при активном участии комиссии, международных и отечественных экспертов, представителей неправительственного сектора. В документе отражены механизмы совершенствования законодательства и правоприменительной практики, национальной системы защиты прав человека. Исполнение Национального плана действий в области прав человека имеет особую значимость. Следует отметить, что в совместном заявлении президентов США и Казахстана по итогам состоявшейся 11 апреля встречи в Вашингтоне подчеркнуто, что "Соединенные Штаты призывают Казахстан к имплементации своего дальновидного Национального плана действий в области прав человека на 2009–2012 годы и Концепции правовой политики на 2010–2020 годы". Мероприятия национального плана в конечном итоге должны способствовать процессу демократизации, защиты прав человека в республике в соответствии с международными стандартами, укреплению авторитета права.
Слагаемые правовой культуры – Комиссия, как "скорая помощь", спешит навстречу людям в случае нарушения их законных прав. Примеров, подтверждающих это, десятки. Но ведь нередко в драматическую ситуацию человек попадает из-за элементарного незнания своих прав. Превентивные меры здесь возможны? – Здесь не обойтись без правового просвещения, которое способствует повышению уровня правовой культуры. И это направление работы комиссии относится к разряду повседневных. Конкретную помощь в правовом просвещении оказывает цифровая библиотека по правам человека, созданная нами при содействии кластерного бюро ЮНЕСКО и Программы развития ООН (ПРООН) в Казахстане. Аналогов ей пока нет ни в СНГ, ни в странах Балтии. Нормативные правовые акты доступны в Интернете в режиме on-line (http://hrc.nabrk.kz). Заслужил признание пользователей и веб-сайт комиссии, существующий уже пять лет, а также электронная библиотека, где широко представлены материалы по правозащитной тематике на казахском и русском языках. – С какими жалобами обращаются казахстанцы? – В комиссию поступают сотни обращений, где сообщается о нарушениях трудового, пенсионного, финансового законодательства. Беспокоит людей и низкое качество предоставляемых услуг. Так, в течение 2010 года комиссией рассмотрено 1 320 письменных обращений, что на 183 документа больше, чем в 2009 году. Больше всего писем, как и в 2009 году, от жителей Алматы (18,86%) и Астаны (13,56%), а также из Карагандинской области (7,21%), Южно-Казахстанской (6,89%) и Акмолинской областей (6,66%). Много жалоб на действия (бездействие) и незаконные решения правоохранительных органов и их должностных лиц – 198, или 15,01%. Беспокоит нас и то, что многие местные госорганы и хозяйствующие субъекты не соблюдают нормы Закона РК "О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц". Право граждан на обращение тесно связано с правом на информацию. Механизм осуществления этого права также нуждается в детальной регламентации. Как показывает практика, назрела необходимость в принятии закона "О порядке рассмотрения обращений граждан в негосударственных организациях и учреждениях на территории Республики Казахстан". За нарушение норм действующего закона несут ответственность государственные органы, должностные лица, тогда как основная масса нарушений, в частности факты дискриминации в социальной сфере, происходит в негосударственных организациях. – Нынешний год для нашей страны особенный. В год 20-летия Независимости правозащитникам, наверное, тоже есть чем гордиться? – За два десятилетия государством многое сделано для утверждения в стране демократических основ и прав человека. Все действующее законодательство сформировано на основе базовых положений, закрепленных в международных договорах о правах человека, принципах обеспечения свободы и равенства всех казахстанцев независимо от религии, языка и социального положения. Казахстан стал полноправным участником более 60 основополагающих договоров ООН по правам человека, основанных на международных пактах о гражданских и политических, экономических, социальных и культурных правах. Наша страна стала узнаваемой на международной арене как государство с устойчивым реноме республики, последовательно проводящей демократический курс. В новое тысячелетие Казахстан вошел с новой правовой системой, ориентированной на утверждение принципов правового государства, в основе которой – строжайшее соблюдение прав, свобод человека. |