Пресс-служба Министерства экономического развития и торговли РК, 22 июля
Указом Президента Республики Казахстан от 21 июля 2011 года № 118 принята Прогнозная схема территориально-пространственного развития страны до 2020 года. Прогнозная схема направлена на обеспечение повышения благосостояния населения, рациональной организации и размещения социально-экономического потенциала на территории страны, позволяющее получить наибольший экономический эффект. По данным 2009 года экономическая плотность, рассчитанная как количество валовой добавленной стоимости на единицу площади страны, в Казахстане составила 40,4 тыс. долларов США, что значительно уступает экономической плотности таких стран Восточной Европы как Венгрия (1466 тыс. долларов США), Польша (1322 тыс. долларов США), а также стран СНГ как Россия (75,5 тыс. долларов США). В этой связи для Казахстана крайне актуальна задача стимулирования концентрации экономических и трудовых ресурсов в экономически перспективных районах и благоприятных для жизнедеятельности природно-климатических зонах, создания условий для роста экономической активности субъектов рынка и формирования единого внутреннего экономического пространства, гармонично интегрированного с мировой экономикой. Экономическая плотность регионов Республики Казахстан отличается высокой степенью дифференциации, что характеризует неравномерность экономического развития страны в территориальном разрезе. Четыре региона (города республиканского значения – Алматы, Астана, Атырауская и Карагандинская области) из шестнадцати обеспечили по итогам 2009 года 47,2% ВВП страны. В этих же регионах сосредоточились основные инвестиции и другие ресурсы экономики. С другой стороны, усиление неравномерности территориального развития является объективной общемировой тенденцией. Мировой опыт успешного развития ряда стран показывает, что это происходит в условиях территориальной концентрации производства, капитала и человеческих ресурсов в высокоурбанизированных зонах. Таким образом, в современных условиях пространство и месторасположение перестают рассматриваться как второстепенные факторы государственной политики и становятся важным фактором социально-экономического развития страны. Такие факторы как рост городов и агломераций, повышение мобильности населения, развитие торговли и услуг, служившие в последние два десятилетия катализаторами прогресса в развитых странах, в настоящее время выступают в качестве движущих сил и для развивающихся стран. Основными задачами Прогнозной схемы являются: – стимулирование территориальной концентрации производственных и трудовых ресурсов в "точках роста", экономически перспективных и благоприятных для жизнедеятельности районах; – стимулирование и регулируемое развитие процессов урбанизации и агломерирования с целью реализации в крупных городах эффекта масштаба производства и формирования основы инновационной экономики; – эффективное использование ресурсного потенциала страны и каждого региона, их преимуществ; – формирование конкурентоспособной экономической специализации регионов в республиканском разделении труда; – взаимоувязка перспективного размещения объектов инженерной инфраструктуры (транспортной, энергетической, а также водообеспечения) с размещением производительных сил и расселением населения; – формирование (моделирование) оптимальной системы расселения населения и размещения социальных объектов, направленной на повышение притока незанятого населения в перспективные регионы и обеспечение равного доступа населения к гарантированным государством социальным услугам, особенно в сельской местности и отдаленных районах; – развитие приграничных территорий. Прогнозная схема состоит из 4 разделов. Первый раздел отражает общую характеристику социально-экономического развития регионов; дает оценку регионов с точки зрения демографического потенциала и обеспеченности трудовыми ресурсами, основанную на комплексном анализе основных показателей изменения численности населения; показывает обеспеченность населения социальной и инженерной инфраструктурой в разрезе регионов (в т.ч. в сельской местности). Во втором разделе "Основные направления территориально-пространственного развития страны" определены цели, задачи территориально-пространственного развития страны до 2020 года; описаны сценарии регионального развития: инерционный (с сохранением действующих негативных тенденций) и управляемый (с активизацией ресурсного и экономического потенциала регионов при реализации конкурентоспособных стратегий их развития); определены стратегические направления развития регионов (потенциал, стратегии индустриально-инновационного развития). Также раздел описывает процессы формирования и эффективное развитие крупных агломераций и других систем расселения (схемы агломераций, современные тенденции образования агломераций вокруг крупных городов Казахстана, меры по регулируемому развитию агломераций, развитие систем расселения населения) и определяет основные меры по улучшению экологического состояния территорий (меры по сокращению выбросов в атмосферу вредных веществ, по совершенствованию управления промышленными и бытовыми отходами и др.). В третьем разделе приведены прогнозные схемы по перспективному развитию индустриального сектора и АПК с территориальной локализацией предприятий; по развитию инженерно-транспортной инфраструктуры (все виды транспорта, энергетическая и водообеспечивающая инфраструктуры). Раздел 4 "Индикаторы для мониторинга реализации Прогнозной схемы территориально-пространственного развития страны на предстоящий десятилетний период" отражает: 1) показатели развития регионов на предстоящий десятилетний период, в т.ч. из них: – обеспечение роста ВРП в реальном выражении к 2020 году относительно уровня 2009 года; – увеличение доли обрабатывающей промышленности в структуре промышленного производства региона, и др.; 2) прогнозные параметры развития отраслей, в т.ч. из них: – достижение в 2020 году роста объема добычи нефти, включая газовый конденсат, до 163,5 млн. тонн (рост в 2,1 раза к уровню 2009 года); – увеличение к 2020 году объема добычи угля до 152 млн. тонн (161,1% к 2009 году); – повышение производительности труда к 2020 году на одного занятого в сельском хозяйстве в 4 раза по сравнению с 2009 годом, и др. В целом Прогнозная схема является основой для разработки стратегических и программных документов государственными органами всех уровней. Так, в настоящее время уже разработан проект Программы "Развитие регионов". |